Культы

Культы

КУЛЬТЫ, поклонение к.-л. или ч.-л., наделяемому сверхъестеств. силой, выражающееся в исполнении определенных обрядовых действий.

Культ деревьев. Характерен для народов лесной полосы, основан на вере в существование души дерева, в способность деревьев или рощ покровительствовать чел. У народов Карелии в кон. 19―нач. 20 в. на бытовом уровне выражался в убеждении, что если дерево будет срублено «не по правилам», его душа может отомстить чел., отнять у него здоровье и саму жизнь.

Так, в Водлозерье чел. прикасался свободной от топора рукой к каждому срубаемому дереву, мысленно прося у него прощения. Статус священных получали деревья на кладбищах или у росстаней тайных старообрядческих троп, когда в вырубленных внутри них нишах устанавливались распятия или медные иконы; «дорожные» деревья на перепутьях или озерных и речных мысах, к ветвям к-рых путники привешивали цв. тряпочки или бросали монетки к корням, чтобы путь был удачным.

Культ духов-хозяев. Пантеон др.-рус. божеств сильно отличался от пантеона божеств древних вепсов и карел, хотя имелись и аналогии (Перун и Укко ― громовержцы). Под влиянием христианства ч. представлений о древних божествах исчезла, ч. др.-рус. божеств под др. именами вошла в состав христианских покровителей скотоводства (Власий, Макарий) или прядения (Параскева Пятница), а ч. была переведена на уровень духов низш. мифологии.

По преданию, после войны Бога и Сатаны последний увел свою дружину в ад, его союзники были сброшены на землю. Кто упал на дом, стал домовым, кто на баню ― банником, кто упал в лес, стал лесным духом, а кто в воду ― водяным духом. Общими у всех народов Карелии являются представления о ду-хах лесной стихии ― «хозяевах леса»,       т. е. леших. Ветры у русских Пудожья и Поморья ― это 4 брата, к-рые          разъезжают по небу на тройке коней, запряженных в колесницы. У карел представления о возд. «бесах» ― мелких и многочисленных ― не отмечались,          а о духах водной стихии ― водяных и русалках ― совпадают с рус.

Водяные царствуют каждый в своем озере или реке, а русалки расчесывают волосы на камне перед приближением беды. У русских Карелии русалки иногда появляются обнаженными во ржи на берегу озера или разгуливают там в красных сарафанах. У карел водяной имел тело черного, реже красного, цвета. У поморов отмечались верования в «морского с▒тана», «морского змея» и «Ваньку нордкапского», к-рые топят корабли в море.

Духов-хозяев двора и хлева у народов Карелии якобы столько же, сколько людей в доме. Русский Гнетке был аналогом вепс. и карел. домового, «к-рый гнетет». Карел. «халдие» соответствовал рус. «хозяину двора». Мара Пудожья, согласно поверьям, по ночам выстригала шерсть на овцах у нерадивых крестьян, к-рые вовремя не моют овец.
Дух-хозяин овина («овинник» или «ригачник») в рус. и вепс. поверьях покровительствовал ночующим в этом строении путникам, но наказывал тех, кто топил овин в неурочное время.
Дух-хозяин бани за пользование баней в неурочный час мог наказать людей смертью от угара.
Культ огня. В верованиях народов Карелии огонь считался самой мощной стихией.

Загоревшееся от молнии здание обходили с иконой Купины Неопалимой или с иконой Пресв. Богородицы, чтобы прекратить распространение огня на соседние здания. По поверьям, дом от молнии способна уберечь щепка над окном от расколотого молнией дерева, икона Купины Неопалимой в божнице или апокриф «Сон Пресв. Богородицы». К. огня, связанный с домашним очагом, у народов Карелии был в прошлом развит, но к нач. 20 в. стал исчезать.

Лит.: Харузин Н. Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии // Олонецкий сборник. 1884. Вып. 3; Георгиевский А. Народная де-монология // Там же. 1894. Вып. 4; Бернш-    там Т. А. Русская народная культура поморов                      в XIX―начале XX в. Л., 1983; Логинов К. К. Материальная культура и производственная магия русских Заонежья (кон. 19―нач. 20 в.). СПб., 1993.

К. К. Логинов