28 сентября 2020, 08:00

Пригородное сообщение в Карелии было сорвано из-за нехватки топлива

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 28 сентября в 2000 году

Бензиновый кризис, разразившийся во всем мире осенью ровно 20 лет назад, отразился на работе общественного транспорта Карелии. Тогда пришлось существенно сократить количество пригородных рейсов. При этом ни дирекция автовокзала, ни руководители «Автоколонны 1126» не могли точно сказать, когда работа нормализуется. Срыв плановых рейсов на автовокзале начался в конце сентября.

«Вчера было невозможно практически заниматься плановой работой, - заявил начальник Автовокзала Анатолий Терентьев. - Потому что рейсы были сорваны. Предупредить мы вовремя никого не сумели, потому что сами это ощутили только с утра».

Причина срыва пассажирских перевозок — бензиновый дефицит. Дирекция вокзала просила пассажиров не кивать на автозаправки, которые предлагали бензин, подорожавший на 70 копеек. Этого бензина для «Автоколонны 1126», то есть крупнейшего потребителя топлива в городе, а также основного поставщика подвижного состава для Автовокзала, было явно недостаточно. Ежедневно она потребляла более 10 тонн горючего. Заменить около 20 машин «Автоколонны» частным транспортом было невозможно. Покрыть всю потребность в перевозках они не смогли бы. Во-вторых, за столь короткий срок их все равно было не собрать. А в-третьих, основная часть пассажиров на междугородних перевозках — это были льготники (тогда была категория граждан, которой позволялось не платить за проезд), к льготам которых частные водители были равнодушны. Принося свои извинения, администрация автовокзала настаивала на том, что сделала все для своих клиентов. Но что работа нормализуется, не мог обещать никто: «Сегодня и завтра до обеда можно рассчитывать на то, что автобусы будут ходить регулярно, в соответствии с расписанием, а после обеда лучше постараться воздержаться от поездок, потому что ситуация неопределенная».

Три 12-квартирных дома в военном городке гарнизона Бесовец несколько дней были полностью отключены от электричества. Мало того, что жильцы сидели без света. Они не могли приготовить себе и еду! Потому что в домах были установлены электроплиты. Чтобы ликвидировать аварию, домоуправлению пришлось обращаться к помощи иногородних специалистов. Потому что летом 2000 года дома военных городков вышли из подчинения Петрозаводской квартирно-эксплуатационной части. И надежды на то, что в ближайшее время свет дадут, не было никакой. Кстати, в Бесовце это были не первые отключения, когда детям приходилось в туалет со свечкой ходить. Эти строения здесь называли «карточные домики». Так называемый срок их годности — всего четыре года. На самом деле им уже тогда было в два раза больше. Но все жильцы были уверены, что им лет 35, настолько плохо они сохранились.

В 1992 году в гарнизоне Бесовец эти бараки строили как временное пристанище. Фанерные стены за это время прохудились. Коммуникации потихоньку выходили из строя. В трех карточных домиках жили семьи военных летчиков — всего 36 семей. И вот в воскресенье утром во всех квартирах одновременно погас свет. Пробило под землей кабель.

«Сидим третий день без света. Ни сварить, ни чаю попить. Я, старый человек, бегаю третий день сегодня к соседям, чтобы согреть чаю. Извините за выражение, в туалет спичку зажгу — захожу. Свечку искала — не нашла в темноте. Вот так», - рассказала о свалившемся несчастье пенсионерка Галина Фадеевна. Дома у ее соседки Елены мерзли двое детей. Во всех домах стояли электроплиты, так что приготовить дома горячую пищу было невозможно. Лена бегала по знакомым с термосами и кастрюльками. Хранить приготовленный обед тоже было негде, холодильник был отключен: «Дети стараются пока светло уроки сделать. Потому что вечером никак. Хорошо, что в этом году у них первая смена». Свечка в туалете уже никого не удивляла.

Здесь вообще привыкли к проблемам с электричеством. Все считали, что кабель рвануло потому, что в этих квартирах не выдерживает проводка. Надо ли говорить, что «карточные домики», в которых зимой градуса 3-4, жильцы пытались обогревать рефлекторами: «Зимой напряжение падает, холодильники «летят», машинки стиральные портятся. Техника вся выходит из строя».

Когда дадут свет, не знал никто. Раньше такие проблемы решала Петрозаводская КЭЧ. Но летом по приказу министерства обороны дома передали КЭЧ Сортавальской. Все жильцы понимали, что из Сортавалы к ним никто не поедет — это очень накладно. Местный инженер из Домоуправления отправился искать специалистов в Петрозаводске. Им тоже было нужно платить, а денег на это не было. В чью светлую голову пришла идея усложнить и без того нелегкую жизнь военным летчикам, неизвестно. Как неизвестно и то, когда же для них забрезжит свет в конце туннеля.

Таким было 28 сентября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2000 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.