Анастасия Сало: «Горжусь, что я карельский композитор!»
Недавно 14 деятелей культуры республики получили стипендии карельского правительства. Одним из лауреатов 2010 года стала молодой, но уже известный композитор, член финского и карельского Союзов композиторов, лауреат всероссийских и международных конкурсов Анастасия Сало.
Только что ушедший год был для нее успешным — Анастасия получила премию на конкурсе композиторов «Majaoja-kantaatti» в Финляндии за вокальное произведение на стихи поэта Владимира Брендоева на карельском языке, дала авторский концерт с детской музыкой. Кроме того, в прошлом году состоялась премьера ее произведения «Туман над озером. Петроглифы» в исполнении нашего Симфонического оркестра Карельской госфилармонии.
Настя не только музыкант. Она преподаватель и журналист (кстати, несколько ее материалов были опубликованы и в «ТВР-Панораме»), заядлая рыбачка и путешественница, а еще немножко художник и строитель. И это не все ее амплуа, скоро их будет больше. В ближайшем будущем Анастасия мечтает выпустить сборник собственных произведений, научиться прясть на прялке и проехать с гастролями по всем районам Карелии. Пока же она живет и работает одновременно в Финляндии и в России.
– Вы ведь большую часть жизни прожили в нашей республике, почему решили уехать?
– А я не уехала, по крайней мере насовсем. Просто так сложились обстоятельства, что сейчас я живу на два города – родной Петрозаводск и Хельсинки. Но от этого не стала меньше любить свой город и республику. Даже обидно становится, когда читаю материалы в карельских СМИ о том, что в Петрозаводск в гости приехала финский композитор Анастасия Сало. Я приезжаю не погостить, а домой. Несмотря на то что у меня есть финские корни, я родилась в Карелии и горжусь этим!
В Финляндии я собираю материалы для кандидатской диссертации, а учусь в аспирантуре консерватории Петрозаводска. Хотя у меня была возможность уехать учиться и в Москву, и за рубеж, но покидать Карелию не хочу. Езжу на мастер-классы известных композиторов, и мне этого вполне хватает.
– Сейчас многие, наоборот, рвутся на постоянное место жительство за рубеж, в ту же Финляндию, – ищут лучшей жизни. А вы почему не хотите?
- Лучшая жизнь там, где человек счастлив. Бесспорно, в заграничной жизни много плюсов. Но чужая страна – это чужая страна. Мои друзья, родные, коллеги живут здесь, и они мне слишком дороги, чтобы я была готова с ними расстаться.
Куда бы я ни приехала, меня всегда тянет обратно. Даже если бы мне предложили жилье и большую зарплату в любом другом регионе, сомневаюсь, что я согласилась бы уехать. И это не просто упертость: я много где была и мне есть с чем сравнивать.
Наша республика одна из немногих, где времена года представлены во всей красе. У нас прекрасное, не жаркое и не холодное, лето, шикарная зима, красивые весна и осень. В Карелии неповторимая природа, замечательные национальные традиции. Когда я знакомлюсь с людьми, которые никогда не пробовали калиток и не были на Кижах, мне хочется пригласить их в гости, и я не верю, что Карелия может кому-то не понравиться.
– В республике вас тоже ценят. В 2010 году правительственную премию присудили только двоим композиторам Карелии — вам и Геннадию Вавилову. Кстати, можно узнать ее размер?
– 12 тысяч рублей.
– Негусто…
– Согласитесь, это лучше, чем ничего. Конечно, мне бы хотелось, чтобы творческих людей в Карелии и России поддерживали больше. Но если сидеть и ворчать, кто-то нам что-то должен, это ничего не изменит. Да, премия небольшая, но она - доказательство того, что мой труд заметили.
По моему мнению, в жизни нужно уметь радоваться и ценить то, что есть. Я работаю не для того, чтобы мне дали премию. В Карелии много достойных людей, которые добросовестно трудятся, потому что по-другому просто не умеют, и не требуют за это каких-то наград.
– Насколько важны для вас победы в конкурсах? А если бы вы ничего нигде не выигрывали, это изменило бы отношение к работе, к творчеству?
– Я считаю, что участвовать во всякого рода соревнованиях может только тот, кто умеет проигрывать. Конкурсы – это не всегда победа, а постоянно быть на пьедестале невозможно. Поражение нужно воспринимать не как удар по самолюбию, а как стимул работать больше и лучше. Не все умеют это делать.
У меня в жизни были и победы, и неудачи. Главный вывод, который я сделала, – нельзя обижаться на человека, если ему не понравилось твое произведение. На мой взгляд, лучше выслушать критику, чем увидеть, что твоя музыка не произвела на человека абсолютно никакого впечатления. И тем более, если его претензии обоснованны.
На мой взгляд, в нашей прессе очень мало грамотной профессиональной критики – не субъективного разбора полетов, а обоснованных выводов. Было бы здорово, если бы у нас были журналисты, специализирующиеся на музыке и пишущие о ней такие материалы, которые было бы интересно прочитать любому человеку.
– Когда вы начали писать музыку?
– Первые композиции я написала в 16 лет. У нас в роду до меня вообще музыкантов не было, но бабушка все равно решила отдать меня в музыкальную школу.
Мне всегда казалось, что у меня слишком мало предметов, все время хотелось чего-то большего. И однажды я увидела объявление, что объявлен набор в класс композиции. Тогда я, в общем-то, даже и не знала, что это такое. Но пришла и твердо сказала преподавателю, что хочу заниматься.
Мне дали задание к следующему занятию сочинить три мелодии. У меня получилось, учитель остался доволен и я тоже. Вот тогда все и началось. После окончания школы пошла учиться в музыкальное училище. У меня был запасной вариант – пойти в университет на прикладную математику. Если обычно люди идут в училище, если не поступят в вуз, то у меня все было наоборот. Когда я поступила, то была очень рада.
Моим руководителем стал замечательный преподаватель — профессор Александр Сергеевич Белобородов, а мое первое произведение «Ночное озеро» и сейчас играют учащиеся разных музыкальных школ. С того времени было создано много произведений: симфонической, камерной, вокальной музыки, в том числе на стихи карельских поэтов – Армаса Мишина и Владимира Брендоева.
- Чем еще увлекаетесь?
- Очень люблю путешествия, природу, общение, рыбалку – к ней меня приучил дедушка. Могу взять удочку и весь вечер просидеть с ней на берегу. В детстве я всегда проводила лето на даче с родными. Бабушка с дедушкой научили меня всему: выращивать овощи, ухаживать за огородом, собирать грибы и ягоды. Если нужно, отремонтирую забор или теплицу, могу даже дом построить, если мне кто-нибудь поможет.
Еще увлекаюсь журналистикой. Помню, как-то в детстве я вырезала из картонной коробки «экран», поставила на стул у пианино и играла в телеведущую: «Здравствуйте, вы смотрите новости!». Тогда и подумать не могла, что когда-нибудь на самом деле окажусь по ту сторону голубого экрана. Я ведь чуть больше года проработала на ГТРК «Карелия». Это, наверно, судьба. Мне очень хотелось бы когда-нибудь вернуться в журналистику.
Кроме того, семь лет я преподавала в петрозаводской музыкальной школе № 1. Так что я уже успела попробовать себя в разных ролях: и корреспондента, и телеведущей, и учителя, и композитора. Некоторое время назад окончила в Хельсинки курсы по рисованию, пробовала писать картины. Хотя это так, баловство.
– Где еще хотели бы себя попробовать?
– Мечтаю покататься на водных лыжах и побывать в Лапландии, только времени пока не хватает. Очень хочу научиться обращаться с прялкой. Я даже ее уже купила – старинную, с большим колесом. Осталось только найти человека, который научил бы меня прясть. Мечтаю специально съездить для этого в какую-нибудь карельскую деревню.
Может быть, в этом году у меня получится – планирую поехать в гастрольный тур по всем районам Карелии. В ближайшее время также планирую выпустить свой сборник детской музыки – она уже написана, сейчас готовятся иллюстрации.
А еще мне бы очень хотелось, чтобы в родном городе почаще проводились концерты молодых композиторов. Пока гораздо чаще приходится выступать в других городах и странах. Потому и получается, что карельских композиторов за пределами республики знают больше, чем на родине, а в родном городе меня называют финским музыкантом. Хочется верить, что со временем эта ситуация изменится.