На автовокзале Петрозаводска люди обещали угнать долгожданный автобус
В Карелии к началу зимы ровно 20 лет назад резко сократилось количество рейсов пригородного сообщения. И пока руководство автовокзала, Автоколонны 1126 и местная администрация ссылались на недостаток денег, пассажиры штурмовали автобусы и даже грозили угоном машин. И несмотря на это малое количество пригородных рейсов, начальники автовокзала предрекали полную катастрофу: что в ближайшем будущем они сократятся еще на треть. К ноябрю 1999 года вместо 23 их осталось 16. Неудивительно, что граждане гневались, у них и так накипело: ведь парк машин был изношен почти на 100%. И.О.начальника автовокзала А.И.Терентьев заявил: «Ну вот в ближайшую субботу уехал автобус на Машезеро, около 50 человек в автобус не попало. Естественно, недовольство. Я был здесь, меня предупреждали, что захватят автобус какой-нибудь. Конечно, люди еще не привыкли к новому расписанию, которое в этом году впервые составляли не мы».
Расписание составил основной подрядчик автовокзала — Автоколонна 1126 из расчета расписания прошлогоднего. Сама Автоколонна едва держалась на плаву в те годы. Перевозки в Автоколонне были трех видов: городские, междугородние и пригородные. И если первые два вида услуг еще пока с трудом оказывали, то пригородное сообщение здорово тормозило. Начальник Автоколонны М.Ю.Редькин сообщил: «Расходы на пригородные перевозки у нас значительные. А доходы незначительные». Кстати, о доходах. Бюджет Автоколонны состоял из двух частей: того, что заработали сами, и того, что дал город. Казенные деньги расходовались на покрытие хозяйственных убытков и компенсацию льготного проезда. Схема расчета — это выделение денег Минфином, затем утверждение суммы Петросоветом, а после — перечисление денег Автоколонне.
Надо ли говорить, что в итоге сумма Минфина и конечная сумма, выделявшаяся транспортникам — это две большие разницы. «После того, как эти деньги попадают в городской бюджет, их на этот год не хватило — так оказалось», - сообщил Терентьев. «На 99 год запланировано по бюджету было 8 миллионов 270 тысяч. И если бы мы работали, исходя из этой цифры, то мы должны были бы все перевозки сократить на две трети», - добавил Редькин. Парадоксально, но пригородные рейсы убыточнее междугородних. Причин такого казуса две.
Во-первых, подвижной состав на пригороде работал не на дизельном топливе, а на все более дорожавшем бензине. Во-вторых, пригородные автобусы перевозили 90% льготников (а в те годы эта категория ездила бесплатно). Непокрытые городской властью убытки от льготных перевозок составляли к тому моменту 33 миллиона. Высокий тариф, 28 копеек за пассажиро-километр, не спасал руководство местного транспорта. Поэтому жители Пряжинского, Прионежского районов и Вепсской волости вынуждены были ждать автобуса по 3-4 часа. Или шагать до города пешком по неосвещенной трассе. Поговаривали, что ситуация не улучшится, наоборот — количество рейсов еще более сократится. Так что жителям пригородов легче захватить автобус и угнать его, нежели добраться до города Петрозаводска.
Зато в 1999 году оживилась работа одного из крупнейших предприятий Карелии — Сегежского целлюлозно-бумажного комбината. За последние полтора года это предприятие, стоявшее на краю гибели, превратилось в одно из стабильных в республике. О том, что происходило на комбинате в Сегеже в конце 90-х, в нашем крае знают все. Остановка на 7 месяцев после неудачного опыта управления новых хозяев — шведского концерна «Асси Домен» поставило ЦБК на грань краха. О тех временах и о шведах сегежане, работники завода, вспоминать не любили:
-Даже не хочется вспоминать, для нас ничего хорошего не было.
-Нормальные мужики были, работали, но не получилось у них просто-напросто.
На признанном в 1998 году банкротом предприятии было введено внешнее управление. На завод пришла новая команда молодых управленцев во главе с Василием Премининым. Работать пришлось в условиях общего недоверия к любому руководству и уверенности в том, что очередные акулы капитализма пришли набивать себе карманы. Однако предприятие начало работать, и отношение изменилось. Старший резчик С.Е.Пиутунен откровенно говорил: «Может, они к себе в карман кладут или кому-то в карман — это для рабочих уже не столь существенно. Лишь бы была работа и заработок». Наследство новой команде досталось еще то. Денег в развитие и модернизацию производства не вкладывали десятилетиями. «Зимой 1997-98 года предприятие прошло по краю, по лезвию. Потому что состояние оборудования было критичным», - пояснил А.Г.Иванов, технический директор комбината. Последний кредит в 25 миллионов долларов, взятый шведами, фактически был проеден во время простоя предприятия. С привычкой получать зарплату не работая тоже пришлось бороться. Директор по персоналу В.Е.Ромбачев признался: «Говорят: мы на пределе, мы больше не можем. Хоть застрелите нас. Ну а в результате получилось следующее: если в марте цех бумажной тары сделал 10 миллионов мешков, то в августе сделал 32 миллиона».
Для того, чтобы как-то стимулировать процесс, на Сегежском ЦБК ввели так называемое «капиталистическое» соревнование бригад. Кроме того была введена прогрессивная система выплат. Рабочие стали получать премии по итогам выработки. Руководящий состав — по итогам продаж. Все это дало свои плоды. «Покажите мне того человека, который не хочет работать. Таким, я считаю, за воротами место!», - категорично отметил старший резчик. Сегодня на комбинате функционируют две бумагоделательные машины. Третья находится в консервации, но поставлена задача запустить ее уже весной будущего года. Отремонтирована значительная часть оборудования, что позволило предприятию работать более стабильно. Налажена система поставок сырья. На складах имелся трехмесячный запас древесины. Все это позволило выйти на предел технических возможностей предприятия, за полтора года увеличив объемы производства втрое. Удалось и вернуть потерянные рынки сбыта. 60% бумажных мешков, используемых в России, поставляла в те годы Сегежа. Удалось, наконец, увеличить экспорт своей продукции. «В 1998 году предприятие продало на экспорт больше продукции, чем когда бы то ни было в своей истории. Продажа идет в 25 стран мира. Удалось максимально сократить бартерные сделки, то есть сегодня 80% продукции оплачивается деньгами. Удалось накопить оборотный капитал. Войти в график текущих платежей.
Своевременно рассчитываться с поставщиками сырья, мазута», - заявил В.Ф.Преминин, генеральный директор. Наладчик бумажного производства Ю.В.Волчков подтвердил: «Это, конечно, не сравнимо — два года назад и сейчас. Работаем ритмично. Работа есть». Его поддержала Г.А.Привалова, но с оговоркой: «Комбинат работает — уже это нас радует. Мы знаем свою работу. Но не устраивает нас заработная плата». Вопрос о зарплате был главным, что портило отношение между коллективом и руководством ЦБК. Начальство полагало, что средняя зарплата в 2600 рублей (бюджетникам и не снилось в те годы такое счастье) по карельским меркам достаточно высокая. Большая часть коллектива и профсоюзы считали, что ее надо поднимать в два раза.
«Хотя бы 100 долларов устроит пока что. Ну 200-то еще не дадут, нужна реконструкция комбината», - засмеялась Н.Г.Батько, машинист ДКМ. В необходимости модернизации, впрочем, никто и не сомневался. Необходимо было за три года научиться делать современную микрокрепированную бумагу, не потеряв при этом то, что уже работает сейчас. А кроме того — развивать лесную промышленность района, готовя себе устойчивую сырьевую базу и обеспечивая другие предприятия. В Сегеже все зависело от комбината. Ухудшение его состояния сразу сказывалось и на других делах. Об этом сказал А.К.Штогрин, глава самоуправления Сегежи: «Мы выплачиваем вовремя заработную плату бюджетникам. Мы начинаем своевременно расплачиваться за тепло и горячую воду, которую поставляет город. Мы произвели много ремонтов в этом году в школах, больницах, ремонт автомобильных дорог». В 1998 году после 7-месячного простоя Сегежский ЦБК запустили к выборам. В декабре 1998 года тоже должны были пройти выборы, но Василий Преминин утверждал, что никакой политики на комбинате впредь не будет:
«Если мы начнем на предприятии сегодня людей сталкивать, еще и на производстве, то никакой слаженной работы не получится».
Таким было 18 ноября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?