28 ноября 2024, 08:00

Известный путешественник из Карелии решил покорить Северный полюс

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 28 ноября в 2004 году

Карельский путешественник, руководитель турклуба «Скифы» Виктор Симонов ровно 20 лет назад решился на рискованный шаг. В составе московской экспедиции ему предстояло отправиться на Северный полюс вместе со всемирно известными Матвеем Шпаро и Борисом Смолиным. Главная сложность путешествия заключалась в том, что искателям приключений предстояло пройти маршрут в условиях Полярной ночи.

Первая тренировочная экспедиция перед походом на Полюс собиралась отправиться на самый север Урала. Путешественникам нужно было выяснить, смогут ли они психологически выдержать испытания. Нужно было и снаряжение проверить. Главное – хороший спальник, легкая, но теплая одежда. Чтобы вещи не впитывали влагу – уточнил Виктор Симонов: «Влага первый признак того, что человек в конечном итоге замерзнет». Закон всех экспедиций – не терять тепло. И тут главная роль у качественной обуви. Симонов даже принес свои ботинки – показать, в чем лучше на Полюс ходить. Сани путешественников будут весить примерно 160 килограммов. А чтобы тащить такую тяжесть, необходимо хорошо питаться. Впрочем, успех экспедиции зависел от многих факторов: «Без питания нельзя идти. Без подготовленного снаряжения нельзя. Без подготовленной в психологическом плане группы нельзя. Тут настолько все взаимосвязано. Если одно слабое звено появится – оно обязательно проявится в экспедиции».

На счету Виктора Симонова была не одна серьезная экспедиция. К этой он готовился особенно тщательно – ведь пришлось передвигаться в темноте, в условиях Полярной ночи.

...

В Карелии шел призыв на военную службу. Сборный пункт уже прошли несколько сотен новобранцев. Их родители волновались и часто звонили в военкомат, чтобы узнать, каково приходится их детям, есть ли у них горячий обед и постельное белье. Офицеры заверили, что обеспечивают всем необходимым солдат-срочников.

Каждый день изо всех районов Карелии к военкомату приезжали 18-летние юноши. С этого момента имя им «рядовой». Те три дня, что они проводили на Сборном пункте, считаются мостиком от гражданки к Вооруженным силам. Уже не дети, еще не солдаты, а впереди – два года срочной службы. Сергей Сабуров и сам уходил в армию именно из этого пункта. В 1982 году там еще стояли топчаны, а не кровати. Он потом служил в разных частях, в том числе за рубежом, потом стал начальником Сборного пункта Карелии.

«Мы не военкомате родились, - пошутил Сергей Сабуров. – Я сам пришел сюда с должности командира, у меня рота была 120 человек. Я всю жизнь опирался на командиров взводов и командиров рот. И такое понятие, как «дедовщина», я вам честно говорю, я не видел!»

Порядок и дисциплина у Сергея Сабурова были во главе угла. В 6.00 подъем, в 22.00 – отбой. А между ними медкомиссии, строевая подготовка, и, как водится, уборка территории. Про то, что сугробы кубиками учатся укладывать – это домыслы. А вот бравая внешность солдата оттачивалась именно на Сборном пункте. Носы утирать новобранцам никто там не собирался. Подполковник Александр Артемьев, который в то время был заместителем военкома РК, сказал, что Сборный пункт – это место, где портянку наматывать научат, а про развлечения заставят забыть: «Приходят сюда разные ребята. И подвыпившие, и сильно подвыпившие. В порядок приводим их непосредственно здесь. Здесь они забывают о том, что есть алкоголь, табак, развлечения, что есть улица. Конечно, они все становятся примерно одинаковые – симпатичные такие, молодые, чистые, как слеза».

Несколько сотен новобранцев только за первый месяц осеннего призыва 2004 года разлетелись на север и на юг. А всего через Сборный пункт тогда проходило примерно 3,5 тысячи в год. Там было все необходимое для жизни, и все же не хватало главного – дома. И это пугало больше, чем тяготы военной службы. Отцы-командиры отметили, что в Карелии стали более сознательно относиться к службе в армии. Именно поэтому наш военкомат был на хорошем счету у министерства обороны страны.

Ровно 20 лет назад начались беспорядки в соседней стране – Украине. За ними следила вся Россия. Оппозиция не хотела признать поражение на выборах своего лидера Виктора Ющенко и вывела на улицы десятки тысяч людей. Противостояние сторонников Виктора Януковича и Виктора Ющенко нарастало.

Что обо всем этом думали украинцы, постоянно проживающие на территории Карелии? Председатель Общества украинской культуры «Калина» Лариса Скрипникова так прокомментировала события: «Конечно, это очень волнует – меня, всех членов нашего общества. Потому что мы люди, потому что мы – граждане, потому что у каждого из нас в Украине есть могилы родителей, есть родственники. У меня там три мои родные сестры. Я целый день хожу под впечатлением. И вспоминаю ту старинную притчу, когда пришли две женщины к царю Соломону и стали делить ребенка. Настоящая мать – та, которая уступила, чтобы не разорвать его. Я не знаю, как можно было пойти и давать присягу в Верховной Раде на Библии, на Священной книге… Ющенко – порядочный человек, истинно верующий человек. Поэтому я не могу понять его поступка. Не могу понять и принять. По-человечески мне страшно. Я вчера звонила своим сестрам в Украину, у меня одна во Львове, одна – в Ровно. Это те области, в которых поддерживали Ющенко. И они не стали мне ничего по телефону говорить, они сказали: «Лариска, так страшно, что даже и говорить не хочется»… Остается молиться, чтобы хватило ума и у Ющенко и у Януковича».

Таким было 28 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2004 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.