17 июня 2019, 12:12

Владимир Мезенцев. Простая история уникального артиста

Прославленный валторнист выступил в Петрозаводске с концертом, а теперь его ждет сцена престижнейшего музыкального конкурса.
Автор:  Редакция

Сегодня, 17 июня, стартовал XVI Международный музыкальный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Он проводится раз в четыре года, и нововведением нынешнего стало то, что впервые в нем смогут принимать участие исполнители на медных духовых инструментах. Накануне у нас в Петрозаводске, в Карельской филармонии, прошел концерт валторниста Владимира Мезенцева – участника престижного музыкального состязания. Нам удалось побеседовать с ним.

Валторна – самый загадочный медный духовой инструмент. Даже его тон называют туманным, определяя совсем не так, как у других подобных инструментов. 10 июня с концертом в филармонии выступил именитый валторнист Владимир Мезенцев, который, несмотря на молодость, является победителем многочисленных престижных конкурсов и желанным гостем на концертных площадках во многих странах мира. Но дело даже не в конкурсах. Тот, кто хоть раз слышал его игру, просто влюбляется и в сам инструмент, и в молодого валторниста.

Несмотря на то, что в наши дни валторны усовершенствовались, они все равно считаются самыми сложными медными духовыми музыкальными инструментами, о чем существует даже соответствующая запись в книге рекордов Гиннеса. И та кажущаяся легкость, с которой Владимир несет сложнейшую миссию валторниста, поражает.

На просторах интернета, где, кажется, можно найти все, сведения о валторнисте Владимире Мезенцеве очень скупы. Можно прочитать, что он родился 21 апреля 1993 года в поселке Абрамовка Воронежской области. Обучение на валторне начал в 2006 году в классе преподавателя Александра Владимировича Шевченко в родном поселке. В 2008 году поступил в колледж им. Гнесиных, затем, в 2012 году, в Российскую академию музыки имени Гнесиных. 

Владимир - лауреат российских и международных конкурсов. С 2013 года является солистом Государственной академической симфонической капеллы России в Москве. Также в студенческие годы стал одним из артистов медного духового музыкального ансамбля New Life Brass, участники которого являются артистами фирмы Yamaha. Вот, пожалуй, и все.

Карельской филармонии повезло, у Владимира нашлось время на небольшое интервью, которое мы и предлагаем вашему вниманию.

- Вы из музыкальной семьи?
- Нет. Мама – учитель русского языка и литературы, папа – профессиональный военный.

- А кто вас привел в музыкальную школу?
- Сам пришел. Вернее, зашел по дороге из обычной школы, чтобы немного отогреться где-нибудь в коридоре. Это было зимой, 16 февраля, и мороз стоял под минус тридцать. Старшие ребята предложили записаться, я послушался. Когда пришел домой, рассказал отцу, мол, записался в музыкальную школу, на что он ответил: раз записался – будешь теперь учиться…

- Дату так хорошо помните, потому что она стала судьбоносной?
- Нет, не поэтому. Так совпало, что 16 февраля – день рождения моего первого педагога Александра Владимировича Шевченко.

- Многим известно, что валторна самый сложный медный духовой инструмент. Наверное, для того чтобы обучаться игре на нем, надо обладать какими-то феноменальными способностями…
- Часто говорят, что у детей при поступлении в музыкальную школу проверяют слух, наверное – это правда, но у нас в деревне всего полторы тысячи жителей, поэтому нашему педагогу Александру Владимировичу выбирать было особо не из кого – поступали все желающие.

Потом Владимир рассказал, что несмотря на такой демократический прием, результаты у учителя Шевченко были выдающимися: в течение восьми лет ученики Абрамовской музыкальной школы – трубачи, тромбонисты, тубисты, валторнисты – успешно поступали в музыкальные учебные заведения Москвы. «Уезжали поступать по три-четыре человека ежегодно, - рассказывал Владимир, - и все поступали». Этакие «Холмогоры» в Воронежской области, воспитывающие музыкальных «Ломоносовых». 

У Александра Владимировича существует свой принцип: не столько важны способности, сколько желание, мечта и вложенный в осуществление этой мечты труд. Своей деятельностью музыкант-педагог доказал жизнеспособность этого принципа. На мой вопрос, а не занесен ли и сам Александр Владимирович Шевчеко в книгу рекордов Гиннеса, Владимир Мезенцев, ответил «нет». А жаль!

Самому Владимиру Мезенцеву, как и большинству выдающихся исполнителей, совсем не сразу занятия стали приносить радость, и в течение первого года обучения взрослым приходилось заставлять Володю учиться: в музыкальной школе этим занимался Александр Владимирович, а дома, по настоянию того же педагога Шевченко, отец.

Через год, в 14 лет, Володя Мезенцев поехал на конкурс в Москву и конкурс этот выиграл, сразу же получив предложение перейти на учебу в музыкальную школу при Московской консерватории. Но непререкаемый авторитет Александр Владимирович посоветовал повременить: в 14 лет очень рано уезжать в Москву. И Володя послушался.

А на следующий год Владимир Мезенцев становится студентом Музыкального училища Российской академии музыки имени Гнесиных, живет в общежитии, учится. Но уже на первом курсе вместе со студенческим оркестром побеждает в Международном конкурсе, наградой в котором была возможность исполнить Концерт для валторны с оркестром №2 Моцарта в Храме Христа Спасителя. Кроме того, полагалась и денежная премия, которую Володя истратил на концертный костюм.

На третьем году учебы старшие ребята – студенты академии имени Гнесиных – предложили Владимиру стать членом брасс-квинтета New Life Brass. В тех пор он не прерывал свою работу в этом, по-своему, уникальном коллективе. Почему уникальном? Во-первых, потому, что артисты перманентно находят в режиме участия в различных конкурсах и, как правило, побеждают в них. 

Во-вторых, молодые артисты делают упор на исполнение классической музыки, джаза. Каждое их выступление – это такой мини-спектакль, где сценки придумывают сами музыканты. Квинтет объездил с гастролями и Европу, и Азию, и Австралию, и везде его сопровождал успех. Члены New Life Brass являются официальными артистами фирмы Yamaha, и в 2012 году знаменитая японская корпорация подарила Владимиру Мезенцеву валторну прекрасного качества инструмент стоимостью в 8000 евро.

В 2012 году Владимир продолжает учебу в Российской академии музыки имени Гнесиных, а год спустя становится солистом Государственной академической симфонической капеллы России в Москве. Вместе с артистами капеллы Владимир тоже концертирует и гастролирует. Причем, поездок настолько много, что молодой валторнист знает, в какой стране, какого русского композитора любят больше других, а чья музыка совсем неизвестна местной публике.

- В Японии Чайковский действительно стал культовым автором. Однажды мы исполнили сразу три Концерта Петра Ильича. Наше выступление продолжалось четыре с половиной часа, но публика не выглядела уставшей: восторженные взгляды, овации... В Соединенных Штатах очень любят Сергея Рахманинова и даже считают его свои композитором. Но, когда мы исполнили для нью-йоркских меломанов «Симфонию В Трёх Движениях» Игоря Стравинского, то публика даже не поняла, что прозвучали последние аккорды, и с большим опозданием раздались недружные аплодисменты…

- Такое впечатление, что гастроли, концерты у вас в каком-то немыслимом темпе, а ведь еще нужно время для репетиций, самостоятельных занятий…

- На самом деле у меня не больше 8-10 концертов в месяц, и это нормальный график. Правда, был один год-«рекордсмен»: в 2014 году – 140 выступлений. И был один «страшный» день, когда мы с New Life Brass отыграли 5 концертов: первый стартовал в 9.00, а последний – в 2 часа ночи. Но это, конечно, исключения. Артист обязательно должен оставлять время для самостоятельных занятий, иначе можно быстро потерять форму.

Для непосвященных расскажу, что играть на валторне тяжело и чисто физически. За концерт валторнист теряет до одного килограмма веса, а в советские времена работа валторниста и тубиста квалифицировалась как «особо тяжелые условия труда» с ежедневной выдачей бесплатной бутылки молока (за вредность) и ранним уходом на пенсию. В этой связи даже рассказывают такую историю про знаменитого дирижера маэстро Светланова. Во время исполнения Пятой симфонии Чайковского, перед началом второй части, которая открывается знаменитым соло валторны, Светланов приостановил выступление, увидев, что первый валторнист неважно себя чувствует, и ушел с ним на секундочку за кулисы. После 50 грамм коньяка из светлановских запасов просветлевший валторнист - будущий заслуженный артист и профессор консерватории - блистательно исполнил соло в гениальном произведении Петра Ильича…

- Володя, 17 июня открывается XVI международный конкурс имени Чайковского, и вы станете его участником…
- Здесь необходимо пояснить, что конкурс Чайковского проводится раз в четыре года, стартовал он в 1958 году с двух номинаций: фортепиано и скрипка. Постепенно количество номинаций увеличивалось, и в этом году вводятся ещё две, одна из которых духовые инструменты. Таким образом, я стал участником этого престижного конкурса.

- Волнуетесь?
- Нет. Вообще никогда не волновался на конкурсах и экзаменах: все мы не роботы и можем ошибиться, и если что-то не получится, значит, плохо работал.

- Вам кто-нибудь говорил о том, что вы невероятно играете?
- Говорили. Но я не называю свою игру чем-то выдающимся.

- Удачи!

Беседу вела Марина Трубина