Жулики под маской Сбербанка чистят карманы жителей Карелии
Десять тысяч рублей – такова была плата жительницы Петрозаводска за невнимательность и излишнюю доверчивость. В новостной ленте социальной сети она увидела рекламную запись с предложением оценить бонусную программу «Спасибо от Сбербанка». Оценить не просто так, а за награду: пройдя короткий опрос, клиент банка якобы получал 400 рублей. Недолго думая, женщина перешла по ссылке.
Надо заметить, что сайт с опросом выполнен в корпоративном стиле Сбербанка. Однако в глаза бросается катастрофическое изобилие пунктуационных и даже орфографических ошибок. «Используете ли Вы вонусные баллы "СПАСИБО" для оплаты покупок?» – интересуются составители опроса. Именно так: «вонусные». Будь это настоящий сайт банка, подобных опечаток ни за что бы не допустили; однако кого интересуют такие мелочи, когда на горизонте маячат халявные деньжищи?
Кстати, на том сайте, который обнаружил журналист портала «Петрозаводск говорит», за участие в опросе предлагалось уже не 400 рублей, а целая тысяча. Как говорится, игра пошла по-крупному.
Когда женщина ответила на все вопросы, ей предложили ввести цифры номера карты и пароль от личного кабинета «Сбербанк Онлайн». Затем надо было дождаться СМС-сообщения с коротким кодом, который требуется при заходе в личный кабинет. «Если же вы указали не верный логин то смс вам не поступит. Пожалуйста будьте внимательны.С уважением программа сбербанк спасибо!!!» – предупреждали составители. Обратите внимание на пунктуацию, а точнее, на ее отсутствие. Создатели сайта в школе если и учились, то явно без особого усердия.
Полученный код безопасности банка предлагалось ввести в электронную форму на сайте – для «завершения опроса» и «получения вознаграждения». Когда женщина сделала это, мошенники получили доступ к ее аккаунту в сервисе «Сбербанк Онлайн», к ее банковским картам и счетам. Итог – минус десять тысяч рублей.
Жертва аферистов обратилась в полицию Петрозаводска. Те уже установили, на чей счет были переведены деньги: это житель Тверской области. Как сообщают в правоохранительных органах, наша героиня стала не первой, кто поучаствовал в лжеопросе псевдо-Сбербанка. В Петрозаводске известно о четверых пострадавших, еще несколько – в районах Карелии. Суммы ущерба разные: от десятков до сотни (!) тысяч рублей, рассказал начальник отделения по противодействию мошенничеству МВД по Петрозаводску Вячеслав Соснин.
– Люди, передавая пароли мошенникам, думают, что это необходимо для получения денежных средств. Но на самом деле пароль из СМС-сообщения используют для того, чтобы снимать средства со счетов потерпевших, – говорит специалист. – Если кто-то в самом деле хочет перевести вам деньги, ему достаточно только номера телефона или номера карты.
Схемы тоже разнятся. В некоторых опросах предлагают ввести номер карты и CVV/CVC код: это такие маленькие циферки на задней стороне банковской карты, которые нельзя называть и показывать никому, даже своей собаке и аквариумным рыбкам. Возможно, для обдирания граждан используют и разные сайты (мы нашли только один), однако действия мошенников объединяет одно и то же прикрытие – бонусная программа «Спасибо от Сбербанка», с помощью которой они завлекают жертв.
«Спасибо» к делу не пришьешь
Сбербанк и пользователи социальных сетей со всей России предупреждают граждан: платные опросы «от Сбербанка» – это обман. Не исключено, что мошенники пользуются не только доверчивостью людей, но и программными уязвимостями. Вот какую историю в конце ноября рассказала женщина по имени Ирина. Орфография и авторский стиль по возможности сохранены.
«Сказ о том, как на старуху нашлась проруха, или как я облажалась на N тыщ денег. Я листала ленту вконтача, и в [миллионный] раз мне попалась ссылка на опрос от Сбербанка, типа ты нам жмёшь на кнопки, а мы тебе длинный рубль на карточку."А чо, другие вон чо, а я ничо?" глубокомысленно подумала я и пошла зашибать бабки. Оформление сайта подозрений не вызвало, всё зелено-спасибо, как настоящее, вопросы тоже не отличались фантазией. Подозрения стали закрадываться, когда попросили логинъ и цифирь от карты. И так сойдёт, решила я и сей пункт заполнять не стала. Однако уже при входе в приложение от Сбера у меня появились неразрешимые проблемы в виде того, что мой древний пароль не подходит, введите новый, который в смс. [Ничего себе], сказала я себе и ввела этот самый пароль, после чего в личный кабинет я, конечно же, не попала, зато попала на все бабки, которые были на карте. Дальше как в тумане – Сбербанк, полиция, заявления, заявления, заявления...»
Судя по вышесказанному, Ирина не клюнула на удочку мошенников при прохождении опроса, однако переход на сайт вызвал сбой в работе приложения, установленного в телефоне женщины.
Стать жертвой аферистов может каждый, но есть конкретные детали, которые в большинстве случаев дают понять, что вы имеете дело именно с жуликами. Мы уже указывали на «фирменное» правописание злоумышленников. Например, название банка на найденном нами сайте встречается в нескольких вариантах: «Сбербанк», «СберБанк», «сбербанк» и даже «Сберб@нк». Не нужно быть специалистом, чтобы догадаться: на настоящем сайте настоящего Сбербанка такого бардака не встретишь.
Что касается всевозможных кодов, которые просят ввести «для подтверждения личности», «завершения опроса», «перечисления средств» и тому подобного, то здесь все еще проще. В каждом СМС-сообщении с паролем для входа в «Сбербанк Онлайн» четко сказано: «НИКОМУ не сообщайте пароль». Когда-то это предупреждение писали строчными буквами, теперь, как видите, используют прописные, но и это мало помогает: люди просто игнорируют важную для них информацию.
В полиции прямо говорят: вернуть деньги обратно почти невозможно. Похищенные средства попадают на счета подставных лиц в разных регионах страны и обналичиваются всевозможными хитрыми способами. По этой причине и расследовать такие преступления тяжело; Вячеслав Соснин не стал называть процент раскрываемости по фактам удаленного мошенничества, но признался, что он весьма невелик. Так что единственный способ уберечь себя от аферистов – быть предельно внимательными во всем, что касается денег. Звучит банально, но это факт.