Кантеле

Кантеле

КÁНТЕЛЕ, традиц. струнный щипковый муз. инстр-т карел, вепсов, финнов, ингерманландцев. (фин., карел. — kantele; у карел-ливвиков — kandla, kanteleh; у карел-людиков, вепсов — gusli, gusel'laud; вепс. — stribunik).

Относится к гр. дощечных цитр. Имеет цельнодолбленый корпус с бортиком (у К. вепсов он переходит в открылок), колодкой (ponsi), верх. декой, струнодержателем («гвоздем»). Струны натягиваются на колки (пеньки, завертки) параллельно. В нек-рых случаях (преим. у карел) имеется дерев. или метал. подставка под струны, расположенная со стороны бортика.

Верх. дека свободно вкладывается в специальный паз, лишь намеченный мастером на внутр. поверхности корпуса. Распространенная архаичная форма корпуса К. карел яйцевидная, но инстр-ты могут имитировать своим строением и др. при-родные формы, напр. рыбы, утки, оленя.

В Cев. Приладожье и у балтийских народов широко распространены инстр-ты в форме ладьи. Техника изготовления их аналогична древнему способу изготовления лодок — выжигание внутр. ч. бревна с последующей зачисткой выгоревшего участка. У всех народов широко распространены К. с корпусами цвета старого дерева.

В ряде случаев корпус К. специально коптили в дыму или затемняли др. способом (окрашивали). Карелы украшали К. глухой выемчатой резьбой. Резонаторное отверстие на верх. деке выполняли квадратным, прямоугольным, круглым, в виде цветочной розетки или ромба, сердечка и т. п.

Ранние формы кантелевидных инстр-тов почти повсеместно сохранились как игрушки — дощечки с нитяными (проволочными, из резинки) струнами, жестко закрепленными по бокам доски гвоздями. Могут быть подструнные подставки из дерева, полой куриной косточки. Карелы-людики с. Михайловское Олон. р-на называют этот муз. инстр-т gusel’laud (букв. «гусельная доска»).

Аналогичное назв. носит и долб-леное, преим. вепс., К., по форме корпуса напоминающее рус. звончатые гусли. В древности струны изготов-   ляли из жен. и конских волос, затем из жил, металла. Инстр-ты с 5 струна-  ми считаются наиб. архаичными.

Еще в 1-й пол. 20 в. они были традиц. для коренных жит. Карел. перешейка и Ингерманландии. Происходила эволюция корпуса К.: он увеличивался сначала в шир., затем в выс., соотв. увеличи-лось и кол-во струн (известен инстр-т с 44 метал. струнами). В 18—19 вв. сакральная функция инстр-та уступила место бытовой. На К. стали исполнять музыку для прослушивания или танцев.

На К. играют приемом щипка, реже бряцания (у вепсов). Финны, жит. Ингерманландии, иногда карелы и вепсы используют при игре медиатор — щепку, перо, кусочек кожи. Пение под К. как явление получило распространение во 2-й пол.   19 в. преим. среди финнов.

Задачу создания проф. инстр-та поставил и реализовал в 1930-х музыкант В. П. Гудков, привлекая к работе мастеров Г. И. Огаркова, А. З. Ямщикова, Е. Е. Клюхина. Велись поиски новых акустических свойств К. за счет изменения формы корпуса, материалов для его изготовления, расположения струн (в 1—2 ряда). Были созданы оркестровые модификации инстр-тов: пикколо, прима, альт, бас.

В 1936 В. П. Гудковым был основан оркестр хроматических К. (см. «Кантеле», Нац. анс. песни и танца Карелии). Новые конструктивные версии инстр-та разрабатывали мастера М. Кашутин (Марийская респ., кон. 1940-х—50-е), И. Кукк, Х. Кристалл (Эстония, 1960—70-е). В 1980-е в Петрозаводске свою модификацию К., отличающуюся оригинальным строем, предложил В. Челомбитько.

В нач. 20 в. фин. исследователь А. О. Вяйсянен обнаружил и описал К. вепсов, карел Сев. Приладожья. По-исками и первичным описанием К. в юж. Карелии в 1930-х занимались С. А. Ма-карьев, В. П. Гудков, В. Я. Евсеев, в посл. трети 20 в. получили признание иссл.  В. И. Пулькина, К. Дальблума (Финляндия), З. И. Строгальщиковой, И. Б. Се-маковой.

Коллекции К. имеются в Карел. гос. краевед. музее, в Эстонии (г. Тарту) и в Финляндии (в Нац. музее, Ин-те нар. музыки г. Каустинен, музее г. Йоэнсуу и др.). В рамках программы, разработанной Мин-вом культуры и по связям с общественностью РК, Центром нар. тв-ва и Союзом кантелистов Карелии, проводятся междунар. фест. «Кантеле», в т. ч. концерты исполнителей, выстав-  ки муз. инстр-тов, мастер-кл., науч. и науч.-практ. конф. В Карелии диатонические малострунные инстр-ты стали общедоступными. К. воспринимается как один из нац. символов респ.

Лит.: Семакова И. Б. О типологии карельских долбленых кантеле // Кантеле: Вопр. теории и исполнительства. Петрозаводск, 2001; Шишканова И. В. Кантеле. Ступени к совершенству. Петрозаводск, 2008; Väisänen A. O. Kantele ja jouhikko sävelmiä. Helsinki, 1928; Dahlblom K. Itäkarjalainen kantele. Jyväskylä, 1998.

И. Б. Семакова