Такая реклама нам не нужна... Кто виноват и что делать с уличными баннерами и растяжками
- Нас всех беспокоит, как наш город выглядит, насколько он ухожен, чист и красив, - подчеркнула на недавнем заседании комиссии местного самоуправления мэр Петрозаводска Галина Ширшина.
Заседание было посвящено вопросам наружной рекламы в столице Карелии. Всевозможные баннеры, штендеры, растяжки, билборды и световые экраны, признают в мэрии, превратились в настоящую городскую проблему. И форма их, и внешний вид, и содержание зачастую далеки от представлений об ухоженности и красоте.
Многие рекламные конструкции и вовсе устанавливаются в городе незаконно. В этом честно признается начальник управления экономики и инвестиционной политики комитета экономики и управления муниципальным имуществом администрации Петрозаводска Владимир Владимиров. Одна из основных причин, по его словам, — нежелание рекламодателей проходить длительную и утомительную процедуру выдачи разрешения. Куда легче установить наружную рекламу незаконно.
«Все заканчивается только буковками»
Решение о том, быть рекламе или не быть, принимает комиссия во главе с главным архитектором города Евгением Фроловым. Он настроен в отношении рекламы весьма решительно. По крайней мере, как заверяет Владимиров, при прежнем архитекторе Петрозаводска «добро» давали большей части заявок. Сейчас же около 80 процентов «заворачивают».
Позиция Фролова понятна – он беспокоится о внешнем облике города. Ему важно, чтобы баннер вписался в местность, чтобы стал частью ее, а не инородным телом. Например, размещение баннеров на зданиях он именует «развешиванием тряпок» и выступает активно против подобной рекламы.
- Реклама должна быть в городе. Но в других формах, - уверен Фролов. - Печалит отсутствие дизайнерских решений. Все заканчивается только буковками. Хотя надо признать, что есть и хорошая реклама. Это объемные буквы, световые экраны, пневмоконструкции.
Объяснил главный архитектор и появление безграмотной рекламы в Петрозаводске, которая часто раздражает и шокирует горожан: «Мы согласовываем только макет. В нем все может быть верно. А в оригинале безграмотные дизайнеры могут допускать ошибки». Получается, что архитектор сам признал, что ему могут показать один макет, а на улице в итоге появится совсем другой.
Тем не менее, при всем стремлении главного архитектора строго подходить к уличной рекламе, результат такого стремления привел не к улучшению качества "наружки", а к тому, что желающие установить рекламную конструкцию теперь просто игнорируют законную процедуру, устанавливая свои баннеры и растяжки без всяких согласований.
Логика таких предпринимателей тоже железная – расходы на изготовление наружной «самопальной» рекламы не столь велики, а эффект, напротив, весьма быстр. И главное - никакой бюрократии.
Не страшит предпринимателей и демонтаж конструкций. Изготовить новый штендер или щит оказывается выгодней, чем пытаться вернуть демонтированное имущество. Потому что, во-первых, на процедуру возврата уйдет не меньше трех месяцев, во-вторых, нужно будет заплатить штраф, размер которого может в несколько раз превышать стоимость имущества, в-третьих, придется изрядно побегать между администрацией, банком и ГИБДД.
Мест нет
Есть и еще один весомый аргумент против законной установки растяжек и баннеров. Разместить рекламу сейчас в столице Карелии можно только в тех местах, которые указаны на профильной схеме, принятой в ноябре прошлого года. В то же время, отмечает Владимиров, эти места часто не пользуются спросом, так как расположены в лесу, на окраинах города или в других непопулярных точках.
В мэрии эту проблему понимают и обещают в ближайшем будущем дать востребованным местам легальный статус.
Это позволит городу получить дополнительный доход, уверены в администрации. Однако под рекламу отдадут не все участки, где предприниматели хотели бы установить конструкции. Рекламы не будет возле памятников, а также там, где она может нарушить архитектурную целостность облика города или станет отвлекать водителей.
Всего власти города надеются пополнить схему примерно сотней новых мест для размещения рекламных конструкций.
Летом этого года в силу должны вступить и изменения в земельное законодательство, которых очень ждут в городской администрации. Если поправки будут приняты, местные власти смогут сдавать в аренду земельные участки под рекламные конструкции, назначая первоначальную цену самостоятельно. В некоторых случаях это позволит увеличить доход с одного участка с 20 тысяч до 200 тысяч рублей в год.
Снять дороже, чем повесить?
Но это все планы. Реалии пока куда прозаичнее. Самопальные баннеры и растяжки висят повсюду и явно не радуют глаз горожан. Почему же их не снимают?
Работа по демонтажу незаконных конструкций ведется, заверяют в мэрии. И тут же признают, что не слишком активно. Причин тому несколько.
На то, чтобы убрать все нелегальные сооружения, говорят в мэрии, необходимо более четырех миллионов рублей. Эта сумма может пробить в бюджете Петрозаводска серьезную брешь. В прошлом году чиновники положились на волонтеров, которые добровольно очищали стены и улицы от рекламы. Но этих усилий оказалось недостаточно. Реклама появляется вновь.
Есть еще и финансовые риски в демонтаже конструкций. За часть билбордов Петрозаводск получает деньги в виде аренды за земельные участки, на которых они установлены. В ряде случаев реклама была установлена давно, еще до появления специализированной схемы. Доход от нее составляет около восьми миллионов рублей в год.
- Мы можем снять все конструкции. Но убьем бизнес и лишимся дохода, - прокомментировал порталу «Петрозаводск говорит» Владимир Владимиров.
Другая проблема демонтажа – сложно узнать, кто является собственником незаконной конструкции. И ладно бы только о маленьких плакатах и растяжках шла речь. В мэрии до сих пор не могут установить собственника светового экрана на одном из торговых центров города.
Как видим, ситуация с наружной рекламой в городе почти тупиковая. У всех своя правда. Предприниматели хотят быстрого эффекта, не желают наступать на бюрократические грабли, ждут шагов навстречу от городских властей. Мэрия, в свою очередь, обижается, что им подсовывают не произведения искусства, а примитивные плакаты. При этом и снимать всю эту «красоту» власти не могут – слишком дорого, да еще и есть риск окончательно лишиться поступлений в бюджет.
Получается самый настоящий замкнутый круг. И что-то места его разрыва пока не видно.