Глава поселения и пенсионерка поссорились из-за придорожной канавы
Текст и фото: Антонина Кябелева
Эта ссора выглядит нелепой. Жительница Шуи Галина Уханова, которая перевалила за 70-летний рубеж, и глава Шуйского сельского поселения Анастасия Соколова всерьез повздорили из-за кювета, а точнее из-за дренажной канавы, прилегающей к участку пенсионерки.
Казалось бы, ну что можно делить в масштабах придорожной ямы? В нашей стране несколько метров «неразделенного» кювета легко могут стать предметом серьезного конфликта. В него оказались непосредственно втянутыми полиция, управление Росреестра по РК, карельское министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи, депутаты.
Дело дошло до суда. В настоящее время в Прионежском районном суде рассматривается иск администрации Шуйского сельского поселения к Галине Ухановой.
Мне удалось лично переговорить и с Галиной Ухановой, и с Анастасией Соколовой, а также собственными глазами увидеть, образно говоря, «яблоко раздора». Женщины ни за что не желают решить проблему мирным путем, найдя компромиссное решение. Они не скрывают, что не испытывают друг к другу нежных чувств. Каждая из них уверена, что правда на ее стороне. Тянущаяся с прошлого года конфликтная ситуация стоит женщинам нервов, здоровья, слез. Но они намерены идти до победного, точнее, судебного, конца.
Галина Уханова с мужем проживает в Шуе на улице Школьная в блочном двухэтажном доме, рассчитанном на четыре семьи. У каждой семьи есть личный участок. Земельный участок Ухановых выходит на автомобильную дорогу.
Автотрасса по улице Школьная долгое время находилась в ужасном состоянии. В 2019 году в республике нашлись деньги, и начался ее ремонт. К тому времени некоторые семьи засыпали дренажную канаву вдоль дороги, пододвинув свои заборы прямо к тротуару. До поры до времени местная власть на этот, следуя букве закона, самовольный захват земли смотрела сквозь пальцы. Когда строители приступили к ремонту трассы, граждане получили предписание убрать незаконно поставленные ограды. Это коснулось и Галины Ухановой, которая на месте дренажной канавы выращивала цветы.
«Представитель Управтодора сказал: мол, если вы здесь дренаж не сделаете, то у вас вода будет стоять под дорогой. И просто-напросто этот асфальт вспучится»,
- объяснила глава Шуйского поселения.
По ее словам, многие граждане ограды убрали сами, а забор Ухановой демонтировали с помощью строительной организации. В 2020 году вдоль улицы Школьная был сделан тротуар.
Галина Уханова рассказала, что после того как были выполнены дорожные работы, между тротуаром и ее участком образовалась безобразная канава. По ее словам, в канаву постоянно бросали мусор, она не чистилась, стал оседать грунт со стороны тротуара, а бордюры начали отходить от асфальтированного покрытия. На семейном совете, продолжила пенсионерка, было принято решение проложить на дне канавы дренажную трубу и засыпать ее песком. За свой счет Ухановы проложили вдоль своей придомовой территории трубу и засыпали канаву.
По словам Ухановой, она не могла смотреть на безобразный кювет и, чтобы облагородить общественную территорию напротив своего дома, провела соответствующие работы. Причем женщина утверждает, что, так как была проложена дренажная труба, то никакого вреда проезжей части ее вмешательство во внешний ландшафт не нанесло. Справедливости ради стоит сказать, что, несмотря на преклонный возраст и инвалидность, придомовой участок супруги содержат в идеальном состоянии.
Летом на месте бывшей канавы Галины Уханова посадила цветы. Так сказать, на зависть соседям, у которых перед домами остался кювет. Засыпаны только небольшие отрезки придорожной канавы, чтобы обеспечить проход в дом людей или проезд автомобилей. Под такими засыпанными частями тоже существуют старые дренажные трубы.
Несмотря на все благородство мотивов, факт остается фактом – Галина Уханова самовольно заняла земельный участок, а точнее небольшую полоску земли. Почему пенсионерка не пришла в сельскую администрацию и не согласовала свои действия с главой Шуйского сельского поселения? Этот вопрос у Ухановой вызывает раздражение. Она уверена, что Соколова ни за что не согласовала бы ей изменения.
Здание сельской администрации находится в пяти минутах ходьбы от дома Ухановых. Естественно, преобразования напротив дома пенсионерки не остались незамеченными муниципальной властью.
После соответствующего сигнала сотрудник полиции составил протокол об административном правонарушении, который был рассмотрен управлением Росреестра по РК.
В карельском управлении Росреестра, ознакомившись с материалами дела, пришли к выводу, что действия Ухановой были позитивными, направленными на соблюдение правил публичного порядка. Штраф в 5 тысяч рублей посчитали «несоразмерным допущенному нарушению».
В результате Галина Уханова отделалась устным замечанием и предупреждением не повторять подобные действия в будущем. Производство по делу было прекращено за «малозначительностью совершенного правонарушения».
Подобный исход не устроил Анастасию Соколову, которая обратилась с иском в суд с просьбой обязать пенсионерку привести канаву в первоначальное состояние, освободив ее от песка, грунта и дренажной трубы. Судебное разбирательство продолжаются до сих пор.
Естественно, больше всего меня интересовало, почему муниципальная власть тратит столько сил и времени, не жалеет денег на услуги юриста, чтобы «прижучить» неуступчивую пенсионерку. Неужели, гадала я, поселковой админстрации больше нечем заняться? У Анастасии Соколовой свой взгляд на происходящее, и свой резон.
Я поинтересовалась у главы поселения, что конкретно беспокоит ее в ситуации с зарытой канавой?
«Она положила трубу, но труба, во-первых, Д-20, она небольшая, то есть для дренажа ее недостаточно. Но дело ведь не в этом. Дело в том, что канава, по всем нормативам, - это неотъемлемая часть дороги. И дорога должна быть снабжена конструктивными элементами, чтобы она не разрушалась. И вот эта канава для этого предусмотрена. Это не территория граждан. Эта дорога в муниципальной собственности»,
- сказала Соколова.
Глава поселения уверена, что действия пенсионерки направлены не на облагораживание территории, а только на то, чтобы ей досадить.
- А вы бы дали ей разрешение, если бы она к вам пришла? – спросила я.
- Если бы дали технологические условия, дали бы положение, какая труба должна быть, то это делается. Мы делаем технологическое присоединение заездов у людей, - сказала Анастасия Соколова.
Мне показалось, что она сама не верит в то, что Уханова могла бы добиться официального разрешения. Технологические проезды к своим участкам – вещь необходимая, это сложно не согласовать. А вот желание пенсионерки на месте канавы посадить цветочки – совсем другая история.
По улице Школьная немало домов, дренажная канава возле которых находится в ужасающем состоянии. Сваленные бетонные плиты, деревянные подпорки для проседающих в канаву заборов, куски бетона, мусор, - все это никак не украшает сельский пейзаж. Даже без строительного образования очевидно, что с придорожной канавой нужно что-то делать.
«Даже если они свалены, это наша зона ответственности»,
- сказала Соколова по поводу брошенных кусков бетона.
Она пожаловалась на недостаток финансирования и то, что на все у местной администрации не хватает ни денег, ни сил. Соколова заметила, что некоторые бетонные плиты появились в канаве, чтобы не осыпалась земля. Она сказала, что официально разрешила гражданам их положить. Сомневаюсь, что эти граждане предоставляли «технологические условия».
По-человечески легко понять людей, вынужденных хоть как-то укреплять ненадежный кювет. Все это понятно, но почему нужно бороться с пенсионеркой, которая, лично у меня сложилось такое впечатление, вреда никому не нанесла?
Солокова признала, что пока никаких проблем из-за существующей дренажной трубы на участке возле дома Ухановой не возникало, но как вода поведет себя в будущем, она предсказать не может.
«С ней вопрос весь в том, что она засыпала повторно без разрешения. Хотя она знала, что это незаконные действия»,
- заметила Анастасия Соколова.
Ее беспокоит еще и то, что примеру Ухановой могут последовать соседи, которые тоже захотят навести красоту под окнами. Глава поселения убеждена, что общественные территории не сохранить, если каждый будет делать все, что захочет, не спрашивая разрешения у муниципальной власти.
Не секрет, что в Шуе немало расположенных рядом с рекой домов, где в 20-метровой береговой зоне граждане делают все, что им вздумается. И заборы ставят, и искусственные насыпи делают, и бани с домами строят.
«Это не полномочия администрации. Есть Росприроднадзор, который регулярно выезжает»,
- тут же поправила меня Анастасия Соколова.
Наверное, я бы без тени сомнения приняла сторону Соколовой, если бы пенсионерка взяла и по своей прихоти засыпала канаву перед домом. Это, действительно, угрожало бы состоянию дороги и никакие цветочки не смогли бы оправдать подобные действия. Но Уханова проложила трубу, соединив ее с сохранившейся дренажной системой. По сути, пенсионерка за свои деньги осуществила технологически более грамотное и разумное решение проблемы. Но при этом нарушила закон.
Я уверена, что данный конфликт лежит не в правовой, а в психологической плоскости. К сожалению, мы разучились слышать и понимать друг друга. Галина Уханова даже думать не хочет о возможном визите к главе поселения. Анастасия Соколова, как мне показалось, видит в пенсионерке сознательного вредителя, нацеленного на то, чтобы отравить ей жизнь и снизить авторитет.
В конце разговора в глазах моих собеседниц появились слезы. Видимо, от несправедливых обвинений. Из Шуи я уезжала не то чтобы с тяжелым сердцем, а с каким-то искренним непониманием мотивации, которая движет людьми. В непонятных склоках и в пустых обидах проходит жизнь. Если пенсионерку и заставят раскопать канаву, то вряд ли от этого общественные территории в Шуе станут краше, а дороги надежнее.