04 сентября 2015, 14:43

Министр образования о закрытии школ: "Медгора должна была это делать еще 8 лет назад"

Скандал с оптимизацией школ в Заонежье, как известно, вылился в бойкот родителей в поселке Ламбасручей 1 сентября. Ситуацию прокомментировал министр образования Карелии Александр Морозов.

Из 26 учеников школы в поселке Ламбасручей Медвежьегорского района на торжественную линейку не пришли больше половины. Родители отказались вести своих детей на уроки, объясняя это планами руководства школы по слиянию разновозрастных классов на одном предмете. К примеру, географию предполагается преподавать одновременно и 5-му, и 6-му классу. Родители и учителя посчитали такое слияние незаконным, однако у Министерства образования Карелии другая точка зрения. 

Вот смотрите, - показывает на бумаге список учеников школы в Ламбасручье министр образования Александр Морозов. - 1 класс - 3 человека, 2 класс - 1 человек, 3 класс - 5, 4 класс - 4, 5 класс - 4, 6 класс - 4, 7 класс - 2, 8 класс - 1, 9 класс - 2 ученика.

Там нет школы. Там и филиала нет. Там класс-комплект Великогубской школы. Школа там была в 2004 году, когда число обучающихся составляло 100 человек. Учить детей по традиционной линейной схеме в такой школе невозможно. Их можно учить только в режиме малокомплектной школы. Когда мы имеет дело с классом-комплектом — это класс, в который объединяются дети разного возраста. Ничего нового. Эти вещи идут еще с глубоких советских времен.

- Как получилось, что такая ситуация привела к массовому недовольству родителей?

- Основной прокол медвежьегорской администрации в том, что они тонким-тонким слоем размазали свою сеть. В Великой Губе средняя базовая школа, а подразделения в Великой Ниве (14 человек) и  Ламбасручье (26 человек). В итоге получается, что даже в базовой школе нет контингента - она не полнокомплектная.

И так практически во всех 12 средних школах Медвежьегорского района. Всю программную оптимизацию, о которой мы сейчас говорим, фактически Медгора должна была делать 8 лет назад. Сейчас там столкнулись с коллапсом.

Не потому, что денег нет. Безусловно, это затратная вещь (стоимость обучения одного ученика в малокомплектной школе составляет 111 тысяч рублей в год против почти 40 тысяч в год в полнокомплектной школе. - Прим. ред.). Бог бы с ним. У нас есть школы, где ребенок стоит по 400 тысяч рублей в год — это школа в поселке Пушной в Беломорском районе.

- Какой оптимальный выход из ситуации видит Министерство образования? Что должны предпринять местные власти, чтобы максимально снять возникшую напряженность?

Оптимальным образом нужно закрывать эти классы-комплекты и переводить обучение в полнокомплектную базовую школу в Великой Губе с подвозом автобусом.

В этом году 5-е классы перешли на новый стандарт общего образования, который требует введения второго иностранного языка. Ни в Великой Ниве, ни в Ламбасручье это невозможно. Когда мы сосредотачиваем ресурсы в одном месте, появляется хотя бы перспектива.

Есть еще один вариант, менее оптимальный. Это начальная школа по месту жительства в режиме малокомплектной, а все остальное — в базовой школе.

Третий вариант — это домашнее обучение, когда семья решает, что она будет учить детей дома, а в школу ребенок приходит, чтобы сдать переводные экзамены и итоговую аттестацию. У нас есть семья на Кижах, которая именно этим и занимается. Но мы никогда не создадим на острове школу. Там живет одна семья.

Мы подвозим каждый день к месту учебы 3 тысячи детей. В том числе и в Медгоре.

Когда совсем плохо, мы учим детей. Мы будем учить их и в Пушном, и в Нюхче, и на Валааме. Но там деваться некуда.

Выход для Медвежьегорского района, где из 12 учреждений все средние школы: нужно оставлять в режиме досягаемости школы, которые будут реализовывать программы 3-й ступени (10 и 11 класс. - Прим. ред.). Такие школы должны быть полнокомплектными. Другого варианта нет.

А вообще, в 1975 году в Карелии было более сотни пришкольных интернатов.

Сейчас у нас на всю республику 6 интернатов, наполняемость которых — не больше 20 человек. Можно сколько угодно говорить: «не дадим поступиться принципами», «сохраним село», но надо думать не о том, чтобы сохранить школу как здание, а сохранить нормальное качество образования.

- Есть ли у Министерства образования возможности влиять на эту ситуацию?

В 2005 году орган управления образованием в Медвежьегорском районе был ликвидирован. Там есть некая сервисная организация, которая ни полномочий администрации, ни ответственности администрации не имеет, а глава района, понятно, системно вопросами образования не занимается. Ни в Великой Ниве, ни в Ламбасручье ни один учитель за последние 10 лет не прошел курсы повышения квалификации.

Мы можем прийти в школу один раз в три года. Тогда мы можем приостановить действие лицензии, запретить прием. Кстати, Великогубская школа у нас в плане проверки в октябре - ноябре 2015 года. После этого мы серьезно изучим ситуацию и выдадим предписания, в том числе и местной администрации.