Пусть там меня научат. Как и чему учатся петрозаводчане за границей

Учебой за границей сегодня никого не удивишь. У каждого есть как минимум один знакомый, который поступил в колледж в Финляндии или хотя бы ездил по студенческому обмену учиться в другую страну. Но при этом не покидает ощущение, что учеба в вузах Америки, Европы или Азии -это как-то сложно и почти нереально.
Мы попросили семь молодых петрозаводчан, которые уехали за знаниями за границу, прояснить ситуацию: просто ли сегодня учиться не в родной стране и что нужно для этого сделать, если хочется погрузиться в новую культурную среду.

Николай Мажорин
Выпускник строительного факультета ПетрГУ. Уехал работать в Чехию, где проходил языковые курсы.

Ближе к окончанию вуза в Петрозаводске я начал думать, чем буду заниматься дальше. В итоге я решил, что хочу переехать в другую страну и там найти работу. Думаю, что к этому выбору подтолкнули путешествия по странам Европы во время учебы на третьем-четвертом курсах.
Чехия привлекла в первую очередь своей столицей, наверное. Я очень люблю Прагу и ее архитектуру. И потом в жизни там есть множество плюсов: славянский народ с похожим на наш менталитетом, язык, который довольно легко учится, и относительно низкие цены. Хотя есть, конечно, и соответствующий минус - невысокая, по сравнению с другими западными или скандинавскими странами, заработная плата.
Для того чтобы выучить язык на должном уровне, я прошел курсы Smart School, которые мне посоветовала преподавательница языковой школы в Петрозаводске, за что ей спасибо.
Обучение длилось один учебный год, стоимость составляла где-то 3,5 тысячи евро. Мне повезло, что успел отучиться до обвала рубля.
Надо отметить, что язык я начал учить еще в Петрозаводске, так что разговаривать я мог с первых дней, как приехал. Это было, конечно, непросто, но со временем я освоился. Сейчас владею чешским свободно.
После полугода обучения можно уже довольно свободно говорить на общие темы, а через год и владеть чешским без затруднений. Сложности могут возникать только при общении на разговорном чешском, когда в речи используются слова, перевод которых невозможно найти в словарях. Понять их можно только через контекст.
Тем не менее мой совет – всегда иметь при себе словарь, в том же телефоне. Словарный запас придется пополнять постоянно.
Сейчас я работаю в Чехии по специальности в строительной фирме: занимаюсь проектированием жилых и общественных зданий. Менять страну проживания пока не планирую и вряд ли стану. Насчет возвращения в Россию сложно сказать. Когда-нибудь, может, и да, но точно не в ближайшие несколько лет.
Анна Яшкина
Окончила филологический факультет ПетрГУ. Уехала учиться в Государственный университет Турина по программе «Международные отношения в туризме».

Самая большая проблема в Италии – это бюрократия. Формально вступительный экзамен я сдала в сентябре, но готовить документы для поступления начала еще в декабре. На российский диплом нужно было сделать апостиль в Министерстве образования, заверить его в генеральном консульстве Италии в Санкт-Петербурге. Ездить в Питер пришлось часто: мне переводили диплом, делали еще целую кучу документов, с которыми мне затем нужно было ехать в Турин. Все это обошлось во внушительную сумму: один апостиль стоит 2,5 тысячи рублей.
Помимо учебных документов, есть вопрос с визой, которую выдают только на полгода с расчетом, что непосредственно в Италии ты сделаешь учебный вид на жительство. Это тоже отнимает много времени. Я подала документы в начале сентября, а получила необходимый документ на руки только в конце декабря. Действует он, кстати, до февраля, так что мне во время сессии придется снова оформлять этот аналог визы. Все справки, само собой, платные.
Попасть в университет мне очень помог диплом ПетрГУ. Благодаря пяти годам обучения на специалитете я смогла сразу поступить в магистратуру, минуя бакалавриат.
Для поступления необходимо отправить документы, в которых будет указано количество курсов и часов, которые ты прослушал.

В Италии учеба в университете бесплатная, но есть ежегодный налог, который нужно заплатить. Здесь поделюсь лайфхаком:
налог можно уменьшить, если собрать справки о доходе семьи. Сперва делаешь аналогичные документы в России, затем отправляешь их в переведенном виде в Италию.
Информацию об этом не так просто найти: в университете тебе не будут сообщать об этом специально, а на официальном сайте еще придется покопаться, чтобы обнаружить то, что ищешь. Сообщение о возможности снизить налог мне попалось на глаза в одном из блогов, который вела девочка, учившаяся в Италии. В итоге, год учебы обошелся мне порядка 600 евро, а без скидки полная сумма составила бы примерно 3 тысячи евро.
Пока мне кажется, что учиться в Италии легче, чем у нас. Мне нравится, что курсы идут на итальянском языке. Язык я учу уже год: сперва делала это самостоятельно, потом брала платные курсы в итальянской школе, где мне присвоили уровень В2. Есть и бесплатные курсы в университете. Кстати, итальянский нужно сдавать на вступительных экзаменах, но иногда это просто формальность. Кого-то проверяют довольно строго, мне же по сути нужно было просто подписать бумагу и понять, о чем со мной в это время говорят. Сейчас в жизни никаких проблем с языком у меня нет.
Сам по себе итальянский кажется мне сложнее английского. При изучении очень помогает курс латыни, который был у меня в Петрозаводске.
В магистратуре мне нужно учиться два года. Если говорить об отличиях с моей учебой в ПетрГУ, то здесь меньше пар, а в остальном - все так же. Конечно, в итальянском вузе нет той теплой, почти семейной атмосферы, которая была у нас на кафедре. Но это связано с огромными потоками студентов: на первом курсе бакалавриата на лекции могут присутствовать несколько сотен человек, поэтому никакого индивидуального отношения просто не может быть.
К пропускам здесь относятся лояльно. Если ты не пришел на лекцию, то на это закроют глаза. На экзамене же будут оценивать объективно, без учета прогулов или работы на парах.

В Турине учатся русские, украинцы, белорусы, но в основном студенты – это итальянцы. У себя в группе я единственная иностранка. Китайцы и вовсе учатся по отдельным программам.
Итальянцы очень долго живут с родителями, лет до 30. Наверное, поэтому они показались мне немного инфантильными. Иной раз, когда с ними разговариваешь, чувствуешь себя каким-то старым мудрецом с бородой. Я рассказала о своих приключениях с документами, а мои одногруппники смотрели на меня со священным ужасом в глазах.
Хочу ли я после университета остаться работать в Европе? Не загадываю, как сложится жизнь. Могу сказать одно. Остаться в Италии жить не так просто, как кажется. Если в некоторых странах с учетом лет, проведенных в университете, ты можешь уже претендовать на европейский паспорт, то в Италии студенческие годы не учитываются. С рабочей визой ты начнешь все с нуля, а на гражданство можно претендовать только через десять лет.
Найти работу приезжему тоже нелегко, потому что гораздо проще взять на вакансию родственника, за которого придется платить меньше налогов. Иметь в штате постороннего человека, тем более иностранца, в разы дороже. Здесь, как и в России, лучше везде иметь связи.
В Туринском университете есть специальная программа, в рамках которой выпускникам помогают найти работу, но я не загадываю на столь долгий срок. Пока я разбираюсь с образованием и уже волнуюсь, как буду писать диплом на итальянском языке.
Дмитрий Кукушкин
Окончил Петрозаводскую консерваторию по классу фортепиано. Выпускник Long Island Conservatory of Music в Нью-Йорке

В 2011 году, когда я учился на первом курсе Петрозаводской консерватории, у меня возникли проблемы с армией. Собственно, только из-за этого появилась идея уехать учиться за границу. Я написал о желании своему будущему педагогу в Нью-Йорке Тамаре Поддубной, и она сразу ответила мне положительно.
Вступительные испытания в консерваторию Лонг-Айленда не отличаются от экзаменов в любой музыкальный вуз. Мне нужно было решить задачу по гармонии, сдать сольфеджио и непосредственно исполнительский экзамен, вместо которого я играл открытый консерваторский конкурс. Я занял в нем первое место, за что получил необходимую стипендию, покрывающую 80% стоимости первого года обучения, порядка 2,5 тысяч долларов и возможность сыграть с оркестром Juilliard School [одно из крупнейших американских высших учебных заведений в области искусства и музыки – Прим. ред.].
Все консерватории в США платные и частные. Есть два бесплатных места в Curtis Institute of Music в Филадельфии, но там сумасшедший конкурс.
Плюсы американского музыкального образования – это дисциплина. Это касается в том числе посещаемости.
В рамках одного курса ты можешь пропустить всего три занятия, причем неважно, по какой причине: заболел ты, проспал или не смог прийти. Если пропусков больше трех, то ты автоматически получаешь недопуск к экзамену и проходишь весь курс заново.
Теоретически – это плюс, но по факту это не очень удобно. Мы все живые люди и в жизни бывает разное. У меня был момент, когда я пропустил больше трех занятий. За прогулы хора мне грозило не только продление курса, но и оплачивание его из собственного кармана. Мне повезло, что в этот момент я готовился к конкурсу в Carnegie Hall, и меня простили.
Еще один плюс – это возможность играть в известных залах и ничего за это не платить.

Российское музыкальное образование я все равно держу в приоритете. Русскую музыкальную школу больше ценят в мире. В плане обучения в Америке любые курсы были обзорными, мы не углублялись в детали. Когда я решал задания меньше чем за 10 минут, все удивлялись, как я это делаю. Просто нас этому хорошо научили еще в музыкальном колледже в России.
Самым сложным в Америке для меня было понимать людей. Начнем с того, что я ехал в Нью-Йорк без знания английского языка. Меня сразу записали на языковые курсы в консерватории, которые я вообще не имел права пропускать.
Я ходил на занятия каждый день, начиная с уровня B1. Сейчас, спустя четыре года, я знаю английский на уровне Advanced.
С обычным английским у меня проблем нет, с музыкальной лексикой - тоже. Хотя, конечно, New-York Times свободно читать не смогу.

Трудоустроиться после окончания консерватории очень сложно. Да, концерты в известных залах, о которых я говорил, дают шанс, что тебя кто-то заметит и предложит работу. Но 95 процентов выпускников не занимаются концертной деятельностью. Из вариантов – можно устроиться на административную должность в самой консерватории. Так сделала моя подруга, которая сейчас занимается бумагами для поступающих.
Второй вариант – работа в крупных музыкальных компаниях типа Columbia music management, где ты тоже не будешь играть, а начнешь заниматься организацией концертов других музыкантов.
Но попасть без связей и туда крайне тяжело, зарплата маленькая. Скорее всего, в первый год придется работать стажером и получать половину суммы. Минимальная зарплата сейчас 12 долларов в час.
Конечно, есть вариант частной педагогической деятельности. Подать объявление можно на специальном сайте. Корочка может помочь увеличить стоимость твоего урока. Скажем, если ты окончил «Джулиард», то вместо 80 долларов в час можно брать 120 долларов.
Если бы я занялся педагогикой, то тоже мог бы брать больше 80 долларов, но за счет диплома Петрозаводской консерватории. С русским образованием я бы мог требовать за урок около 100 долларов в час.
Вообще в американских консерваториях в основном учатся русские и азиаты. Американцы не тянут профессиональное музыкальное образование, потому что это нереально, в том числе с финансовой точки зрения. Брать кредит на учебу, выплачивать его всю жизнь при условии таких сложностей с трудоустройством, - это бессмысленно.
Отчасти все это связано с тем, что в США нет бесплатных музыкальных школ, а если родители и нанимают репетитора, то просят разучить с ребенком, скажем, рождественскую песенку, с которой он выступит на праздничном ужине перед гостями. Никаких Шопенов на этом уровне не играют.
Антон Филатов
Выпускник физико-технического факультета ПетрГУ, полтора семестра проучился в магистратуре Чешского технического университета

После того как я окончил бакалавриат ПетрГУ и поступил в магистратуру нашего университета, мне захотелось чего-то интересного в своей жизни. Бросить вызов самому себе. Поэтому я решил поступать в Чехию, где бесплатное образование на чешском языке, который не так сложно выучить.
Я сам выучил язык, приехал туда, написал мотивационное письмо, рассказав, какой я хороший и какие у меня замечательные оценки, после чего меня взяли без экзаменов.
В Чехии считается, что если у тебя средний балл диплома выше 4,2, то это очень круто. Мой средний балл был 4,3. В понимании чехов, трудно быть крутым специалистом по всем предметам, поэтому только очень умные люди могут успевать везде на отлично. В России же достаточно выполнять то, что нужно, и понимать хоть что-нибудь. Так что в этом плане, у русских студентов есть бонус.
Вообще, при поступлении нужно было сдавать какой-то технический экзамен на чешском, и мои одногруппники из России и Казахстана рассказывали, что там было не очень-то легко.

В Праге я учился на специальности «Мультимедиа и электроника». В Петрозаводске я заканчивал «Наноэлектронику, микроэлектронику», так что можно сказать, что продолжил обучение по тому же направлению. В программе были курсы, которые я уже слушал в России, так что была возможность сравнить две системы.
В России теория была довольно растянутая и серьезная, а на практике нам нужно было нарисовать микросхему на миллиметровой бумаге. В такие моменты было ощущение, что ты оказался в 70-х годах с линейкой. Тот же предмет в Чехии по теории был более сжатым, но в то же время нам рассказывали о самых современных технологиях и техпроцессах.
На практике мы сталкивались с современным программным комплексом, на котором чертили те же микросхемы, но их можно было отправить на завод в Китай, где бы по чертежам все напечатали.
Не знаю, как сейчас, но четыре года назад в программу российского бакалавриата упорно пытались втиснуть курсы специалитета, пять лет переделав в четыре. В Чехии есть четкое деление на бакалавриат и магистратуру. Скажем, то, что в России считается базой для технических специальностей и преподается в самом начале (например, комбинаторика), в Чехии легко может оказаться в магистерской программе.
То есть в магистратуру идут те, кто хочет строить научную карьеру, а чтобы пойти простым инженером на завод, не нужен такой уровень знаний.
Что мне дала учеба в Чехии? Это спорная тема. Если быть категоричным, то ничего особенного. Если подходить к вопросу проще, то навык поиска нужной мне информации, чуть более широкий кругозор. Мне вообще кажется, что последние годы (десятилетия?) происходит жуткая инфляция высшего образования. Оно перестает чего-то стоить, перестает успевать за прогрессом. Например, для сферы разработки программного обеспечения пять лет – вечность, а в университете это время занимает набор и выпуск специалистов. То же самое относится к дизайну в IT и некоторым гуманитарным и бизнес-специальностям. Есть, конечно, какие-то базовые вещи, которые не устаревают, но мир стал слишком быстро меняться.
Егор Фомин
Студент университета прикладных наук города Каяани по программе «Международный бизнес». Во время обучения в Финляндии ездил по обмену в Англию, в Центральный университет Ланкашира

В Финляндию я поступил сразу после школы. Окончив 17-ю гимназию, я не хотел терять время и уровень английского, так что сразу решил уехать за границу.
Для того чтобы уехать учиться в Финляндию, нужны результаты сертифицированного языкового теста по английскому языку (IELTS, Pearson или любой другой), а также справка о финансовой состоятельности – выписка из банка: на счету должно единовременно находиться 7 тысяч евро. Это сумма достаточная, чтобы прожить в Финляндии ровно год. С этим пакетом документов можно претендовать на вид на жительство в стране.
Для поступления в конкретный вуз четыре года назад нужно было сдать экзамен самого университета. В моем случае это общий экзамен по бизнесу, так как я выбрал направление "Международный бизнес".
Мне нужно было проанализировать финансовый отчет одной из финских фирм, который присылают всем абитуриентам. Сам экзамен в формате собеседования сдается в феврале.
Чтобы разобраться с финансовым отчетом, мне пришлось записаться на курсы в одну из языковых школ Петрозаводска. Самостоятельно я бы понял меньше десятой части всей информации. Там же мне рассказали, чего ждать от обучения в Финляндии, так что когда я поступал, то прошел почти во все финские вузы, в которые подавал документы. Подавать заявления можно было минимум в четыре, максимум в шесть университетов. Сейчас эти цифры, возможно, изменились.
Документы на поступление в университет можно отправлять либо самостоятельно, либо через языковые школы, которые оказывают такие услуги.
Мой совет: если делаете все сами, то отправляйте документы платной почтой, каким-нибудь DHL, чтобы посылка точно дошла.

В программу «Международный бизнес» входят самые базовые понятия предпринимательства, немного экономики, базовая бухгалтерия. Это то, что нужно знать, чтобы работать в сфере бизнеса, будь то крупная компания, где ты станешь менеджером, или собственное дело.
Финское образование я бы назвал более активным, чем российское. Вы ходите на лекции, изучаете. Здесь нет конспектов.
Домашнее задание, конечно, присутствует, но вас никогда не попросят заучить главу из учебника, а потом отвечать по ней на вопросы преподавателю. Дается материал, который нужно изучить, понять. Проверять будут потом, на экзаменах посреди семестра.
В Финляндии нельзя набрать все курсы по выбору. Есть определенное количество материала, которое должно быть у студента обязательно. Но можно взять дополнительные курсы – extra curriculum. Для них есть специально выделенный объем кредитов (часов).
В Англию я поехал на втором году обучения и провел там целый год. Когда вы подаете заявление на поездку по обмену, то нужно обязательно учесть, что в другом университете будет программа, похожая на вашу, а материалы не будут сильно отличаться. Если же там не будет конкретно такой же программы, но есть подходящие курсы, то можно составить свое расписание самостоятельно. Связываетесь с университетом обмена, запрашиваете список доступных курсов, а затем расставляете галочки напротив наиболее интересных для вас .
Когда я поехал в Англию, мне прислали огромное количество вариантов, чем можно заниматься, но конкретной программы по международному бизнесу у них не было. Поэтому я набрал курсов со всех годов обучения, в результате чего получил то, что было нужно.
Здесь я бы посоветовал хорошо рассчитывать свои силы. На предметах с начальных курсов подробно объясняют, что и как, а в рамках занятий, предназначенных для выпускников, будете иметь дело с узкоспециальными знаниями.
Официально в Финляндии дается 3,5 года на получение образования. Этот срок можно продлить на полгода в случае каких-то трудностей. Например, если ты много пропустил и тебе не поставили зачет по одному из курсов. С другой стороны, процесс можно и ускорить. Моя однокурсница выпустилась за 2,5 года: она проходила практику летом, пока все отдыхали, и параллельно писала диплом.
Мой университет прикладных наук уже в самом названии предполагает изучение тех вещей, которые пригодятся на практике. Есть, конечно, более узкие направления, в том числе в точных науках, где обучение будет близко к нашей системе образования. Как-то вместе с моим другом, который учится в питерском вузе на инженера, мы провели сравнение двух систем образования и пришли к выводу, что в Финляндии нет такой вещи, как общие знания по всем предметам.
Когда за 2,5 года выпускается инженер, то он может работать по своей узкой специальности практически где угодно. В России инженерное образование занимает пять или шесть лет, но после него человек может работать везде, потому что у него есть общие понятия об инженерии.
Мне рассказывали шутку, что если пригласить финна-электрика поменять лампочку, то он все сделает. Но пригласи его же поменять проводку, он спросит, а как это делается, потому что не специализируется на этом.
К сожалению, сейчас обучение в Финляндии стало платным. Теперь для поступающих на английские курсы иностранцев нужно платить довольно крупную сумму. В моем университете она составляет 6 тысяч евро за первый год и 3 тысячи евро за каждый последующий. Довольно много университетов установили высокие ставки. Суммы могут доходить до 10 и 7 тысяч в год. Но успешным студентам помогают грантами и стипендиями, которые могут погасить часть этих расходов. Это сделано для того, чтобы не было нахлебничества, когда иностранцы подделывают документы и пытаются учиться на халяву, вместо того чтобы оставаться у себя в стране.