Свалку овощей, грозившую эпидемией, убрали после скандала в прессе
Как ни трудно представить это бюджетникам (которым во все времена в России жилось трудно), частные предприниматели тоже зарабатывают себе на жизнь тяжелым трудом и просят государство лишь об одном – чтобы им не мешали. И те же самые власти чинили им на пути к благополучию всевозможные препятствия, например, как это было ровно 20 лет назад, о чем и повествует этот репортаж. Супруги Балдышевы организовали собственное предприятие в середине 90-х. Мера эта была скорее вынужденная. Ирина работала в совместной российско-финской фирме, которая по ряду причин прекратила свое существование. От нее в наследство супругам осталась специализация — производство сумок.
Альберту, как и многим другим людям его возраста, довелось заниматься самой разной деятельностью, преимущественно торговлей: «Цепочка «продал-купил» намного короче, чем «купил, произвел и только после этого продал». Но зато последнее более стабильно. Я считаю, даже более солидно».
Предприятие начиналось с одной швейной машины. Спустя четыре года кроме самих супругов на предприятии работало еще пять человек. Сумки, рюкзаки и всякая прочая мелочь вроде портмоне и косметичек продавались достаточно неплохо. Причем не только в Петрозаводске. В 2000 году владельцы мастерской уже трижды выезжали в Финляндию, где торговали своими изделиями на различных ярмарках. Оказалось, что в Финляндии для того, чтобы получить право торговать на рынке, достаточно заплатить специальный налог и оплатить торговое место. И всё — никаких тебе временных патентов и рейдов экологов с налоговиками. Но то в Финляндии. Россия, как обычно, во всём шла своим собственным путем. Взять хотя бы пресловутый закон о едином налоге на вмененный доход , ставка которого в очередной раз повысилась в этом году. «Магазины стали платить значительно больше налог, чем в прошлом году. Соответственно, они вынуждены делать наценку в несколько раз больше, чем делали наценку раньше. И поэтому наша продукция, несмотря на то, что цены наши остались прежними, как в прошлом году, в магазинах стала стоить дороже. Это невыгодно никому! Как покупателям, так продавцам и производителям», - пояснил Альберт Балдышев. Тем не менее владельцы семейного предприятия не унывали и активно размышляли над тем, чем бы еще пополнить модельный ряд выпускаемой продукции. Наверное, как и большинство отечественных товаропроизводителей, они ждали, что вот-вот родное государство от декларации об их поддержке перейдет-таки к делу.
Свалка овощей и фруктов, которая стихийно возникла во дворе оптовой базы на Шуйском шоссе, о которой мы уже рассказывали, спустя неделю была ликвидирована. Сразу после выхода о ней репортажа по «Нике», эту кучу мусора начали убирать. Однако сотрудники расположенного по соседству предприятия «Сельхозтехника», которые и обратились в редакцию за помощью, уверяли в том, что свалка может появиться снова в любой момент. Вокруг свалки некондиционных овощей и фруктов ходило много кривотолков.
Сотрудники «Сельхозтехники», которые по несчастливой случайности оказались соседями оптовой базы, утверждали, что гниющая куча, где находили себе пропитание лица без определенного места жительства, пролежала здесь недели полторы. Хозяин базы Гурбан Нагиев, откуда поставляются продукты на рынки и в ларьки, открещивался от подобного заявления. И клялся, что чисто у них на территории всегда: «Здесь чужие пришли и высыпали. На следующий день утром мне сказали. Сразу в течение часа я меры принял. Позвал людей, все убрали».
По свидетельству очевидцев, которые волей-неволей каждый день спешили к себе на работу по этому дворику, отходы и лишние дары полей складируются здесь ночной порой каждый год.
«Летом бывает здесь свалка, особенно по весне, – сообщил директор АО «Сельхозтехника» Андрей Жуков. – То, что тут сейчас было, это, пожалуй, единичный случай – чтобы так здесь близко. А вот тот дальний угол – постоянно. В дальнем углу располалагалсь огромная лужа. А рядом кафе для работников оптовой базы. И полупустые мусорные баки. Везде чистота и порядок – не придерешься. Сотрудники «Сельхозтехники» благодарили за это съемочную группу телекомпании «Ника», которая подняла эту проблему и показала в новостях. «Сыграло роль то, что вам позвонили. Приехали и порядок навели», – сказал Жуков.
Кроме журналистов откликнуться на призыв было некому. По словам Андрея Владимировича, торговая инспекция кивала на экологическую милицию. Та – на СЭС. И так далее. Свалка овощей подгнивала, распространяя запахи и бактерии. Но владелец оптовой базы уверял, что этого не было. Потому что быть не могло: «Все наши клиенты очень довольны. Мы порядок держим. У нас со Спецтрансом договор официальный. Мы платим, они приезжают три раза в неделю». Хозяин базы лицо заинтересованное, борется за чистоту не меньше «Сельхозтехники». Потому что, помимо чистоты, и других недоразумений между двумя организациями хватало.
«Куча частных предпринимателей, которые поскупали эти склады, управы на них никакой совершенно. Вот смотрите: сейчас машину бросит поперек дороги. И все заказчики, которые приехали к нам, уже будут стоять по 15-20 минут», – показал Жуков. Продолжалось это взаимонепонимание уже три года. С тех самых пор, как рядом с предприятием «Сельхозтехника» стихийно выросла оптовая база. И до каких пор сотрудники двух полезных учреждений будут недружелюбно коситься друг на друга – неизвестно. Не вызывать же каждый раз съемочную группу, чтобы наводить на этой территории порядок.
Летом 2000 года в Петрозаводске открылся Республиканский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Потребность в подобном центре появилась уже давно, потому что его статус коренным образом отличается от статуса детского дома, воспитанники которого считаются сиротами и подчас неадекватно воспринимаются обществом. В этом же Центре твердо знали одно: плохих детей не бывает.
Сразу после открытия Центра реабилитации дети стали поступать туда регулярно. Как из Петрозаводска, так и из районов республики. Некоторые области считались наиболее неблагоприятными: Муезерский район, Кондопожский, Вепсская волость. Детей привозили не только органы внутренних дел, иногда они приходили сами. Сотрудники Центра были обеспокоены тем, что нет возможности привести к ним всех нуждающихся. Многие ребята жили в подвалах, и найти их было непросто. Эти дети существовали там без еды, тепла и заботы. Поэтому в перспективе у Центра была большая работа. Ну а пока его деятельность только начиналась.
Своей целью работники Центра ставили возвращение ребенка в семью. Этим подобные организации и отличаются, к примеру, от детских домов, которых в республике насчитывалось в те годы 25. Если ребенок попадает в детский дом, ему автоматически присваивается статус сироты, и он должен пробыть там до совершеннолетия. Плюс ко всему это невыгодно экономически. Содержание одного ребенка в Детском доме обходилось государству в 4 тысячи рублей в месяц. Да и дети, вышедшие из таких домов, трудно поддаются реабилитации и помочь им очень сложно. Поэтому Министерство социальной защиты и работники Центра планировали открыть специальное отделение для выпускников детских домов.
В данном центре, где побывали журналисты, с каждым ребенком проводили огромную работу. С группой в семь человек работало пять воспитателей, два психолога и два социальных работника. А основную проблему специалисты центра видели в семье и окружении ребенка. «Чаще всего эти родители находятся на такой стадии своего существования, что наши простые увещевания не воспринимаются. Тут нужна кропотливая реабилитационная работа специалистов», – сказал Николай Гехт, заместитель министра социальной защиты.
Директор центра Галина Александровна Власова и ее коллеги — люди с большим опытом работы в этой отрасли. Они сумели создать там теплую и дружескую атмосферу. «Я всем родителям хочу сказать: плохих детей не бывает. Все ребята замечательные. Только они так далеко в скорлупку прячутся, когда мы, взрослые, к ним относимся не так, как нужно, что они становятся жестокими. Вот эту жестокость, ведь мы, взрослые, сами создаем условия для этой жестокости, нужно обязательно убрать. И они станут хорошими ребятами», – заключила Галина Власова.
Таким было 9 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.