Колонизация Карело-Мурманского края

Колонизация Карело-Мурманского края

КОЛОНИЗÁЦИЯ КАРÉЛО-МУРМАНСКОГО КРÁЯ. Заселение и хоз. освоение региона в 1923―29 тесно связано с историей Мурманской ж. д. (МЖД). 3 нояб. 1916 на магистрали Петро-заводск―Мурманск открылось движение, но уже к кон. Гражд. войны дорога нуждалась в реконструкции.

По пост. Совета труда и обороны в 1923 для обеспечения норм. деят. магистрали был    создан Трансп.-пром. колонизационный комб-т Мурманской ж. д., просуществовавший до кон. 1920-х. В соответствии с «Положением о колонизации Карело-Мурманского края» дорога получила в свое распоряжение почти неиспользованную терр. (ок. 3 млн десятин) для эксплуатации и колонизации.

Работу по переселению осуществлял Колонизационный отд. (КО), созданный при комб-те. В 1925―26 он организовал переселение 25 928 чел. из др. р-нов страны, прежде всего из Архангельской, Вятской и Псковской губ. Среди переселенцев рабочие составляли 34,5 %, гр. крест. типа (с. х. и промыс-   лы) ― 45,2 %, служащие ― 18 %, работники торговли ― 1,6 %.

Переселенцам предоставлялись льготы: бесплатный проезд и перевозка имущества к месту поселения, освобождение от воен. призыва на 10 лет и от уплаты налогов на тот же срок. Колонистам выделяли земельные участки вблизи ж.-д. магистрали, для постройки дома и обзаведения хоз-вом выдавался бесплатный лес, а также ссуды деньгами и натурой ― строит. материалами, инвентарем и пр.

За 5 лет работы колонизационного комб-та среди переселенческих хоз-в были организованы 20 объединений колонистов и 1 ком-муна. Местному нас. оказывалась агрономическая помощь. Дети переселенцев обучались в школах отд. просвещения МЖД бесплатно наравне с детьми железнодорожников.

Комб-т финансировал 7 дошкольных учр-ний. Каждая переселенческая семья получала амбулаторную и стационарную помощь в мед. учр-ниях ж. д. В 1924―25 комб-т построил большую б-цу в Кеми и санаторий для туберкулезных больных на ст. Медвежья Гора. Осн. направлением производств. деят. комб-та была лесная отрасль.

Отд. «Желлес» комб-та создал ряд лесоз-дов в непосредственной близости от мест заготовки лесоматериалов и к 1927 проложил 102 км подъездных ж.-д. путей для доставки леса к своим з-дам, что снизило себестоимость продукции. Основываясь на принципах самоокупаемости и предпринимательской инициативы, «Желлес» в 1929 довел оборот до 21 млн руб.

В 1928 доля «Желлеса» в общем объеме заготовок древесины в Карелии составляла 28 %. Второй по значимости задачей комб-та было создание отд. «Желрыба» для обеспечения продуктами моря работников ж. д. и переселенцев. Впервые на Белом море был развернут траловый лов рыбы.

В Кандалакше открылся первый в крае рыбоконсервный з-д. Третьим направлением деят. комб-та была добыча полезных ископаемых. В 1925 правление МЖД заключило договор с Мурманским горнопром. товариществом об орг-ции в Чупинском р-не разработки слюды, кварца, полевого шпата.

Правление МЖД сотрудничало с Геол. комитетом, Ин-том прикладной химии, НИИ землеустройства и др. С 1923 комб-т финансировал ежегодные геол. эксп. акад. А. Е. Ферсмана, исследовавшего в Хибинских горах м-ния апатита. Переселение позволило увеличить нас. Карелии за десятилетие более чем на 150 тыс. чел. Отказ от предпринимательской политики нэпа и переход страны к адм.-командным методам управления хоз-вом и нач. коллективизации привели к закрытию комб-та. Индивидуальное переселение сменилось коллективным.

Лит.: Положение о колонизации Карело-Мурманского края. М.; Л., 1928; Зорич А. Мурманка // Наши достижения. 1930; Мурманская железная дорога: Справ. Экономика района и работа дороги 1922/23―33 гг. Л., 1934; НА РК, ф. 528, оп. 3, д. 184, л. 18; НА РК,            ф. 1 465, оп. 1, д. 14, л. 8, л. 23.

О. А. Киселева