Бани
БÁНИ, типичные для Рус. Севера постройки, где моются и парятся во влажном пару (в отличие от фин. сауны с сухим паром). Б. в 20 в., как и в предшествующие века, представляли собой прямоугольный сруб, разделенный на 2 неравные части ― собственно баню и маленький предбанник, ― с потолком из бревен или плах с земляной засыпкой (чаще всего только над мыльным помещением) и полом из толстых досок с зазорами по поземным лагам. Оборудование Б. включает печь (каменку), емкость для воды, полок-помост для парения, расположенный обычно рядом с печью, и лавки вдоль свободных стен. В Карелии известны 2 планировки: с печью рядом со входом (господствующий тип, аналогичен постановке печи при зап.-рус. типе планировки крест. изб) и с печью у противоположной от входа стены (тип, во 2-й пол. 20 в. встречавшийся как исключение). По способу дымоудаления в Карелии Б. делятся на «черные» ― с очагами без дымовой трубы ― и «белые», отапливаемые печью с трубой. Помимо прямого назначения Б. использовали и для др. целей: стирки белья, сушки рыболовных сетей, иногда ― в качестве жилья или для молодежных посиделок («бесед»). С Б. связан целый комплекс языч. верований. Существовали спец. правила общения с духами Б. (банными хозяевами, баенниками) при ее посещении. Б. вплоть до сер. 20 в. играли важную роль в семейной (см. Обряды) и молодежной обрядности (гадания, поднятие «славутности», или «лемби»), в знахарской практике.
Лит.: Тароева Р. Ф. Материальная культура карел (Карельская АССР). М.; Л., 1965; Орфинский В. П., Гришина И. Е. Простейшие деревянные постройки как источник для изучения крестьянского жилища // Народное зодчество. Петрозаводск, 1992; Криничная Н. А. Сынове бани. Петрозаводск, 1995.
В. П. Орфинский, И. Е. Гришина