11 апреля 2016, 10:14

"Речевиков" отправят к "опорникам". Чем закончится оптимизация интернатов в Карелии

До конца апреля в Петрозаводске объединят два интерната для детей с различными патологиями. Родители и общественность уже выступили против этого. Но в Минобразования уверяют, что на детях это никак не скажется.

Мы попытались разобраться, насколько оправданны родительские опасения и есть ли логика в очередной оптимизации.

Операция "Реорганизация"

Новость о том, что коррекционную школу-интернат №22 собираются реорганизовать (проще говоря — ликвидировать), а большую часть детей перевести в школу-интернат №21, вызвала большие волнения педагогов и родителей. Беспокойство разделили политики и общественники — депутаты Заксобрания Карелии и активисты Народного фронта.

Причиной для беспокойства стало то, что школа №22 предназначена для воспитанников с тяжелыми нарушениями речи, а 21-я — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. После присоединения школы, по мнению родителей, их чада с речевыми нарушениями могут остаться без комплексной помощи логопедов, дефектологов и остальных специалистов, которых просто не будет в учреждении другой направленности.

Для тех же, кто не захочет перевести своего ребенка в 21-й интернат, а предпочтет общеобразовательную школу, возникнут еще большие трудности, уверены родители. Ведь директора обычных школ не любят принимать учеников с особенностями, да и остальные дети зачастую не очень хорошо к ним относятся.

Обеспокоились даже парламентарии

Встревоженные всем этим не на шутку родители и парламентарии заговорили о нарушении прав детей на доступность образования, пригрозили судебным иском и написали в различные инстанции — от главы республики Александра Худилайнена до депутата Госдумы Валентины Пивненко. Позиция у тех и у других категоричная — оставить школу №22 в покое и прекратить реорганизацию. Ведь в республике 746 детей с нарушениями речи, которым просто необходимо это коррекционное учреждение.

Тупиковая ветвь и диспропорция

Тревоги родителей понимают в Минобразования Карелии. Однако первый замминистра Татьяна Васильева уверяет, что никто не собирается ликвидировать в республике само коррекционное образование — оно, напротив, и дальше будет развиваться. Правда, ориентировано оно не на всех детей с речевыми патологиями, а прежде всего на тех, у кого эти нарушения множественные, то есть сопровождаются еще и нарушениями зрения, слуха и т.д.

Чтобы дать возможность таким детям полностью адаптироваться для жизни в социуме и более-менее «выравняться» с остальными сверстниками, и была задумана реорганизация 22-й школы, - говорит чиновница.

Ведь сейчас школа работает только на ступени начального образования, а затем ее воспитанники расходятся по другим образовательным учреждениям. Но за такой короткий период невозможно привить ребенку все необходимые навыки.

Татьяна Васильева

— Это тупиковая ветвь образовательной программы, — считает Васильева. — Она заканчивается начальным общим образованием. За такой отрезок времени просто невозможно справиться с тяжелыми нарушениями речи. А школа-интернат №21, к которой мы предлагаем присоединить 22-ю школу, может учить детей 12 лет — на столько там рассчитана образовательная программа. К тому же у речевых и опорно-двигательных нарушений одна общая основа — неврологическая, а персонал 21-й школы работает и с теми, и с другими патологиями. Все специалисты для этого там имеются. Так что говорить об ухудшении условий и нарушении прав детей неправильно. Мы не нарушаем условия, а изменяем их. Это не одно и то же.

И все же для реорганизации 22-й школы была еще одна причина, осторожно призналась Татьяна Васильева. Это несоответствие школы федеральным требованиям эффективности образовательной деятельности. Один из важнейших критериев при ее оценке — соотношение педагогов и учеников. К примеру, в 21-й школе этот показатель равен один к шести, а в 22-й на одного учителя приходится один воспитанник. Поэтому такую ситуацию нельзя назвать нормальной, уверена Васильева.

Фото: ptzint22.edusite.ru

Тем не менее Минобразования Карелии не стало просто закрывать 22-й интернат, как поступили в аналогичных случаях другие регионы, а расширило профиль 21-й школы. Теперь к его 127 воспитанникам прибавятся еще около 30 детей из 22-го интерната. Впрочем, Минобразования готово обсуждать любые другие предложения и утвердит образовательный маршрут каждого ребенка лишь с согласия родителей.

— Мы услышали родителей, — говорит Татьяна Васильева. — Но они пока, к сожалению, не видят в нас союзников и не идут на контакт. Предложение родителей сегодня только одно — оставьте все как есть. По целому ряду причин мы не можем этого сделать. Но мы готовы к поиску компромиссных решений (например, к переводу в другие учреждения или коррекционные классы общеобразовательных школ. — Прим. авт.), а в качестве оптимального варианта предлагаем объединение с 21-м интернатом, где для детей созданы все условия.

«Не готовы не дети, а взрослые»

Об условиях в интернате №21 родителям готова рассказать директор Ирина Неровня. Показывая свое учреждение, она обращает внимание, что в школе есть все необходимое для работы с детьми: современные парты и столы для детей с двигательными нарушениями, интерактивные доски, компьютерный класс, оборудованный техникой Apple.

Школа-интернат №21

Помещения в интернате просторные и светлые, а стены украшают большие нарисованные цветы и работы воспитанников. Есть в школе и все необходимое для детей с ограниченными возможностями: лифт, подъемники и даже три автобуса, которые привозят детей из разных районов города.

Как уверяет директор, интернат готов принять всех воспитанников и педагогов 22-й школы. Их разместят на втором этаже учреждения в отдельном блоке. Хотя Ирина Неровня считает, что это и не очень правильно, потому что дети не должны замыкаться в своем кругу. Ведь чем больше и разнообразнее у них будет общение, тем быстрее произойдет их социализация — приобретение навыков жизни в обществе.

Этому же, кстати, способствуют и отношения, которые 21-й интернат наладил с театрами города и одной из спортшкол. Благодаря им воспитанники интерната не пропускают почти ни одной театральной премьеры и берут призовые места на соревнованиях по инваспорту.

Единственная преграда, которая, по мнению Ирины Неровни, может помешать детям из 22-й школы влиться в новый коллектив, — это пока еще живущее в нашем обществе нетолерантное отношение к инвалидам. И то к нему склонны скорее родители, чем дети: после первого удивления они быстро привыкают к новым товарищам и уже ни на что не обращают внимания.

Ирина Неровня

— Причина всех опасений — в неготовности взрослого общества принимать инвалидов, — констатировала директор. — А дети друг друга примут. У нас, для примера, с прошлого года учатся пять детей с нарушениями слуха. Они сдружились с «опорниками», ходят с ними во все кружки и предлагают сами помощь воспитателям, когда нужно перевезти коляску. У нас можно часто увидеть, как глухой ребенок сам везет ее и о чем-то там общается с нашим «опорником». Это значит, что они научились понимать друг друга и ничто им не мешает. То же самое будет и с «речевиками», я в этом уверена.

Оптимизация без последствий

Споры родителей с Минобразования продолжаются. На минувшей неделе состоялась встреча министра Александра Морозова с мамами учеников. Наши коллеги из телекомпании "Ника Плюс" были на этой встрече и сделали сюжет о ней.

Добавим, что пока объединение двух интернатов еще находится в стадии обсуждения. Окончательное решение об этом в третьей декаде апреля примет специальная комиссия по оценке последствий реорганизации образовательных учреждений в республике. Именно ей предстоит еще раз все взвесить и подытожить инициативу чиновников.

Но понятно, что решение, судя по всему, комиссия примет в пользу оптимизации, которая так пугает педагогов и общественников. Однако, в отличие от закрытия и реорганизации сельских школ в районах Карелии, она вряд ли будет иметь столь отрицательные последствия, как на селе, для которого школа во многом осталась последней опорой. Как, впрочем, все пойдет на самом деле, - это уже отдельная история.

Сергей Мятухин's picture
Автор:

Сопротивлялся приходу в журналистику, хотя еще со школьной скамьи в нее скатывался. Не верит в судьбу, но все бóльшую роль отводит случайности. Не любит скрытых мотивов и чрезмерной навязчивости. Всегда интересовался историей и закулисной механикой, которая управляет обществом. Интроверт, склонен к эстетству и созерцательности.