Вместо газа топим дизелем. Кто за это ответит?
Что происходит с программой газификации Карелии? Депутаты карельского парламента в очередной раз пытались понять, что стоит за внешне вполне благополучными отчетами Минстроя и почему новенькие газовые котельные, появившиеся в Приладожье, используют дизельное топливо и другие альтернативные и весьма недешевые виды топлива.
Начальник управления коммунального хозяйства Минстроя РК Дмитрий Горох напомнил, что компания Петербургтеплоэнерго в рамках программы газификации республики должна построить 63 объекта, вложив 4,2 миллиарда рублей.
При этом 78 нерентабельных котельных должны прекратить свое существование после завершения программы. В 2013 году была построена 21 котельная на сумму почти 2 миллиарда рублей, в 2014 году компания построила еще 26 источников теплоснабжения, истратив 1,6 миллиарда рублей. К январю 2016 года на природный газ удалось перевести 7 котельных в Олонецком районе. По словам Дмитрия Гороха, на 2017 год по плану природный газ поступит на 11 объектов теплоснабжения.
Начальник управления рассказал, что программу должны были завершить в 2015-2016 годах, построив оставшиеся 16 котельных.
- На 11 объектах работы завершены. Происходит ввод объектов в эксплуатацию… По пяти объектам Петербургтеплоэнерго опаздывает, не выполнены работы на теплосетях, - сказал он.
Сроки завершения программы пришлось сдвинуть на конец 2017 года. Построенные Петербургтеплоэнерго котельные передаются в собственность республики. Но компания продолжает на них работать, платя небольшую арендную плату. Естественно, депутатов больше интересовала денежная сторона вопроса. Горох объяснил схему взаиморасчетов. С 2014 по 2027 год из республиканского бюджета Петербургтеплоэнерго ежегодно должна получать 205-260 миллионов рублей в счет оплаты строительства.
Но так как субсидия из бюджета выделяется только при наличии всей документации, подтверждающей факт выполнения работ, Петербургтеплоэнерго получила 205 миллионов рублей только в 2014 году.
Ни в 2015, ни в 2016, ни в 2017 году субсидий Петербургтеплоэнерго не предусмотрено,
- сказал он.
Понятно, что рассчитываться с Петербургтеплоэнерго придется, только позднее. Причем долг останется серьезный – 4 миллиарда рублей. Нужно понимать, что помимо этого Петербургтеплоэнерго ежегодно получает из бюджета республики солидную компенсацию за разницу в тарифах. Так, по словам руководителя госкомитета по ценам и тарифам Артура Мяки, в 2017 году сумма компенсации выпадающих доходов для Петербургтеплоэнерго запланирована на уровне 250 миллионов рублей. Для сравнения: ежегодная аренда всех котельных обходится компании в 1,8 миллиона рублей.
Закономерен другой вопрос. Если из 47 построенных объектов природный газ появился только в 7 котельных, то что происходит с остальными? Ведь в котельных установлена дорогостоящая начинка, которая никак не используется. Не выйдет ли так, что, получив в собственность пока бесполезные котельные, правительству республики придется снова платить, чтобы их реанимировать?
Дмитрий Горох согласен, что «эффективность программы пока не достигнута». Газпром затягивает возведение магистрального газопровода.
- Это должно было происходить параллельно со строительством котельных. Но пока сроки сбиты, - сказал Горох.
В связи с этим перевод на газ уже построенных котельных Лахденпохского, Сортавальского, Питкярантского районов пришлось отложить.
В планах на 2017–2018 год - перевод на газ Питкярантского района. Сортавальскому и Лахденпохского району с уже построенными объектами теплоснабжения придется ждать как минимум до 2019 года. Раньше до них руки точно не дойдут.
Народные избранники окончательно запутались. Они никак не могли взять в толк, зачем субсидировать компанию, которая вместо запланированного дешевого голубого топлива используют дизель или мазут. Ведь получается, что бюджет должен платить и за построенные котельные, и за то, что они не используются по назначению из-за заминки Газпрома.
Депутат Александр Федичев поинтересовался судьбой новой газовой котельной в Лахденпохье, которая сейчас работает на супердорогом дизельном топливе.
Следующий вариант - просто деньгами топить. За это удовольствие мы тоже будем платить?
– недоумевал Федичев.
Дмитрий Горох подтвердил, что котельная строилась для природного газа, но с прошлого года ее пришлось «кормить» дизельным топливом.
- Возникла эта ситуация только в связи с тем, что иначе мы бы получили замерзающий город… Другого варианта отопления нет, - сказал Горох.
Он интеллигентно промолчал о том, что в городе зачем-то закрыли угольные котельные, на которых город мог бы продержаться до появления природного газа. И если отсутствие «трубы» можно свалить на «большой Газпром», то подобные управленческие решения – исключительно местная компетенция, а точнее явный ее дефицит.