Району Карелии предстояли испытания, от которых там едва очухались
Для контроля за ликвидацией чрезвычайной ситуации, которая произошла в январе 2003 года, правительство республики направило во все районы Карелии своих представителей. Двадцать лет назад о нашем Медвежьегорске в лютые морозы узнала вся страна. Жильцы замерзших пятиэтажек завидовали владельцам частных домов с печным отоплением. Люди не знали, на кого надеяться. Говорили, что надеются на бога и ждут лета.
Ежедневные заседания штаба по ЧС в администрации района проходили как в военное время. Верхнюю одежду присутствующие скинули лишь потому, что в этот раз их приехало снимать телевидение. На совещаниях проходили жаркие споры, приводили аргументы – стоит ли прямо сейчас «включать» город или лучше еще повременить, чтобы не добавить проблем коммунальщикам. Отчитывались о каждом шаге.
«Полетело не только тепло. Полетела и канализация, и вода. Значит, это тоже нужно восстанавливать»,
- говорил Александр Климчук, управляющий городской территорией.
«Сегодня ночью опять произошли два прорыва. Из-за чего давление в котельных упало. И если даже включаем подпитывающие насосы, тем самым мы не даем поступление воды выше третьего, где-то выше второго этажа. Получается замкнутый круг», - говорил Александр Шаталин, глава самоуправления Медвежьегорского района.
Из пятидесяти миллионов рублей, выделенных республике из Москвы на ликвидацию последствий аварий, Медгоре досталось 14 миллионов 844 тысячи рублей. Но местная администрация взялась за дело лишь спустя две недели после Нового года, когда в район был направлен представитель правительства, первый заместитель председателя Региональной энергетической комиссии Аврам Склярский: «В Медвежьегорском районе, как наиболее пострадавшем, до 20 февраля должны все работы закончить. Все на это нацелены. Усилены работы. 191 человек – это большая армия, так что все будет сделано».
Медвежьегорская школа №1 замерзла в новогоднюю ночь. Пятиклассник Денис Протасов и семиклассник Саша Петровский в конце января зашли посмотреть, что в ней происходит: «У нас школа размораживается, трубы все лопнули. Мы учимся в третьей школе во вторую смену. Дома нормально, тепло пока что, отогрели у нас».
Чтобы восстановить отопление, в школе нужно было поменять больше половины труб и радиаторов.
«Если котельная будет работать, тепло в школе будет. А с работой мы справимся», - заверил сварщик Сергей Железовский. Инженер-лаборант класса информатики Алла Арефьева приходили помогать убирать в школе. Она надеялась, что к середине февраля дети вернутся в школу. Но это при условии, что котельные выдадут необходимые градусы тепла.
Были готовы к подключению 28 домов, которые разморозились в новогодние праздники. Но их не подключали из-за постоянных утечек на магистральных линиях. Котельные поддерживали теплом лишь собственное существование. В подъезде дома №14 по улице Горького повесили объявление: «Товарищи жильцы, имейте совесть. Иначе ваши квартиры останутся без тепла всю зиму».
И подпись – слесаря. Какую-такую совесть предлагалось иметь жильцам и для чего она нужна в данной ситуации, осталось загадкой. Жилось им в этом доме плохо, рассказала одна из жильцов Татьяна Устинова: «Нету у нас ни воды, ни тепла, ничего. Канализация замерзла. У меня двое детей. Ребенку пять месяцев! Хорошо, мы ушли к матери жить. И то – у нее на пятый этаж вода не поднимается. Носим с речки, из озера воду. Чтобы на еду, и постирать пеленки. А сюда приходим посмотреть квартиру – все так и оставлено».
Обстановка в Медгоре была на грани катастрофы. Весь город мог оказаться без воды и без тепла. Правительство РК держало ситуацию под контролем, но по прогнозу впереди шли морозы до -35. И Медгоре предстояло выдержать и это испытание.
А впереди была весна и дачный сезон. Вскоре предстояло решать проблему дачников – как им добираться до своих участков. Чиновники и депутаты города и республики сообща решали, как сохранить необходимое количество пригородных рейсов.
При этом количество пригородных рейсов уже было сокращено. Причины вроде бы и разные, но сводились к одной – нет денег. В бюджет 2003 года на пассажирские перевозки заложили в два раза меньше средств, чем в прошлом году.
«Те деньги, которые заложены в бюджет, явно недостаточные. И ни «Автоколонна 1126+», ни частные перевозчики просто не могут обеспечить перевозку граждан с весны по осень», - заявил Лев Шустов, заместитель министра экономического развития РК.
Минфин Карелии не расщедрился. А депутаты Петросовета не проследили. И приняли бюджет в том виде, в каком им его предложили. Ведь перевозки не главная статья, тем более для отдельно взятых депутатов. Более того – Петросовет даже не побеспокоился о том, чтобы минфин выплатил оставшиеся за ним четыре миллиона рублей долга за перевозки. Этот вопрос на совещании поставила депутат ЗС РК Галина Погудалова. Не выплатило также 2,5 миллиона министерство обороны за льготы, предоставляемые военнослужащим. Но если даже минфин и выполнил бы в ближайшее время свои обязательства, это вряд ли спасло бы «Автоколонну 1126». Если сейчас не обновить подвижной состав, через год нам не на чем будет ездить – сообщил Лев Шустов: «Мы предложим несколько вариантов пополнения подвижного состава в Петрозаводске. То ли это будет муниципальный транспорт, то ли частный, то ли государственный. У нас есть предприятия всех форм собственности. Мы посмотрим, как будет управляемость. У кого какая отдача, посмотрим. Думаю, что мы решим этот вопрос». Две недели экстренный вопрос перевозок планировала решать специально созданная коллегия. Ее задача – сделать все возможное, чтобы пассажиры в любое время года, включая дачный сезон, могли беспрепятственно добираться в любую точку нашего края.
Таким было 3 февраля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2003 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.