Два капитана. Приключения петрозаводчанина Ильи Тимина в Арктике
И это только одно из открытий уникальной экспедиции лета 2017 года в краю тюленей и белых медведей, организованной ассоциацией «Морское наследие: исследуем и сохраним» на территории Национального парка "Русская Арктика".
Уговаривать отправиться в дорогу известного петрозаводского фотографа, туриста, рыбака и охотника Илью Тимина никогда не приходится. Вот и этим летом, как только Илье позвонил знакомый и сообщил, что в экспедиции к Земле Франца-Иосифа как будто специально для него есть вакансия, он не стал долго думать.
Поставил в известность жену (Мария потом скажет подружкам: «Попробуй Тимина не отпусти!»), озадачил ее и дочек домашними проектами, которые им предстоит вести в его отсутствие, и стал собираться в долгий путь.
Конечно, осознавал: переплыть Северный Ледовитый океан на небольшой яхте под парусами и с помощью мотора – это не наше Онежское озеро пересечь. Однако последние сомнения развеял голос в трубке мобильного телефона:
— Будет тяжело, это настоящая работа. Но с такими, как Миха Тигушкин и вся остальная команда профессионалов, все будет ок! - так сказал старый друг-мореман Владимир Лазарев (в народе известный как Бобус).
В команде из 9 человек вместе с москвичами, петербуржцами и уроженцами Петрозаводска - капитаном «Alter Ego» Михаилом Тигушкиным и механиком Кириллом Савчуком - Илья оказался неслучайно.
Он заядлый фотограф, в юности успел познакомиться с основами морского парусного дела в известном клубе «Полярный Одиссей», имеет достаточный егерский опыт.
В экспедиции, организованной в Арктику с исследовательскими и научными целями, кроме дежурства со старшим по вахте Андреем Скоровым Илье предстояло наблюдать миграцию птиц, вести их учет, а также отвечать за безопасность команды при встрече с белыми медведями.
Хозяин Арктики
Из экспедиции он привез домой сотни гигабайтов отснятых фотографий животных и птиц. На систематизацию фотоматериала, конечно, потребуется время. Пока же путешественник все еще не «переболел» экспедицией и с ностальгическим настроением выкладывает на своей странице в социальной сети отдельные снимки.
Вот краснокнижная белая чайка, похожая на белого голубя, - самая северная, морозоустойчивая и редкая птица в Арктике. Свое название она получила благодаря внешнему виду, который служит отличной маскировкой на белом снегу. Белых чаек в Арктике и в мире, увы, очень мало - здесь их большой океанский дом с маленьким архипелагом ЗФИ.
А это белый медведь возвращается с неудачной охоты на льдинах. Еще несколько шагов - и он скроется в прибрежном ропаке, откуда заскочит в береговую складку. Так как мишка не заявил о своих намерениях открыто и понятно - путешественникам пришлось ретироваться.
— И не зря, так как по расщелине он поднялся чуть выше нас, и вдруг стал несколько ближе. Отступили не зря - лучше перестраховаться,
- поясняет Илья.
Илья рассказал, что в экспедиции на архипелаг Земля Франца-Иосифа было мало встреч с белыми медведями. Точнее, почти не было удобных моментов для фото. А так как в задачи путешественников не входила художественная съемка мишек, то руководители экспедиции в целях безопасности не форсировали ситуацию.
Еще одной задачей экспедиции, кроме наблюдения за птицами и животными, было оценить объемы загрязнения островов мусором. Путешественники выяснили, что в большом количестве в арктических водах встречается именно мусор от рыболовного промысла - приплывшие с материка буйки от рыболовных сетей, стеклянные бутылки, пластмассовые канистры. Часть отходов участники экспедиции смогли вывезти на яхте. Но далеко не всё: «Alter Ego» - судно очень небольшое.
Искали Анну — нашли Эйру
Но основной целью экспедиции «По следам двух капитанов» проекта «Открытый океан: Архипелаги Арктики – 2017» на яхте «Альтер Эго» был все-таки поиск следов пропавшей в 1914 году шхуны «Св. Анна» экспедиции Георгия Брусилова. Именно загадке исчезновения «Св. Анны» был посвящен знаменитый роман Вениамина Каверина «Два капитана» и два одноименных фильма.
В путешествии шхуна была зажата льдами, и после многомесячного дрейфа во льдах отряд из 11 человек покинул ее. Девять из них по пути погибли или пропали без вести, двое были спасены экспедицией Георгия Седова, возвращавшейся на материк после зимовки на острове Гукера. О судьбе членов экспедиции, оставшихся на борту «Святой Анны», ничего не известно до сих пор.
«Св. Анну» путешественники так и не нашли. Однако волей случая, оказавшись в районе мыса Флора, путешественники сделали другое открытие. Как известно, в 1881-1882 годах, впервые за историю освоения Арктики в этих местах осталась на вынужденную зимовку английская экспедиция Бенджамина Ли Смита, после того как раздавленная льдами затонула его шхуна «Эйра».
«Альтер Эго», оборудованная многолучевым эхолотом, прошла с локацией несколько галсов в предполагаемом районе крушения. На глубине около двадцати метров был получен сигнал, указывающий на наличие некоего крупного подводного объекта.
Последующая подводная съемка подтвердила наличие на песчаном дне артефакта, замытого песком. Такой объект вполне соответствует по габаритам и материалу остову деревянного судна, а его местоположение указывает на вероятность того, что скорее всего это судно – «Эйра». Путешественники надеются, что их сенсационное открытие найдет подтверждение.
"В одной лодке"
Кто "в одной лодке" по океану не плыл, тому не понять. Только, возвратившись домой, Тимин мысленно все еще там, в Арктике, в которой впервые побывал этим летом. Перед глазами - вечные льды и пирамиды из снега, гордо парящие в небе птицы, вахтенные смены на яхте, когда вся команда спит, а ты по-ястребиному цепко смотришь вперед: нет ли там какой опасности, белых медведей, например, которые постоянно держали команду в тонусе.
И, конечно же, его команда, которая на время экспедиции стала его семьей. Стали как родные - все вместе и каждый в отдельности.
Самым трудным в экспедиции был арктический день, когда солнце не уходит за горизонт. В августе здесь и днем и ночью примерно одинаковая освещенность. Книжку в рубке можно читать ночью, не включая свет. Значимые моменты - сколько пути пройдено и сколько осталось. И, конечно, при правильных ветрах не забывать ускорять яхту правильными парусами.
Работали не в соответствии со временем суток, а когда позволяла погода. Спали тогда, когда могли спать. Еще попадали в сложные ситуации в связи с ледовой обстановкой - были риски остаться во льдах на длительное время,
— подытоживает Тимин.
В такую ледовую ловушку «Альтер Эго» попала однажды утром во время их вахты с Андреем Скоровым. Обломки льда плотным кольцом окружили судно со всех сторон, и, казалось, из этой западни им не выбраться.
Как обычно, седьмым чувством сквозь сон неладное почуял капитан. Михаил Тигушкин поднялся на палубу. Встал за штурвал и не спеша, аккуратно, чтобы не повредить осколками льда винты, стал выводить судно на живую воду. А в это время за обстановкой с мачты тщательно следил впередсмотрящий.
В тонусе держала путешественников и океанская вода. При температуре -1 градус в такой воде человек погибает за считаные минуты. Так что расхожее среди путешественников выражение "Хочешь, чтобы тебя искали - надевай спасжилет" Илья усвоил с первого дня, и не только не выходил на палубу без жилета, но при сильном ветре еще и привязывал себя тросом к металлической конструкции яхты.
По итогу наш петрозаводский путешественник и вся славная команда августовской экспедиции "Alter Ego" по праву могут гордиться. Потому что по пальцам одной руки можно пересчитать, сколько небольших яхт, управляемых парусом и мотором, за всю историю освоения Арктики рискнули переплыть Северный Ледовитый океан. А "Alter Ego" это удалось!
PS. Отдыхать от Арктики дома Илье не приходится. В лицее №1 он провел уже несколько уроков географии, посвященных самой северной земле Евразии. Впереди уроки биологии с рассказом о биоразнообразии Земли Франца-Иосифа. Все рассказы подкреплены авторскими фотографиями и видеосюжетами!
И под конец - самое вкусное фото Ильи Тимина из экспедиции в Арктику - почти автопортрет.