Автобусное сообщение в Петрозаводске оказалось на грани закрытия
Ровно 20 лет назад на территории Муниципального предприятия «Автоколонна 1126» прошло секретное собрание трудового коллектива, на которое не пустили съемочную группу. То, что удалось узнать на следующий день, лишь подтвердило опасения относительно наступления очередного транспортного кризиса в столице Карелии. Как стало известно, значительная часть трудового коллектива Автоколонны была готова через суд добиваться погашения задолженностей по заработной плате, которую в марте выплачивали только лишь за октябрь.
Руководство предприятия пыталось уговорить собравшихся не прибегать к крайним мерам. В случае юридического разбирательства требования работников скорей всего будут признаны правомерными. А это должно было привести к аресту счетов автоколонны и отправлению имевшихся на них средств на погашение задолженности. При таком повороте событий муниципальное автобусное сообщение в Петрозаводске перестанет существовать, - утверждали специалисты. В те годы Автоколонна и впрямь столкнулась с массой проблем. Помимо того, что финансирование шло очень скудно, не хватало на горючее, запчасти, парк машин не обновлялся, так еще и частники стали давить. Из-за «дикого», нерегламенитированного в те годы трафика страдали и сотрудники автоколонны, и пассажиры.
Однако в конце 90-х еще 50 тысяч горожан пользовались именно муниципальными автобусами каждый день. Только на горючее ежедневно автоколонне требовалось 30 тысяч рублей. Это при том, что дневная выручка составляла около 38 тысяч. Самое интересное, что в декабре 1997 года, когда всем казалось, что проблемы Автоколонны сможет разрешить разве что чудо, чудо действительно произошло — но не такое, которого ждали. Неожиданно для всех предприятие, которое дышало на ладан, Парижская организация «Паритет ради прогресса» наградила «Золотым орлом».
Что, конечно, ситуацию не изменило. Социально низкую цену билетов и перевозку льготников, которые в петрозаводском городском транспорте составляло около половины пассажиров, должен был компенсировать городской бюджет. Но денег из него автоколонна давно не получала. Петрозаводск, конечно, не Москва и не Питер, при большом желании можно в любой район пешком дойти. Но горожане к такому повороту были не готовы. И конечно, работники автоколонны не были готовы к тому, что их предприятие вскоре прикажет долго жить. «Мы хотим денег. И хотим жить. Как нормальные люди. Мы хотим, чтобы наши дети ели. И ходили не в кроссовках зимой!» - в сердцах сказала кондуктор и заплакала.
Очередной скандал переживало другое петрозаводское предприятие — Беломорско-Онежское пароходство. Несколько профсоюзов, существовавших на этом предприятии, боролись за право представлять интересы трудового коллектива. В начале 1999 года в БОПе было целых три профессиональных союза — такой вот парадокс. Один — Карельский профсоюз моряков — существовал только на бумаге. Зато два других — Российский профессиональный союз моряков и Профсоюз работников водного транспорта проявляли жизненную активность в борьбе за право представлять интересы работников пароходства.
Председатель отделения Российского профсоюза моряков М.Я.Давиденко заявлял: «Казалось бы, нормальная ситуация: два профсоюза, заключайте, пожалуйста, договора — нет вопросов. Но явно просматривается такая вещь: симпатия к тому профсоюзу и антипатия к нам». Нелюбовь к себе здесь объяснили очень просто. По мнению руководства Российского профсоюза моряков, с их высокими ставками по заработной плате администрация БОПа не хотела соглашаться. «Поэтому она нас игнорирует. Она не хочет с нами работать. Документы, заверенные нотариусом, которые требуются по закону, мы в третий раз подали в администрацию. До сих пор ответа нет. Если администрация не начнет с нами переговоры, мы вынуждены будет обращаться в прокуратуру». Конфликт грозил дойти до суда.
Тут стоит заметить, что в ходе состоявшегося недавно разбирательства в Верховном суде Карелии, карельская территориальная организация Российского профсоюза моряков не была признана правопреемником некогда единого профсоюза водников, раскол в котором в августе 1998 года породил обилие организаций, защищающих людей труда. За человека труда, собственно, и разворачивается битва. Кстати, работники БОПа тогда реально страдали от задолженностей по зарплате и грозили забастовками. Руководство Российского профсоюза моряков утверждало, что их организация, насчитывающая около тысячи человек, более массовая, исчисляя противников двумя сотнями. Однако, последние называют иные цифры. Председатель Баскомфлота Л.М.Пешков сообщил: «Если учесть работников плавсостава, которые прошли перерегистрацию, то входит сегодня 2 тысячи 100 человек. Имеется в виду работников пароходства. Кроме этого в него входит полностью работники Беломорско-Онежского государственного бассейного управления водных путей судоходства».
Помимо численности несомненно вставал вопрос о нужности тех и других профессиональных защитников. «Как они считают, их профсоюз обладает более высокой степенью защиты. Это они так считают. Но с моей точки зрения, для работников пароходства в сегодняшней ситуации — увы, они ничего не смогут сделать. Потому что этот профсоюз работает с судами «удобного флага». А сегодня в пароходстве таких судов нет». Под «удобным флагом» понимают штандарты офшорных зон с низким налогообложением. В Российском профсоюзе моряков уверяли, что 34 судна, работающие по залоговой линии на Кипре, это как раз суда «под удобным флагом». Их оппоненты считали иначе. Короче, спор затянулся надолго, а предприятию иногда в безвыходной ситуации приходилось распродавать свои суда для выплат работникам.
Таким было 22 марта ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.