Жители деревни Усть-Река имеют «особое мнение»
Уж даже Путин во время прямой линии с населением страны выразил сомнение: мол, что-то много школ и больниц по матушке-России позакрывали – не надо ли подумать, как открывать обратно. Но, кажется, «оптимизаторов» это не отрезвило. Во всяком случае, карельских. Они с удвоенной силой продолжают свою дьявольскую разрушительную работу. До пудожского захолустья за последнюю тысячу лет ни один внешний враг не дошел. А «оптимизаторы» дошли.
Мишенями выбирают, как всегда, самых слабых и незащищенных. Сегодня они активно проводят «оптимизацию» сельской школы в деревне Усть-Река. А остатки местного населения готовы костьми лечь за свою школу.
Усть-Река – старинная деревня в составе современного Кривецкого сельского поселения Пудожского района. Исторически это часть целого ожерелья деревень и сел, стоявших по берегам озера Колодозеро. От него этот прекрасный край и получил свое старое название – Колодозерье. Некогда очень небедные места, славившиеся рыбой, лесом, пушниной. К настоящему времени практически полностью уничтожены сотней лет бездарного государственного управления и бессмысленного хозяйствования. Остатки коренного населения доедают сегодня людоеды-оптимизаторы.
Это уже не первая их попытка дотянуться до Усть-рецкой сельской школы. В 2014—2015 годах во время первого масштабного наступления «оптимизаторов» образования на малокомплектные сельские школы над этой школой тоже закружил черный ворон. Тогда поднялся шум в прессе. Благодаря этому, благодаря публикациям журналиста Татьяны Смирновой школу удалось отстоять. После публикаций школу (о чудо!) даже обеспечили учебниками. Это, заметим, на пятнадцатом году двадцать первого века, в стране, осваивающей Арктику и запускающей космические корабли.
Но ворон всегда возвращается на то место, где есть чем поживиться. Сегодня огромное количество людей, получающих хорошие зарплаты за счет налогоплательщиков, день и ночь ломают головы, как бы школу в Усть-Реке прикончить. Не устраивает чиновников, что школа малокомплектная, а эта модель школы никак не укладывается в их идиотскую схему «подушевого» финансирования образовательных учреждений. Не устраивает их, что школа «неэффективная» – в том смысле, что она занимает аж пять зданий, которые надо содержать, ремонтировать, отапливать, а это стоит денег. (Правда, это наши с вами деньги, но нас почему-то никто не спрашивает.) Не устаивает чиновников кадровый состав педколлектива, где, по их мнению, слишком много учителей пенсионного возраста. (Как будто они, чиновники, сделали все, чтобы в сельскую глушь ехали и закреплялись тут молодые учителя.) Короче, по большому счету, не устраивает чиновников то, что это школа удаленная и сельская, что для них означает вечный административный геморрой.
Поверите ли, создали целую мунципальную комиссию под названием «Комиссия по оценке последствий решения о реорганизации Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Усть-река»! О готовности этой комиссии считаться с интересами коренного населения, кстати, говорит тот факт, что в нее не включили даже представителя самой близкой к населению власти – главу Кривецкого сельского поселения Леонида Мицуро.
Сначала комиссары хотели Усть-рецкую школу просто закрыть, а детей возить на учебу автобусом в Кривцы. Для Министерства образования Карелии, видимо, это был самый предпочтительный вариант. Когда сидишь в теплом министерском кабинете, кажется, что это очень легко и просто – поднять спозаранку детей, погрузить их в автобус и отвезти за 50 километров в школу. Из министерства ведь не видно, что дорога – чисто символическая. В распутицу разбитая. Что автобус далеко не новый, и зимой в морозы в нем, мягко говоря, не очень уютно. Что автобус может сломаться, вылететь в кювет, застрять, наконец, а на всем протяжении лесной дороги сотовая связь напрочь отсутствует и помощи недозовешься…
Интересно, своих детей многоуважаемые чиновники Минобра и районного управления образования отправили бы учиться в таких условиях за 50 километров туда-обратно каждый день?
Население Усть-Реки, естественно, встало на уши, и власти пришлось смягчить позицию. Итоговой резолюцией последнего заседания комиссии стала идея сохранить процесс обучения в деревне, но преобразовать Усть-рецкую школу в филиал Кривецкой школы. То есть, по сути, сохранить в Усть-Реке только педагогический коллектив, а руководство и хозяйственную часть «оптимизировать». И на этом, понятное дело, сэкономить (наши с вами) деньги.
«Реорганизация Муниципального казенного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа д.Усть-Река Пудожского муниципального района Республики Карелия путем присоединения к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа п. Кривцы Пудожского муниципального района Республики Карелия» не окажет отрицательного влияния на обеспечение жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей на территории Пудожского муниципального района»,
– такое заключение содержит протокол заседания пудожских комиссаров.
Однако местное население почему-то совсем не радуется такому решению. Люди выступили категорически против того, чтобы Усть-рецкая школа стала филиалом Кривецкой. Они совершенно основательно полагают, что потеря самостоятельности неизбежно повлечет за собой скорое закрытие школы. Как это произошло, к слову, уже со множеством других школ. Об этом говорится в петиции, принятой на специально для это созванном сходе жителей деревни Усть-Река и поселка Приречный. Вот ее текст, с небольшими изъятиями, направленный главе республики, министру образования Карелии и исполняющей обязанности главы администрации Пудожского района.
«Мы, жители д. Усть-Река и п. Приречный Пудожского района, собрались сегодня на встречу, чтобы заявить: мы против объединения школы д. Усть-Река и школы п. Кривцы в одно юридическое лицо. Мы против губительных реформ в системе образования в Республике Карелия. Образование - наше право, а не услуга!
Проводимые Правительством Российской Федерации реформа и «оптимизация» образования на деле оборачиваются фактическим лишением людей их главного жизненного ресурса - полноценного образования. Превращение школ в обезличенные «образовательные учреждения», причисление образовательной отрасли в целом к сфере услуг снижают и без того запредельно низкий социальный статус Школы и Учителя в обществе. Если этот процесс не остановить, в обозримом будущем детей просто некому будет учить.
Внедряемая в настоящее время новая система оплаты труда педагога ставит его практически в полную финансовую зависимость от школьной администрации, лишая и без того небольших возможностей отстаивать свою точку зрения в спорных вопросах. Широко разрекламированное повышение зарплат учителям превратилось в профанацию и способствует расколу образовательного сообщества. Сегодня ставка учителя меньше ставки младшего обслуживающего персонала, а это лишь первый разряд.
С переходом на подушевое финансирование (финансирование за каждого учащегося) под угрозой закрытия оказались все малокомплектные школы. Для чиновников Минобразования малокомплектные школы — всего лишь нерентабельные «образовательные учреждения». Родители, которым небезразлична судьба их детей, лишены возможности не только влиять на ситуацию, но и сколько-нибудь эффективно принимать участие в обсуждении основополагающих документов, регламентирующих деятельность сферы образования. Без широкого общественного обсуждения приняты и узаконены Государственные образовательные стандарты для основного (общего) образования, а аналогичный документ для полного (среднего) образования не прошел только благодаря широкому и повсеместному возмущению как учителей, так и родителей. Курс на урезание и коммерциализацию образования заложен в основу подготовленного правительством проекта закона «Об образовании», в котором конкретные обязательства государства заменены невнятными декларациями.
Президент в своем послании 01.03.2018 года Федеральному Собранию сказал: «Мы продолжим активную работу по развитию нашего общего образования, причём на всех уровнях. При этом подчеркну: современное, качественное образование должно быть доступно для каждого ребёнка. Равные образовательные возможности - мощный ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости».
Что смогут дать учителя детям в приспособленных помещениях, где не будет спортзала, компьютерного класса и других преимуществ современной школы? Кого мы будем готовить? Как дети будут поступать в высшие учебные заведения? Ликвидация статуса школы через 2-3 года приведет к полному закрытию обучения в д. Усть-Река и п. Приречный, так как в дальнейшем судьбу детей будут решать в п. Кривцы, а не в д. Усть-Река. Это приведет к потере рабочих мест и росту безработицы, а также к постепенному оттоку молодежи. Мы подписываем смертный приговор этим населенным пунктам. Зародившееся восстановление сельского хозяйства в Усть-Реке и возрождение деревни может остановиться в связи с отъездом молодежи из-за неустроенности детей.
Мы, участники встречи, педагоги, родители, граждане, которым небезразлична судьба страны, судьба школ города Пудожа и Пудожского района, судьба наших детей, обращаемся ко всем ветвям и органам власти Российской Федерации, Республики Карелия со следующими требованиями.
1. Пресечь разрушительное «реформирование» системы образования. Остановить непродуманный и произвольный процесс «реорганизации» (ликвидаций, слияний и т.п. «оптимизации») образовательных учреждений без учета мнения трудовых коллективов, обучающихся и их родителей.
2. Не принимать бюджеты, предусматривающие сокращение (в том числе относительно) расходов на образование.
3. Прекратить закрытие и «слияние» малокомплектных школ в Республике Карелия. Правительству Республики Карелия, Министерству образования Республики Карелия, лично министру образования Республики Карелия Морозову А.Н. не допустить объединения школы д. Усть-Река и школы п. Кривцы в одно юридическое лицо. Жители против этого.
4. Ввести нормативное финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений, при котором не менее 30% финансовых средств учреждение должно получать по смете независимо от количества обучающихся, а остальные средства - по подушевому принципу».
Лучше не скажешь. Люди осознают свои права и готовы за них бороться.
С «особым мнением» к комиссарам обратились члены комиссии – директор школы Г. Назарова, депутат Пудожского районного совета С. Лось и представитель родительской общественности С. Строк. В своем обращении они убедительно доказывают, что «реорганизация» школы по министерскому плану не даст ожидаемой «эффективности» и, в свою очередь, предлагают реальный план, как можно сэкономить, оставив все-таки школу в Усть-Реке как самостоятельную организацию.
Наконец, со своим категорическим несогласием с решением комиссии обратился к районной администрации глава Кривецкого поселения Л. Мицуро. Он приводит в своем письме конкретные основания, по которым положение детей в школе-филиале реально ухудшится, а образовательный процесс понесет невосполнимые потери.
Надо сказать, что Усть-рецкая школа является площадкой Карельской ассоциации малокомплектных школ, которую возглавляет Зинаида Борисовна Ефлова. Зинаида Борисовна считает, что эта школа – одна из лучших в республике и даст фору Кривецкой школе.
Вчера Зинаида Ефлова дала развернутый комментарий к ситуации Интернет-журналу «Лицей». Вот что она думает об этом.
«Решение о смене статуса – о филиализации школы – считаю нецелесообразным ни в педагогическом, ни в экономическом отношениях, ни в отношении социального эффекта, усугубляющего и без того сложную ситуацию в сельском поселении. Поверьте, много лет занимаясь вопросами сельской школы России и Республики Карелия, не могу привести ни одного случая, когда лишение школы статуса юридического лица привело хоть к какому-либо положительному результату. Управляемая «извне» в условиях дефицитов (связи, средств, специалистов, времени, внимания руководителей…), такая школа закрывалась – образование уходило из деревни, а с его уходом заканчивалось будущее села… У детей и взрослых ломались судьбы. Да, таких относительно немного, если говорить в масштабах страны, но разве жизнь каждого человека не ценность?
Да, экономические резоны важны, но они сиюминутны и не гуманны к людям. Дайте колодозерцам возможность самим решать вопросы образования, культуры, организации жизни, в конечном счёте – распоряжаться своими судьбами. Думаю, они сами смогут найти выход, который если не решит всех экономических проблем, то сохранит у них чувство собственного достоинства и веру в справедливость».
Сегодня истекает срок подачи разногласий с решением районной комиссии. «Особые мнения» – и весьма аргументированные – поступили в комиссию. Если они будут услышаны и восприняты, это сохранит шанс на будущее возрождение Колодозерья, на то, что здесь будут жить люди, рождаться дети, сохранится уникальный местный уклад жизни. Если же верх одержат «оптимизаторы», то это будет приговор всем оставшимся деревням Колодозерского ожерелья. Доедят их, одну за другой, и не подавятся.