Камерная музыка

Камерная музыка

КÁМЕРНАЯ МУЗЫКА, вид муз. иск-ва. Сочинения К. м. предназначены для исполнения небольшим коллективом музыкантов и (или) вокалистов, причем каждую партию исполняет только один инстр-т или голос. В Карелии К. м. представлена музыкой камерной вокальной, для духовых инстр-тов, для нар. инстр-тов, для струнных инстр-тов, для фортепиано.

Музыка камерная вокальная предназначена для пения соло в сопровождении муз. инстр-тов. Осн. жанрами являются песня, романс, стих. с музыкой. Вокальные миниатюры часто объединяются в циклы или альбомы.

В 1930―60-е наиб. популярными у карел. комп. (Р. Пергамента, К. Раутио, Р. Раутио, Л. Теплицкого, Г.-Р. Синисало, А. Голланда, Г. Вавилова, П. Козинского) были обработки нац. фольклора, а также патриотические и лирические песни на стихи сов. поэтов, в т. ч. поэтов Карелии (А. Иванова, Т. Сумманена, А. Титова, Б. Шмидта, В. Сысойкова, Р. Такала, М. Тарасова и др.).

В 1970-е ведущим жанром стал вокальный цикл. Карел. комп. обращались к карело-фин., рус. нар. поэзии (цикл «Сам пою я песни дедов» П. Козинского на слова А. Перттунена, «Песни Заонежья» В. Кончакова,  Маленькая кантата Б. Напреева на слова Ларин Параске и др.).

Стихи рус. поэтов 18―20 вв. легли в основу «Забытых песен» (слова Ф. Сологуба) Э. Патлаенко, Вокальных прелюдий (слова А. Блока) П. Козинского, Четырех романсов Б. На-преева на слова А. Ахматовой и др.          

Многонац. сов. поэзия нашла муз. воплощение в вокальных циклах Р. Зелинского «Белое и черное» на слова М. Карима, «Цветная музыка» на слова Т. Сумманена; «Рубцову» И. Субботина на слова Н. Рубцова и К. Некрасовой и др. Памятники мировой поэзии стали основой «Писем из ларца» (слова М. Стюарт) и «Цветка Эллады» (слова Сафо) Э. Патлаенко, Шести песен на стихи японских поэтов П. Козинского, «Рубаи Омара Хайяма» И. Субботина и др.

Музыка камерная для духовых     инстр-тов объединяет сочинения для соль-ного и ансамблевого исполнения. Это как написанные в академ. жанрах произв. А. Белобородова, В. Сергеенко, В. Кошелева (квинтеты для дерев. духовых инстр-тов), П. Козинского (сонаты для кларнета и фортепиано, фагота и фортепиано), В. Угрюмова (сонаты-фантазии для кларнета соло), так и представля-ющие собой интерпретации фольклорного материала миниатюры для флейты, гобоя, кларнета, фагота с фортепиано     Г.-Р. Синисало; «Пастушьи песни» для 3 гобоев, 2 англ. рожков, «Книгопев» для валторны, англ. рожка и фортепиано Э. Патлаенко; «Частушки» для 2 флейт, 2 кларнетов и саксофона В. Кошелева и др.

Музыка камерная для народных инстр-тов предназначена для исполнения на баяне, домре, балалайке, кантеле и др. нар. муз. инстр-тах. В связи с появлением в 1936 нац. анс. «Кантеле» и необходимостью формирования его репертуара многочисленные обработки, фантазии, вариации на темы фин. и карел. нар. песен и танцев для солистов, анс., оркестра кантеле создали В. Гудков, К. Раутио, Р. Пергамент. В дальнейшем для кантеле писали А. Белобородов, В. Кошелев, Б. Напреев, В. Угрюмов и др. А. Белобородовым была создана авт. школа игры на хроматическом кантеле. А. Репников, В. Кончаков, В. Кошелев ― авторы музыки также для баяна и домры.

Музыка камерная для струнных инстр-тов создается для исполнения на смычковых и щипковых струнных инстр-тах. Ее жанровый и инструм. состав разнообразен. Среди анс. широко распространены струнные квартеты. Сочинения такого рода созданы Г.-Р. Си-нисало, К. Раутио, П. Козинским, Э. Патлаенко, Б. Напреевым, В. Угрюмовым, В. Сергеенко и др.

Также были написаны сочинения крупной формы для инстр-та соло ― сонаты для скрипки и виолончели В. Кошелева, альта и арфы П. Козинского. Интересны сонаты для скрипки и фортепиано Г.-Р. Синисало, В. Кончакова, А. Белобородова, Б. Напреева, для альта и фортепиано, виолончели и фортепиано Б. Напреева. Для арфы были на-писаны Прелюдии и фуги, «Сев. акварели» П. Козинского; «Геометрические вариации», сюита-фантазия «Ликёлда ― обитель сердца моего» Э. Патлаенко; Романтические этюды А. Белобородова и др.

Музыка камерная для фортепиано. В кон. 1930-х карел. комп. Л. Гликманом и Л. Вишкарёвым были созданы первые произв. К. м. для фортепиано, в них активно использовался карел. фольклор. В годы Вел. Отеч. войны написаны 24 прелюдии и Соната Г.-Р. Синисало.

Фортепианное тв-во комп. Карелии характеризуется большим жанровым разнообразием. В 1970-е и позже были созданы сонаты А. Белобородова, Б. На-преева, 12 прелюдий и фуг Б. Напреева, циклы фортепианных миниатюр П. Ко-зинского, В. Угрюмова, Э. Патлаенко и др. Г. Вавиловым написаны 17 сонат, 14 сюит, 8 альбомов и 5 сб. фортепианных пьес и др. Карел. композиторы сочиняют фортепианную музыку для детей (пьесы Г.-Р. Синисало и Р. Пергамента, «Карельские пословицы и поговорки» П. Козинского, «Танцевальный зверинец» Э. Патлаенко).

Лит.: Белова О. П. Русская лирическая поэзия в произведениях композиторов Карелии // Статьи и заметки молодых музыковедов и композиторов Карелии. Петрозаводск, 1989; Напреев Б. Д. К истории песни в Карелии // Музыкальное искусство Карелии. Л., 1983; Бочкарева О. А. О «Пастушьих песнях» Эдуарда Патлаенко // Музыкальная культура Северо-Запада РСФСР. Петрозаводск, 1995; Баранова И. Н. О музыке для деревянных духовых инструментов Г. Синисало // Музыка в Карелии. Петрозаводск, 2000; Портной В. С. Фортепианная музыка // Профессиональная музыка Карелии. Петрозаводск,1995; Прокуденко Н. И. Инструментальная музыка для детей и юношества // Там же.

Н. П. Хилько