Индустриализация
ИНДУСТРИАЛИЗÁЦИЯ в Карелии, процесс ускоренного пром. развития и хоз. освоения природных богатств края, начавшийся с сер. 1920-х.
Проводилась путем директивного планирования и всемерной мобилизации имеющихся сил и средств. По плану ГОЭЛРО в нач. 1920-х в Карело-Кольском крае велись большие проектно-изыскательские работы по освоению недр и лесных ресурсов.
С 1923 по плану колонизации Карело-Мурманского края за 10 лет была реконструирована Мурманская (ныне Октябрьская) ж. д. В 1931―33 силами заключенных был построен Беломорско-Балтийский канал (ББК).
В 1929 были введены в строй 1-я очередь Кондопожской бум. ф-ки и Кондопожской ГЭС. В янв. 1930 на базе Чупинского м-ния мусковита приступила к работе Петрозаводская слюдяная ф-ка. В респ. работали 14 леспромхозов, 16 лесопильных з-дов. В лесу стали внедрять автотракторную вывозку, на погрузке ― краны-деррики.
В 1930-е была увеличена мощн. Кондопож-ской ГЭС, пущены Нивская ГЭС и ряд районных тепловых эл.-ст. Выработка электроэнергии в 1940 превысила уровень 1913 более чем в 100 раз. Быстро выросшие раб. пос. Кондопога, Сорока и Медвежья Гора в 1938 получили статус городов.
В связи с пром. развитием Петрозаводска числ. его нас. с 1926 по 1939 возросла с 27 до 70 тыс. чел. В 1939 дал продукцию Сегежский целл.-бум. комб-т (ныне АО «Сегежабумпром»). Онежский тракторный з-д стал выпускать газогенераторные установки, передвижные эл.-ст., гусеничные прицепы, электропилы. В столице Карелии начала работу крупная лыжная ф-ка.
Лесная пром-сть из сезонного промысла превратилась в механизированную отрасль нар. хоз-ва. Заготовка древесины за 1930-е возросла в 3 раза и в 1939 достигла 9,3 млн м3. В 1937 был пущен Кондопожский пегматитовый з-д (Кондопож-ский з-д камнелитых изделий и минерального сырья), поставлявший керам. сырье для фарфоро-фаянсовой пром-сти страны.
Добыча нерудных ископаемых за 2-ю пятилетку увеличилась в 2 раза, а строит. материалов ― в 2,5 раза. И. вызвала массовую миграцию людей и изменения в соц. структуре нас. края. Если в 1928 на терр. респ. трудилось ок. 7 тыс. рабочих, то в 1937 их стало 76,7 тыс., а в 1940 ― 152 тыс.
В 1939 рабочие и их семьи составляли пол. нас. Карелии. За 1926―36 удельный вес женщин среди пром. рабочих увеличился с 11 до 40 %. В связи с острой нехваткой рабочей силы в 1931―35 из др. р-нов СССР в Карелию, особенно в лесозаготовит. р-ны, переселились 14 тыс. чел., из Канады и США ― 6 тыс. финнов.
В сев. р-ны принудительно были высланы семьи раскулаченных крестьян (в осн. для использования на лесозаготовках, обслуживания ж. д. и ББК). Для обучения квалифицир. рабочих была создана сеть курсов, школ фаб.-зав. обучения и т. п., на пр-тиях вводился обязательный техн. минимум для рабочих и служащих.
В связи с развитием социалист. соревнования и ударничеством к 1930 насчитывалось 13,3 тыс. ударников, 30 ударных цехов, 315 ударных бригад. С осени 1935 в респ. развернулось стахановское движение. Зачинателями его стали рабочие Онежского з-да В. Н. Брызгалов, Н. А. Сазонов, И. Е. Чехонин, сеточник Кондопожской бум. ф-ки П. В. Бураков, машинисты депо ст. Петрозаводск П. П. Шапошников, П. А. Гульвинский, депо ст. Кемь А. И. Спиридонов, лесозаготовители П. П. Готчиев, П. И. Филатов, В. С. Паюнен и др.
Однако распространение опыта новаторов проводилось формально. Орг-ция труда рабочих и система хозяйствования нередко тормозили рост производительности труда, приводили к невыполнению плановых заданий, низкому качеству продукции. В 1937―38 начались репрессии против хоз. руководителей, техн. интеллигенции и рабочих. Это подрывало инициативу рабочих, дезорганизовывало произ-во.
В условиях предвоен. периода было ужесточено труд. законодательство, применялись строгие меры наказания за нарушение труд. дисциплины, установлен 8-часовой рабочий день при 7-дневной рабочей неделе. В ходе И. Карелии широко использовался труд заключенных, численность к-рых на терр. края доходила до 100 тыс. человек. С авг. 1933 ГУЛАГовский Беломорско-Балтийский комб-т, осваивавший канал и прилегающие к нему терр., насчитывал до 86 тыс. чел.
Заключенные построили Пиндушскую судоверфь, Повенецкий судоремонтный з-д, Сорокский порт, Сегежский ЦБК и ряд др. пр-тий. После сов.-финл. войны 1939―40 к Карелии отошла развитая в экон. отношении терр. Финляндии (Приладожье), где находились крупные пр-тия лесопильной, деревообр., целл.-бум. пром-сти и 19 эл.-ст.
Весной 1940 завершилось стр-во ж. д. Петрозаводск―Суоярви. Респ. давала 6 % общесоюз. произ-ва бумаги и целлюлозы, 65 % бум. мешков, 70 % пегматита. Общесоюз. значение приобрела добыча строит. камня. В целом валовая продукция пром-сти респ. увеличилась в 1940 по сравнению с 1913 в 8,5 раза.
Ок. 90 % всей продукции пром-сти производилось на пр-тиях, построенных или полностью реконструированных в 1920―30-е. Процесс И. Карелии сопровождался активной эксплуатацией природных ресурсов и однобоким развитием добывающих отраслей. Экстенсивный характер произ-ва не стимулировал повышение производительности труда рабочих и ИТР.
Тем не менее соц.-экон. облик респ. неузнаваемо изменился. Из крест. окраины России Карелия превратилась в пром. р-н. Как процесс комплексной механизации И. во всех отраслях нар. хоз-ва респ. завершилась в 1960-е.
Лит.: На фронте мирного труда. Петрозаводск, 1976; Рабочий класс Карелии в период построения социализма в СССР, 1926―июнь 1941. Петрозаводск, 1984; Народное хозяйство Карелии, 1926―июнь 1941. Петрозаводск, 1991; История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск, 2001.
М. И. Шумилов