20 февраля 2016, 08:00

Черному пиару пришел конец? Глава Карелии разберется с бесплатной газетой правительства

Александр Худилайнен высказал свое отношение к многотиражке «Мой Петрозаводск», которая регулярно появляется в почтовых ящиках жителей столицы Карелии.

Гнев и возмущения

Внимание губернатора на газету обратили депутаты Заксобрания во время встречи в правительстве 18 февраля. Кое-кто из народных избранников даже заявил, что это «черная макулатура, которую неприятно в руках держать», и что петрозаводчане достойны более качественной и приличной газеты.

Столь резкий выпад против «Моего Петрозаводска» депутатов вынудил сделать не только его неопрятный внешний вид, но и однобокое содержание — уж слишком неуклюже газета пытается бороться с оппонентами правительства. Больше же всего некоторых народных избранников возмутило, что такое издание выпускается за счет карельского бюджета.

Александр Худилайнен с критикой согласился и заметил, что не совсем понимает, как возникают такие вещи. Под напором возмущений губернатор даже пообещал подумать насчет судьбы тех, кто отвечает за выпуск издания.

Абсолютно с вами согласен. Я свое отношение к этому уже высказал. Коллеги, из-за этого тоже будут кадровые решения, — сказал Худилайнен, напомнив депутатам, что перед этим отправил в отставку правительство Карелии за срыв программы по расселению ветхого и аварийного жилья.

«Без всякого камуфляжа»

Реакцию депутатов и губернатора можно считать вполне обоснованной и справедливой. Особенно если вспомнить, что раньше собой представлял «Мой Петрозаводск». Газета просуществовала пять лет — и в апреле 2015 года перестала выходить, а ее редакция почти полностью попала под сокращение.

Все пять лет, как рассказывают бывшие сотрудники, издание старалось отражать главные события в городе и республике, общественную и культурную жизнь и при этом доносило позицию правительства. И хотя газета финансировалась за счет бюджета и стремилась попасть в каждый почтовый ящик в Петрозаводске, но в то же время пыталась окупить себя за счет рекламы.

Поэтому когда «Мой Петрозаводск» возродился в январе 2016 года, но уже с совершенно другим — резко политизированным — содержанием и другим оформлением, это вызвало удивление и грусть бывших работников. Они предполагают, что газету стали вновь выпускать специально под выборы, чтобы критиковать оппонентов.

Такого мнения, в частности, придерживается бывший редактор «Моего Петрозаводска» Елена Гульшина (на фото). Она считает, что издание совсем не пытается завуалировать свои цели.

Как развивается газета сейчас и какие у нее планы, я не знаю, — рассказала Гульшина. — Но продукт, который я вижу, конечно, ничего общего не имеет с той газетой «Мой Петрозаводск». Хотя при этом пытается использовать заработанную в прошлые годы репутацию. Но мне кажется, что этот капитал быстро растает.

— Ведь та газета, которая выходит сегодня, абсолютно без всякого камуфляжа, это грубый пиар. Не надо обладать особо глубоким умом, чтобы понять, чем она занимается, — добавляет она.

Непрошеный двойник

Возрожденный в январе «Мой Петрозаводск» не только пытается использовать прежний авторитет, но и создает проблемы другим изданиям, с которыми вольно или невольно ассоциируется.

Больше всего в этом смысле страдает близкая по названию газета «Петрозаводск», которая существует уже 25 лет и не имеет отношения к правительству и бюджетным деньгам. Путаница началась сразу же, как только появился «Мой Петрозаводск». Обычные горожане не особо вдаются в тонкости печатного дела, не смотрят на выходные данные и из-за схожего названия часто путают эти две газеты.  

У читателя создается впечатление, что он держит в руках ту самую газету, которая много лет издается в столице Карелии. Мало того, что бесплатная правительственная газета ударила по оригинальному «Петрозаводску» на экономическом поле (зачем покупать за деньги одну городскую газету, если можно бесплатно получить другую?), так еще и давние читатели «Петрозаводска» начали воспринимать тексты двойника как мнение газеты, которую они выписывают или покупают. Такую ситуацию главный редактор подлинного «Петрозаводска» Алексей Смирнов (на фото) считает не только некрасивой, но и неприемлемой.

— Наша газета выходит уже четверть века и хорошо известна петрозаводчанам. «Мой Петрозаводск» просто использовал наш бренд в своих интересах. Естественно, очень многие, получая газету «Мой Петрозаводск», элементарно путают одно издание с другим, — говорит Смирнов. — В редакции раздаются звонки: «Что вы там написали и что вы сделали?!» А мы к этой газете не имеем никакого отношения. Приходится постоянно объяснять людям, что это разные издания.

Одних отставят, других найдут

Чувства бывших сотрудников «Моего Петрозаводска» и неприятности других изданий понять можно. Но все-таки куда важнее содержание газеты, которая финансируется за счет налогоплательщиков. Об этом, кстати, говорили те же депутаты ЗС на встрече с губернатором. Народные избранники уверены, что если в городе и будет выпускаться массовая газета, то делать ее необходимо профессионально, чтобы не стыдно было взять в руки.

Александр Худилайнен к этому мнению, судя по всему, прислушался и, похоже, что в ближайшее время в медиа-структурах карельского правительства что-то изменится. Уже сейчас в кулуарах региональной власти поговаривают о возможной отставке куратора всех республиканских СМИ — замруководителя администрации главы республики Станислава Певганена (на фото). Именно ему приписывают идейное, смысловое наполнение не только обновленного «Моего Петрозаводска», но и других проправительственных изданий.

На совести Певганена, полагают многие, и ошибки в освещении деятельности губернатора, и довольно топорная подача достижений правительства, а порой и просто явное засилье негативных тем, дискредитирующих оппозицию. Хотя, в принципе, вместо них должны превалировать положительные, которые бы показывали реальные усилия и достижения исполнительной власти.

Во многом столь неумная и неумелая информационная политика сводит на нет работу правительства и самого Александра Худилайнена, которого в отсутствии старания упрекнуть сложно. Ведь все, что им удается сделать, тонет в пропагандистском потоке, который постоянно направлен на борьбу с кем-то, а не на созидание. И видимо, невдомек тем, кто сейчас курирует правительственные СМИ, что без умения правдиво и объективно рассказывать о проблемах и достижениях невозможно получить самое главное — доверие граждан.