Карелы
КАРÉЛЫ, один из прибалтийско-фин. народов России. Относятся к европеоидным народам беломорско-балтийского типа.
Племя кор□ла сформировалось в период образования Др.-рус. гос-ва. В этногенезе совр. К. приняли участие корела и весь (предки совр. вепсов), возможно, саамы (лопь рус. летописей). Прародиной совр. К. считается сев. и сев.-зап. побережье Ладожского оз. с центром в г. Корела.
К. упоминаются в рус. летописях (1143), скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского. С 12 в. Карел. Приладожье с близлежащими погостами Иломантси, Яскис, Эврепяя входило в состав Новгородской феодальной респ., а с 1478 ― Рус. централизованного гос-ва. После Столбовского мира 1617 из Корельского у., перешедшего под власть Швеции, в Россию переселилось ок. 50 тыс. К., образова-вших тверские, тихвинские, валдайские, новгородские и др. гр. К.
По переписи 2002, на терр. России насчитывалось 93 344 К., в т. ч. в Карелии 65 651 чел., в Тверской обл. ― 14 633 чел., в Мурманской ― 2 203 чел., в Ленинградской ― 2 057 чел., в г. С.-Петербурге ― 2 142 чел. Общее самоназв. (этноним) ― karjalaiset. К. ср. и сев. Карелии называют себя kar-jalaiset, karjala(i)zet; приладожские, олон., пряжинские К. ― ливвики ― livigilä(i)zet, livvikoit; прионежские К. ― людики ― luudikyöit, luudiläzet.
Карел. яз. относится к прибалтийско-финской гр. финно-угорской языковой семьи. В нем различают 3 наречия: собственно карел. (сев. и ср. ч. Карелии), ливвиковское (вост. побережье Ладожского оз.) и людиковский (зап. побережье Онежского оз.). К. ― православные, крещены в 1227.
Традиц. занятия К. ― охота, рыболовство, земледелие, жив-во, рубка и сплав леса, курение смолы, дегтя и др. Северным К. было известно оленеводство. Издревле К. добывали железо из болотных руд, выплавляя его в горнах и печах- домницах. В раннем Средневековье освоили сварную технологию, ковку, в т. ч. худ. и горновую пайку, обмеднение железных и стальных изделий, медное литье, инкрустацию цв. металлом, изготовление украшений из бронзы, меди, серебра.
Карелия считается одним из клас. ре-гионов подсечного земледелия. Во 2-й пол. 14 в. появилась 3-польная система, но до кон. 19 в. она совмещалась с подсекой. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, репу, редьку, лен-долгунец, коноплю, картофель (с 1840-х), капусту, морковь, свеклу (с 20 в.).
Орудиями труда служили бесподошвенная соха колового типа, соха с отвалом, мотыги, борона-суковатка, серп, коса-горбуша, коса-литовка. Молотили цепом с березовым билом, зерно мололи на ручных жерновах и водяных мельницах. Железные плуги, бороны появились в 1930-х. К. держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, свиней (на Ю. Карелии), в небольшом кол-ве ― кур.
Для рыбной ловли К. использовали сети, невода, мерёжи, мерды, саки, дорожки, удочки, на реках устраивались заколы. Охотились при помощи лука, стрел, самодельных ружей, разл. рода ловушек на медведя, лося, оленя, лису, куницу, белку, боровую дичь. Охотничьи и рыболовецкие угодья семьи передавались по наследству.
Осн. средствами передвижения у К. были лодки, плоты, сани, лыжи разных форм; упряжными средствами для перевозки грузов ― волокуша, дровни. На С. Карелии были распространены т. н. «лопарские сани» (ахкиво). Колесный транспорт почти отсутствовал. На Ю. пользовались «олон. люлькой» ― тип носилок, у к-рых жерди-оглобли крепились гужами к хомутам и седелкам 2 лошадей, следующих одна за др. на расстоянии ок. 2 м.
Карел. поселения располагались по берегам рек и озер. Осн. типом поселений издавна являлся гнездовой, или кустовой (юж. Карелия), в 19 в. появился разбросанно-хуторской. Осн. виды селения ― деревня и погост. Погост объединял гр. деревень и выполнял роль адм., торгового и религиозного ц. Планировка деревень могла быть беспорядочной, прибрежно-рядовой, уличной.
Жилище строилось на высоком подклете. Под одной крышей были жилье и постройки для скота. Промысловая добыча, продукты с.-х. труда хранились в отдельно стоящих от дома амбарах. Риги строили 1- и 2-камерные. Почти каждая семья имела баню, топившуюся по-черному.
Семья обычно состояла из 3―4 поколений родственников (до 25 чел. и бо-лее), совм. владевших имуществом и коллективно решавших хоз.-бытовые дела. Главой семьи был один из ст. мужчин. Домашним хоз-вом ведала его жена. Вопр. о вступлении в брак решался на совете (думе) родителей и родственников, но наряду со сватовством повсеместно бытовал и брак уводом.
Традиц. пища К. ― уха, рыбники, каши, калитки с разл. начинкой, пресные сканцы, праздничные косовики, рядовики, блины, пироги с репой, горохом, грибами, кушанья из толокна. Важное место в рационе К. принадлежало рыбе. Хлеб пекли в осн. из кислого теста.
На С. Карелии выпекали «хлеб с дыркой», к-рый засушивали и хранили на жердях. Значит. место в питании занимали молоко, молочные продукты. На зиму заготавливали бруснику, клюкву, морошку, солили и сушили грибы. Любимый напиток К. ― чай, на С. ― подсоленный кофе. Крепкие напитки употребляли редко. Существовал целый ряд обрядовых кушаний (см. Кухня национальная).
Муж. и жен. костюмы у К. несколько отличались от рус. (см. Одежда национальная).
Прикладное иск-во К. представлено вышивкой, узорным ткачеством, вязанием, резьбой и росписью по дереву, обработкой берёсты и металлов, жемчужным и золотым шитьем. В кон. 19 в. на Ю. Карелии широкое распространение получило соломоплетение.
Все гл. события жизни К. сопровождали обрядами. В свадьбе сев. К. ведущую роль играл патьвашка ― охранитель вступающих в брак от злых духов и недоброжелателей, знаток заговоров и заклинаний. Юж.-карел. свадебная традиция имеет сходство с рус. нар. свадьбой. Разводы были исключительно редки.
Родильные обряды включали сан.-гигиенические и религиозно-магические действия, многочисленные запреты. Обряды, связанные со смертью и подготовкой покойника к погребению, собственно похоронные и затем поминальные обряды были насыщены исполнением разл. религиозно-магических действий. На Масленицу повсеместно проводились катания на лошадях. Памятным был день Кегри ― дата окончания осенних работ, нач. обработки льна и шерсти.
Карел. эпос считается одним из наиб. архаичных в мировом фольклоре. На ос-нове карело-фин. нар. эпич. песен Э. Лён-нрот создал всемирно известную эпич. поэму «Калевала». Прозаический фольклор К. представлен преданиями, легендами, быличками. В сказочной традиции К. ― волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки (сатирические, новеллистические, юмористические). Повествования о киндасовских мужиках-глупцах аналогичны габровским анек-дотам.
Нар. хореография К. представлена неск. сотнями игр и танцев. К самым изв. относятся кадриль, ристу-кондра, крууга, пайккакиса, пийрилейкки, шинка, шулилуйкка, хумахус и др. Важнейшая особенность хореографии ― обязательная импровизация. К нац. муз. инстр-там К. относятся диатоническое и хроматическое кантеле, йоухикко, вирсиканнель, лир▪.
В кон. 1980-х была воссоздана карел. письменность. Карел. яз. изучается в 40 школах респ., издаются учеб. лит., книги, газ. «Oma mua», «Vienan Karjala», ведутся радио- и телепередачи. В 1999 создано литобъединение «Карел. Слово».
Лит.: Бубрих Д. В. Происхождение карельского народа. Петрозаводск, 1947; Тароева Р. Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР): Этногр. очерк. М.; Л., 1965; Прибалтийско-финские народы России / Отв. ред. Е. И. Клементьев, Н. В. Шлыгина. М., 2003; Клементьев Е. И. Карелы: Ист.-этногр. очерк. Петрозаводск, 2008.
Е. И. Клементьев