Декор в деревянном зодчестве
ДЕКÓР В ДЕРЕВЯННОМ ЗÓДЧЕСТВЕ, архит. система элементов, украшающих постройку. В нар. дерев. зодчестве Д. прежде всего воплощался в конструктивно-декор. элементах ― подкрышных кронштейнах, потоках, охлупнях, причелинах, кистях, оконных наличниках, столбах и ограждениях крылец, балконов, галерей и т. д., к-рые украшались резьбой, выделялись цветом или реже ― абстракт-ной или сюжетной росписью. Приемы декорирования построек включают в первую очередь орнаментацию проемов и декор. акцент на завершениях (окончаниях) форм. По происхождению такие приемы связаны с обережно-магическими функциями и благожелательной символикой конкретных мотивов (дерево, солнце, конь, птица) и композиций. В архит. декоре Карелии распространены гл. обр. абстрактно-геометр. мотивы, к-рые являются результатом преобразования реалист. изображений в обобщенные символы, условные идеограммы или генетически связаны с древним линейным орнаментом: солярные розетки, кресты, волютообразные завитки, валики, различные зубчатые линии с включением прямоугольных, треугольных и криволинейных элементов. Следы некогда существовавших зооморфных мотивов в виде их геометризованных стилизаций отмечены только на востоке края. К кон 19―нач. 20 в. в декоре карел. и вепс. построек на волне «вторичной этнизации» нар. зодчества проявились признаки возврата к конкретизации декор. мотивов: южно-ливвиковские антропоморфные оголовки столбов взвозов; антропоморфные средники в навершиях вепс. наличников (см. Мелькина дом в с. Шелтозеро); имитация изображения коня на наличниках домов кондопожских людиков; кронштейны-крюки у сев. ливвиков, напоминающие силуэты птиц; средники геометри- зованных наличников в виде елоче (см. Яковлева дом из д. Клещейла); главки часовен в виде еловых шишек (см. Часовня Варвары в д. Коккойла). Обновлению декор. мотивов в нар. зодчестве служили заимствования форм гор. проф. архитектуры, переработанные в духе местных традиций. Особенности декора стали одним из определяющих факторов этноархит. зонирования терр. края. Так, «природоподражательность», отличит. черта культуры карел и вепсов, отразилась в их архит. декоре в приверженности к декор. формам, интерпретирующим образы природы. В целом декор. детали в постройках карел и вепсов отличаются от аналогичных элементов рус. построек большей гео-метризацией и обостренностью силуэтов. Территориями ярко выраженных локальных комплексов архит. декора в Карелии являлись Заонежье (с зонами его влияния в людиковском Прионежье и на сев.-вост. побережье Онежского оз.), Сямозерье, Сегозерье, вепс. Прионежье.
Лит.: Габе Р. М. Карельское деревянное зодчество. М., 1941; Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972; Гришина И. Е. О развитии декоративных мотивов в деревянном крестьянском зодчестве Российского Севера // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Российского Севера. Петрозаводск, 1991.
И. Е. Гришина