Двукратный рост цен на бензин заставил министров Карелии засуетиться

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 7 мая в 1999 году.

В мэрии Петрозаводска крепко задумались над тем, сколько должен стоить автобусный билет после скачка цен на дизельное топливо и бензин, которые произошли весной 1999 года. Что стоимость проезда в автобусе поднимется, сомнений не вызывало. Вопрос — когда и на сколько. Частников никто не контролировал, в этом смысле в те годы отношения были неопределенными, царил хаос.

Собирая за проезд по два рубля (это было крайне много по тем временам), они не обслуживали льготников и не продавали проездные. У автоколонны же, при стоимости перевозки одного человека в полтора рубля, фактически получалось всего 40 копеек получить с человека, из-за того, что приходилось предоставлять места бесплатникам: пенсионерам, а также тем, кому по закону положены льготы.

Продажа проездных тоже влияла на это. Автоколонна тогда с трудом выживала, работники грозили судами из-за долгов. В городской администрации рассматривали вопрос о возможности увеличения стоимости проезда, учитывали лишь рост цены на горючее, оставляя за скобками стоимость запчастей и зарплату водителей. Предполагали, что стоимость билета составит около двух с половиной рублей, и произойти этом может уже в середине мая. Ну и троллейбусы не дремали, а вслед за автобусами решили — чем мы хуже? Стоимость проезда в них тоже не соответствовала себестоимости электрического извоза уже давно.

Повышение стоимости бензина было воспринято частными автовладельцами почти как должное. На акции протеста никто не выходил, все продолжали ездить, несмотря ни на что. Начиная с 28 апреля цены на бензин и дизельное топливо выросли в среднем в 2 раза. Если до повышения бензин марки 92 можно было купить за 2.70 за литр, то потом за 4 рубля. А на иных заправочных станциях и за 5.

Чем вызван столь стремительный скачок цен — водители легковых автомобилей не знали, но догадывались: «В газете пишут, что за границу дороже идет, вот и нам поднимают». Кассир-оператор бензоколонки Катерина не исключила, что мы можем не только догнать Ленинградскую область, где бензин вырос до 7 рублей за литр, но и перегнать ее. Делали прогнозы: все эти игры с топливом приведут нас к очередным кредитам МВФ и обнищанию масс, так как цены на бензин повлекут за собой повышение цен на все остальное.

Стоимость горючего стала предметом обсуждения на оперативном совещании в карельском правительстве. Оно потребовало от поставщиков бензина и дизельного топлива умерить свои аппетиты. Впрочем, безуспешно. На планерку пред светлы очи первого заместителя председателя правительства Виктора Маслякова были приглашены республиканские «нефтяные короли» и прочие бензиновые феодалы помельче. Общим числом около двадцати. По данным Виктора Маслякова, оптовые цены на топливо выросли у производителей на 9-11%. Это никак не соответствовало изменению цифр на ценниках бензоколонок.

Владельцы последних к гневным обвинениям в попытках обогатиться на народном горе и угрозам массированных проверок всеми компетентными органами отнеслись спокойно. Они объяснили, что, во-первых, никто из производителей топлива розничным продавцам его напрямую не отпускает, а действует через посредников, которые тоже работают не за бесплатно. Во-вторых, те же Кириши уже две недели бензин не продавали никому вообще. И в-третьих, при двукратном увеличении европейских цен на топливо, все стремились продавать его вне пределов нашей страны. Эта ситуация сохранялась до тех пор, пока не выравнялись ценники вне и внутри страны.

Послышались угрозы, дескать, попытки воздействовать на местных продавцов топлива административно-силовыми методами приведут к тому, что бензоколонки закроются, а бензина в свободной продаже не будет даже по тем ценам, по которым его можно купить сейчас. Очередной раунд бензиновой войны автовладельцы проиграли. Вместе с ними проиграли и все остальные. Нехитрый рыночный закон, по которому вслед за бензином дорожает все остальное, никто не отменял. В этом жители России могли убедиться уже не раз. Вне зависимости от того, имеют они автомобиль или нет.

Таким было 7 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности