09 января 2011, 15:46

Анастасия Сало: «Горжусь, что я карельский композитор!»

Недавно 14 деятелей культуры республики получили стипендии карельского правительства. Одним из лауреатов 2010 года стала молодой, но уже известный композитор Анастасия Сало.

Недавно 14 деятелей культуры республики получили стипендии карельского правительства. Одним из лауреатов 2010 года стала молодой, но уже известный композитор, член финского и карельского Союзов композиторов, лауреат всероссийских и международных конкурсов Анастасия Сало. 

Только что ушедший год был для нее успешным — Анастасия получила премию на конкурсе композиторов «Majaoja-kantaatti» в Финляндии за вокальное произведение на стихи поэта Владимира Брендоева на карельском языке, дала авторский концерт с детской музыкой. Кроме того, в прошлом году состоялась премьера ее произведения «Туман над озером. Петроглифы» в исполнении нашего Симфонического оркестра Карельской госфилармонии.


Настя не только музыкант. Она преподаватель и журналист (кстати, несколько ее материалов были опубликованы и в «ТВР-Панораме»), заядлая рыбачка и путешественница, а еще немножко художник и строитель. И это не все ее амплуа, скоро их будет больше. В ближайшем будущем Анастасия мечтает выпустить сборник собственных произведений, научиться прясть на прялке и проехать с гастролями по всем районам Карелии. Пока же она живет и работает одновременно в Финляндии и в России.



– Вы ведь большую часть жизни прожили в нашей республике, почему решили уехать?
– А я не уехала, по крайней мере насовсем. Просто так сложились обстоятельства, что сейчас я живу на два города – родной Петрозаводск и Хельсинки. Но от этого не стала меньше любить свой город и республику. Даже обидно становится, когда читаю материалы в карельских СМИ о том, что в Петрозаводск в гости приехала финский композитор Анастасия Сало. Я приезжаю не погостить, а домой. Несмотря на то что у меня есть финские корни, я родилась в Карелии и горжусь этим!


В Финляндии я собираю материалы для кандидатской диссертации, а учусь в аспирантуре консерватории Петрозаводска. Хотя у меня была возможность уехать учиться и в Москву, и за рубеж, но покидать Карелию не хочу. Езжу на мастер-классы известных композиторов, и мне этого вполне хватает.

– Сейчас многие, наоборот, рвутся на постоянное место жительство за рубеж, в ту же Финляндию, – ищут лучшей жизни. А вы почему не хотите?
- Лучшая жизнь там, где человек счастлив. Бесспорно, в заграничной жизни много плюсов. Но чужая страна – это чужая страна. Мои друзья, родные, коллеги живут здесь, и они мне слишком дороги, чтобы я была готова с ними расстаться.


Куда бы я ни приехала, меня всегда тянет обратно. Даже если бы мне предложили жилье и большую зарплату в любом другом регионе, сомневаюсь, что я согласилась бы уехать. И это не просто упертость: я много где была и мне есть с чем сравнивать.


Наша республика одна из немногих, где времена года представлены во всей красе. У нас прекрасное, не жаркое и не холодное, лето, шикарная зима, красивые весна и осень. В Карелии неповторимая природа, замечательные национальные традиции. Когда я знакомлюсь с людьми, которые никогда не пробовали калиток и не были на Кижах, мне хочется пригласить их в гости, и я не верю, что Карелия может кому-то не понравиться.



– В республике вас тоже ценят. В 2010 году правительственную премию присудили только двоим композиторам Карелии — вам и Геннадию Вавилову. Кстати, можно узнать ее размер?
– 12 тысяч рублей.

– Негусто…
– Согласитесь, это лучше, чем ничего. Конечно, мне бы хотелось, чтобы творческих людей в Карелии и России поддерживали больше. Но если сидеть и ворчать, кто-то нам что-то должен, это ничего не изменит. Да, премия небольшая, но она - доказательство того, что мой труд заметили.


По моему мнению, в жизни нужно уметь радоваться и ценить то, что есть. Я работаю не для того, чтобы мне дали премию. В Карелии много достойных людей, которые добросовестно трудятся, потому что по-другому просто не умеют, и не требуют за это каких-то наград.

– Насколько важны для вас победы в конкурсах? А если бы вы ничего нигде не выигрывали, это изменило бы отношение к работе, к творчеству?
– Я считаю, что участвовать во всякого рода соревнованиях может только тот, кто умеет проигрывать. Конкурсы – это не всегда победа, а постоянно быть на пьедестале невозможно. Поражение нужно воспринимать не как удар по самолюбию, а как стимул работать больше и лучше. Не все умеют это делать.


У меня в жизни были и победы, и неудачи. Главный вывод, который я сделала, – нельзя обижаться на человека, если ему не понравилось твое произведение. На мой взгляд, лучше выслушать критику, чем увидеть, что твоя музыка не произвела на человека абсолютно никакого впечатления. И тем более, если его претензии обоснованны.


На мой взгляд, в нашей прессе очень мало грамотной профессиональной критики – не субъективного разбора полетов, а обоснованных выводов. Было бы здорово, если бы у нас были журналисты, специализирующиеся на музыке и пишущие о ней такие материалы, которые было бы интересно прочитать любому человеку.



– Когда вы начали писать музыку?
– Первые композиции я написала в 16 лет. У нас в роду до меня вообще музыкантов не было, но бабушка все равно решила отдать меня в музыкальную школу.


Мне всегда казалось, что у меня слишком мало предметов, все время хотелось чего-то большего. И однажды я увидела объявление, что объявлен набор в класс композиции. Тогда я, в общем-то, даже и не знала, что это такое. Но пришла и твердо сказала преподавателю, что хочу заниматься.


Мне дали задание к следующему занятию сочинить три мелодии. У меня получилось, учитель остался доволен и я тоже. Вот тогда все и началось. После окончания школы пошла учиться в музыкальное училище. У меня был запасной вариант – пойти в университет на прикладную математику. Если обычно люди идут в училище, если не поступят в вуз, то у меня все было наоборот. Когда я поступила, то была очень рада.


Моим руководителем стал замечательный преподаватель — профессор Александр Сергеевич Белобородов, а мое первое произведение «Ночное озеро» и сейчас играют учащиеся разных музыкальных школ. С того времени было создано много произведений: симфонической, камерной, вокальной музыки, в том числе на стихи карельских поэтов – Армаса Мишина и Владимира Брендоева.

- Чем еще увлекаетесь?
- Очень люблю путешествия, природу, общение, рыбалку – к ней меня приучил дедушка. Могу взять удочку и весь вечер просидеть с ней на берегу. В детстве я всегда проводила лето на даче с родными. Бабушка с дедушкой научили меня всему: выращивать овощи, ухаживать за огородом, собирать грибы и ягоды. Если нужно, отремонтирую забор или теплицу, могу даже дом построить, если мне кто-нибудь поможет. 


Еще увлекаюсь журналистикой. Помню, как-то в детстве я вырезала из картонной коробки «экран», поставила на стул у пианино и играла в телеведущую: «Здравствуйте, вы смотрите новости!». Тогда и подумать не могла, что когда-нибудь на самом деле окажусь по ту сторону голубого экрана. Я ведь чуть больше года проработала на ГТРК «Карелия». Это, наверно, судьба. Мне очень хотелось бы когда-нибудь вернуться в журналистику.


Кроме того, семь лет я преподавала в петрозаводской музыкальной школе № 1. Так что я уже успела попробовать себя в разных ролях: и корреспондента, и телеведущей, и учителя, и композитора. Некоторое время назад окончила в Хельсинки курсы по рисованию, пробовала писать картины. Хотя это так, баловство.

– Где еще хотели бы себя попробовать?
– Мечтаю покататься на водных лыжах и побывать в Лапландии, только времени пока не хватает. Очень хочу научиться обращаться с прялкой. Я даже ее уже купила – старинную, с большим колесом. Осталось только найти человека, который научил бы меня прясть. Мечтаю специально съездить для этого в какую-нибудь карельскую деревню.


Может быть, в этом году у меня получится – планирую поехать в гастрольный тур по всем районам Карелии. В ближайшее время также планирую выпустить свой сборник детской музыки – она уже написана, сейчас готовятся иллюстрации.


А еще мне бы очень хотелось, чтобы в родном городе почаще проводились концерты молодых композиторов. Пока гораздо чаще приходится выступать в других городах и странах. Потому и получается, что карельских композиторов за пределами республики знают больше, чем на родине, а в родном городе меня называют финским музыкантом. Хочется верить, что со временем эта ситуация изменится.