04 октября 2014, 12:05

Галина Ширшина: «Больше всего я боюсь стать чиновником»

Судьба «Автоспецтранса» оказалась самой досадной неудачей мэра за первый год работы

Мэр Петрозаводска Галина Ширшина явно не вписывается в прочно засевший в сознании россиян еще с советских времен образ руководителя  города со всеми атрибутами «крепкого хозяйственника», промаринованного партийными инструкциями и «установками с самого верха». Она искренна, но не наивна, обаятельна, но не слаба, ей можно поставить в упрек молодость, но  трудно заподозрить в некомпетентности. Но, главное, ей удалось сохранить редкую в наше время «роскошь» говорить то, что она думает. Наверное, поэтому ей веришь.

 

Без «Женских переживаний»

— Галина Игоревна, ваша победа на выборах стала для многих  оглушительно-неожиданной. Я думаю, вы сами не предполагали, что в вашей судьбе  произойдет такой резкий поворот. Вот уже год вы руководите столицей Карелии. О том, произошли ли какие-то перемены в Петрозаводске, мы с вами поговорим. А вы  сами изменились?

— Да, это заметили мои близкие, да я и сама это ощущаю. У меня появилась жесткость, которой раньше не было. Мне удавалось и раньше вести сразу несколько тем и держать в поле зрения разные проекты и направления, но сейчас эта способность усилилась в разы. Мои коллеги даже иногда удивляются, как мне удается держать в голове столько информации, и в нужный момент, например, во время переговоров вспоминать о конкретной проблеме, которую, оказывается, можно попутно решить. Мне порой кажется, что я визуально представляю городские темы в их переплетении и взаимосвязанности.

С другой стороны, в последнее время у меня резко снизился уровень эмоциональности. Некоторые ситуации еще совсем недавно вызвали бы у меня, наверное, бурю эмоций, а, возможно, и слезы. То, что называется «женскими переживаниями», для меня словно перестало существовать, куда-то исчезло. Я стараюсь ценить людей, с которыми работаю, понимая, насколько приходится быть жесткой. Но я не понимаю, когда чиновник, который просто не желает вникать в тему и недооценивает возможные последствия, становится причиной серьезных промахов.

Я всегда в своей работе ориентировалась на конкретный результат. В области управления твои действия и конечный результат часто разведены во времени, то есть быстро невозможно добиться желаемого. Я болезненно отношусь к тому, что нередко приходится довольствоваться промежуточными решениями.

 

Бесхозные сети и  имущество по дешевке

— Вам пришлось сразу вникать во множество городских тем, которыми обязан владеть руководитель города. Что оказалось максимально сложным  и какие открытия вы для себя сделали?

— Безусловно, это жилищно-коммунальное хозяйство. Меня всегда мало интересовали платежи за жилищно-коммунальные услуги, я просто платила по квитанциям, особенно не интересуясь их содержанием. О том, что такое общедомовые нужды или ОДН, у меня были весьма смутные представления.

Откровением стало и то, что, оказывается, в городе огромное количество бесхозных инженерных сетей. Я уже не говорю о явных парадоксах, как, например, ситуация с котельной завода «Авангард», когда труба принадлежит одному, котел второму, земля - третьему, а задвижка — четвертому.

Не скрою, были ситуации, когда мой заместитель по жилищно-коммунально хозяйству просто садился рядом со мной и рисовал схемы, объясняя, как устроены коммуникации. Не думаю, что руководитель города по каждому вопросу должен углубляться в изучение всех нюансов, но иметь общее представление о том, как работает городское хозяйство, конечно, нужно, хотя бы для того, чтобы понимать, как этот механизм можно «перенастроить».

Меня крайне удивило, что в Петрозаводске практически не осталось муниципальных предприятий, занимающихся обслуживанием города. К сожалению, и это тоже было для меня открытием, в Петрозаводске практически нет подрядных организацией, способных за те средства, которые город может предложить, качественно его убрать, отремонтировать дороги, привести в порядок дворовые территории.

— Что больше всего возмущает?

— Наверное, отношение к городскому имуществу как к чему-то дешевому, не имеющему особой ценности. Отдельные результаты оценки городской недвижимости мне показались просто унизительными. Мы их отменили, привлекли с помощью аукциона других оценщиков, предупредили, что проверим каждую копейку, и получили совсем другие цифры. По одному из контрактов разница составила 19 миллионов рублей. Этих денег хватило бы на уборку межквартальных проездов в городе в течение полугода.

Меня искренне возмущает, когда горожане не ценят того, чем они владеют. Осенью мы поставили новые остановочные комплексы, пусть недорогие и далекие от оригинальных дизайнерских решений, но выполняющие свою главную задачу — защитить людей, ожидающих транспорта, от дождя, ветра и снега. Как это ни печально звучит, но каждый второй такой комплекс уже серьезно пострадал от необъяснимых, с моей точки зрения, приступов вандализма. Я не знаю, как это изменить, что сделать, чтобы люди поняли: это их деньги, их имущество, их город.

Но, не подумайте, что у меня сплошные разочарования. В этом году, например, петрозаводчане посадили в два раза больше деревьев. Важно, что резко возросло количество горожан, семей с детьми, принявших участие в подобных акциях. Я это воспринимаю как позитивную тенденцию. Любовь к городу — это очень конкретная вещь. Она проявляется в поступках. Красивые слова — не более, чем пустышка. Конечно, раньше и я относилась к городу по-другому, более отстраненно.

 

Карма  с политическим уклоном?

— Натянутые отношения между мэрией и карельским правительством — одна из самых обсуждаемых тем. Любопытно, что в истории местного самоуправления Петрозаводска не было мэра, который бы жил в ладу с республиканской власть. Это карма, случайность или причины конфликта скрываются в объективной плоскости?

— Мне кажется, что моя история несколько отлична от ситуации, в которой оказались мои предшественники. Может быть, я заблуждаюсь, но, с моей точки зрения, элемент кофликности между мэрией и правительством сейчас носит искусственный характер и связан с политическими моментами. Это меня безусловно тревожит.

— Другими словами, вы думаете, что руководству республики просто не нравится, что кандидат от партии власти проиграл вам на выборах?

— Я считаю, что именно это обстоятельство стало решающим при формировании взаимоотношений между городом и республикой. Возможно, в какой-то степени на ситуацию повлияла и моя позиция. Но после того, как меня избрали петрозаводчане на прямых выборах, я осознала, что не просто имею право, но должна говорить то, что я думаю. Я убеждена, что результат выборов — это оценка твоей работы. Почему я против того, чтобы глав районов выбирали из числа депутатов, а глав районных администраций назначали. В этом случае стирается важная связь между властью и избирателями. Нельзя настолько не доверять людям, чтобы бояться предоставить им право избрать руководителей.

— У вас появилась своя команда?

— Да, но процесс ее формирования не завершен. Признаюсь, я гораздо больше потратила на это сил и времени, чем рассчитывала. Для меня было еще одним откровением, что с приходом нового руководителя команда не меняется.

Очень сложно работать с людьми, которых ты не брал на работу, которым ты не  объяснял какие требования к их профессионализму и даже поведению. Тем, кто  пришел в администрацию вместе со мной, приходится тяжелее. С них результат работы я спрашиваю крайне жестко и не приемлю ответов: я не знал, не получается, объективные  обстоятельства и поэтому не решили вопрос. Но они знали, на что шли.

 

В плену бюрократических уловок

— Вы окунулись в новую для вас среду чиновников, которая как  всякое профессиональное сообщество имеет свою культуру общения и свои «правила  игры». Вы вписались?

— Больше всего я боюсь стать чиновником. Мне странно наблюдать, как руководитель и подчиненный выясняют отношения путем длительной бюрократической переписки друг с другом. Я не выношу, когда председатели разных комитетов вместо того, чтобы встретиться и решить проблемный вопрос, начинают слать друг другу письма. Конечно, поведение чиновников во многом регламентировано нормами законодательства, но мне кажется, что прежде всего нужно думать, как твое решение отзовется на жизни людей. Я до сих пор не подписала предельные тарифы для перевозчиков. Я понимаю, что, подписав  документ, на утро могу получить увеличение проезда в маршрутках до 27 рублей. И что делать женщине, воспитывающей ребенка, которой нужно отвезти его в садик, потом попасть на работу, потом забрать ребенка. Свои решения необходимо пересчитывать на конкретный бюджет обычной семьи. Возможно, со временем эта живая связь с людьми притупляется, но мне бы очень хотелось этого избежать.

— Как вы видите решение проблемы обеспечение города сжиженным газом?

— Парадоксально, но 98 процентов горожан исправно платят за газ, но его не получают. Такой высокой собираемостью платежей не может похвастаться никакой другой ресурс. С моей точки зрения, проблема — чисто экономическая.

«Карелгаз» выиграл суд первой инстанции по дотации, которую предприятие недополучило из республиканского бюджета. Речь идет о 19 миллионах рублей, которых «Карелгазу» хватит, чтобы нормально работать в течение квартала.

Возможно, необходимо принять более гибкое решение по тарифам, вернуться к рассмотрению вопроса о компенсации.

 

Эх дороги, пыль да туман...

— Традиционно болезненный вопрос для Петрозаводска — это уборка городских территорий. Если ли надежда, что у нас станет чище, а петрозаводские дороги избавятся от ям?

— К сожалению, битву за муниципальное предприятие «Автоспецтранс» мы проиграли. Решение суда оказалось не в пользу «Автоспецтранса». Кабальный договор с компанией «Озон» скорее всего обернется для муниципального предприятия банкротством. Система качественной уборки города от мусора, выстраивание выгодных для жителей отношений с компаниями, убирающими город — это задача на ближайшую перспективу.

Меня не устраивает и то, как в целом убирается город. Решение проблемы я вижу в привлечении крупного подрядчика. Сейчас мы готовим муниципальный контракт сразу на три года, в котором будут объединены дороги общего пользования, межквартальные проезды, общегородские дороги. Это будет солидный контракт на длительный срок, который, я надеюсь, позволит привлечь серьезную компанию, способную качественно убрать город. Ну и конечно в нем будут четкие условия расторжения и контроля качества. Нам нужны надежные партнеры.    

Ремонт дорог в Петрозаводске упирается в проблему распределения средств дорожного фонда и в сроки подписания соглашения между правительством и городской администрацией. В этом году из обещанных 200 миллионов рублей нам выделили только 177 миллионов рублей. Пока я слышу в правительстве только о том, что в 2015 году нам дадут оставшиеся 23 миллиона рублей. И все. Это будет настоящая катастрофа. Для того, чтобы поддерживать дорожное хозяйства на минимально приемлемом уровне, необходимо 200 миллионов рублей в год. Я надеюсь, что депутаты Законодательного Собрания помогут мне  отстоять интересы карельской столицы, которая является визитной карточкой  Карелии. Петрозаводск выделяет средства, когда речь идет о ямочном ремонте, содержании дорог, освещении дорог, установке знаков.           

— Как бы вы определили главный успех и самую болезненную неудачу первого года работы и какую проблему для вас принципиально решить в краткосрочной перспективе?

— Самая досадная неудача — это Автоспецтранс, который нам не удалось отстоять. Уборка города — другой болезненный вопрос, который пока не решен. Но появилось понимание того, что нужно делать. Наверное, самым важным результатом стало сохранение троллейбусного сообщения в сочетании со снижением тарифа и прекращение накапливания долгов предприятием. Считаю, что удалось наладить продуктивную работу с общественностью. Важнейшей задачей на ближайшую перспективу является приведение в порядок инженерных сетей. Самое сложное - найти источник финансирования. И это нам еще предстоит.

Беседовала Антонина Кябелева