01 сентября 2019, 17:00

Витамин C, сапожники и Сталин в зале. Волшебный мир кино Суоярви

Любопытные воспоминания и документы о главном из искусств в отдельно взятом карельском городе

27 августа страна отметила День российского кино, и этот день не стал обычной датой: в этом году исполнилось ровно сто лет с момента принятия декрета Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России.

Карелия в России - один из самых популярных для съемок регионов, так было и в советское время, и сейчас, и не счесть, сколько интересных и популярных лент снято в нашем крае.

К этой дате житель Суоярви Сергей Орлов опубликовал небольшое эссе о том, как развивался кинематограф в одном отдельно взятом городе. Здесь есть как личные воспоминания, так и архивные сведения: Сергей переводил финскую периодику из Национального архива Финляндии, читал карельские республиканские газеты, документы из Нацархива Карелии. Получилось очень живо, с любопытными деталями. Публикуем полностью, с незначительными правками.

«Давно, когда еще не то что компьютер - телевизор был диковинной редкостью, приобщались жители города к культуре через кинематограф. Попасть в мир грез в ту пору желали все, хотя бы изредка. В районном Доме культуры было два зала, на разных этажах, и они постоянно заполнялись. 

С разницей в полчаса начинались сеансы и, показав одну часть фильма, механики спешили нести ее в другой зал, все рассчитывалось поминутно. 

Порой и мы с друзьями по двору, получив заветные синие билеты по десять копеек, попадали в людской водоворот, текущий по лестнице в зрительный зал. Повернуть назад или ступить в сторону в этом потоке нельзя было и думать. Как бревна на сплаве, всех выносило к строгому контролеру, а за порогом, со стороны экрана, не менее строго присматривали с портретов Ленин и Сталин.

Друзья шептались, что справа враг народа, как говорили взрослые, но что делает он в кино, мы понять не могли. Да и были дела поважнее. О попкорне никто не знал, но, видно, его идея пронизывает кинематограф, и  ребята обязательно покупали в ближайшей аптеке витамин С по 7 копеек в таблетках или горошком и скрашивали ожидание, едва усевшись на свои места. 

Ждали того особенного момента, когда свет в зале начинал гаснуть. Но не так как дома - мгновенно, а словно в замедленной съемке, плавно и неуклонно. Из окошек в задней стене ударял яркий луч, и на экране появлялись комбайны или строители завода, - начинался журнал, новости каких-то лет в записи... Если везло, показывали сатирический киножурнал «Фитиль» или познавательный «Хочу все знать».

В таинственной будке в те годы работали Е. С. Ганина, Л. Г. Алюкова, Л. М. Лукина, М. П. Корнилов, И. В. Варежкин, И. П. Кабанен, Р. Выхристюк и другие киномеханики, почему-то немногие выдерживали больше десяти лет, кадры порой менялись через год-два. 

Следить за пленкой в лентопротяжном механизме - занятие не для рассеянных. Грейфер работает прерывисто, 24 кадра в секунду, а бобина с пленкой крутится с постоянной скоростью. Чтобы не порвать пленку - делали петлю-запас. Порой она исчезала, и тогда фильм разрывался, часто на самом интересном месте. Реакция в зале была предсказуемая - свист и топот ногами. Почему-то кричали: «Сапожники!..» Пленку склеивали, фильм продолжался.

Обрезки фильма выбрасывались на улицу, и дети часто искали их под окном проекционной.  В начале 60-х годов пленка делалась на горючей основе - нитропленке. Горела и дымила она замечательно, оттого у детей пользовалась особой популярностью. Тогда мы еще не знали, что дым этот сильно ядовит. Но об этом чуть позже. 

Вчера отмечалась дата столетия российского кино, а наши земляки сидят перед киноэкраном уже 94 года точно. 

Вероятно, ошибкой будет считать, что кино появилось в Суоярви при советской власти благодаря ленинской резолюции о важнейшем для нас из всех искусств.
Уже в 1925 году в мрачном оплоте буржуазии - Суоярви - было два кинотеатра. Один назывался «Kaleva», другой – «Kuvapirtti». Оба в районе вокзала, в пяти минутах ходьбы от одного к другому.

Сначала в каждом был только один купленный фильм, но потом наладился прокат, и в сортавальской газете “Latokka” частенько была реклама обоих суоярвских заведений. 
Так, в 1939 году в репертуаре упомянуты: «Кинг Конг» - фантастика 1933 года, британский фильм из жанра драма-триллер «Sisaren-gas», фильм об американских морских летчиках «Laivaston siivet»; снятые на пленку олимпийские соревнования по боксу, и даже советский фильм «Runoilijan nuoruus» ("Юность поэта"), о А. С. Пушкине, снятый в 1937году.

На городских афишах рекламировался: «Наполеон Бонапарт», «Генерал Бастер Кейтон», "Рискованное дело" по Джеку Лондону, «Приключения в Аризоне» и многие другие кинофильмы того времени. 

Появился и третий кинозал. Он обслуживал рабочих картонной фабрики и населения того района. Зал расположился в « Suojärven työväentalo» (Рабочем доме) - своего рода клубе предприятия. 

В заведениях шли не только фильмы. Выступали музыканты, певцы, гимнастки из женского клуба «Radjalais», столичный театр оперетты. Работники налоговой службы, гражданской гвардии – националистической полувоенной организации "Шюцкор", религиозных организаций, партийные чиновники устраивали там свои собрания. Даже попадалось объявление о продаже поросят, привязанное к Kuvapirtti. Правда, не внутри, а возле. 

Случались драмы в кинотеатрах не только на экране. В марте 1925 года в «Kaleva» произошел пожар. Киномеханик Оскар Лехтонен скончался от ожогов в сортавальской больнице. Его помощник тоже был доставлен туда в тяжелом состоянии. 
 

Не все знают, что до перехода кино на триацетатную пленку профессия киномеханика оставалась довольно опасной. В США каждые 18 дней погибал один механик. Застрявшая пленка, облучаемая дуговой лампой, быстро загоралась, и потушить ее было невозможно. Фильм сгорал за 50 секунд при температуре 1600 градусов. Ядовитый дым вызывал быструю потерю сознания, а меняющееся давление могло разрушить строение. Вот почему кинобудка всегда была отделена от зрительного зала. 

В 1960-х годах появилась безопасная пленка, но многие режиссеры считают, что по качеству изображения она уступает прежней. А от фильмов, снятых до 30-х годов, осталась только треть. Пожары уничтожили много киноархивов. 

Пожары, но уже по другой причине, уничтожили кинотеатры города с началом советско-финской войны. 2 декабря при отступлении финны уничтожили большую часть привокзального района. Фабричный район сохранился больше, но о Рабочем доме упоминаний нет. 

Практически через месяц строительство железной дороги Петрозаводск – Суоярви вызвало необходимость культурного обслуживания строителей. В первый рейс кинопередвижки на разных участках были показаны рабочим два фильма. Первый, «Великое зарево», рассказывал о предреволюционном времени и молодом Сталине. 

Второй фильм - «За Советскую Родину», по книге «Падение Кимасозера», о нападении финнов на Карелию в 1921 году. Сделан довольно хорошо, малопафосный и с юмором. Свою первую роль в нем сыграл С. Филиппов, знаменитый лектор из "Карнавальной ночи". 
Во второй приезд рабочим привезли уже фильмы «Трактористы» и «Человек с ружьем», собрав 3000 зрителей. 

В апреле, уже по построенной дороге в Суоярви пришел поезд с агитбригадой из Петрозаводска с концертами и фильмами: «Ленин в 1918 году», «Ленин в октябре», «Героический поход». Сейчас не проблема найти все эти ленты в интернете, если кого-то интересует фильмография тех лет. 

Свой киноаппарат «Геккорд К25» город получил через пару месяцев. Вместе с лошадью комплекс получил название «гужекинопередвижка». Раз в неделю он обслуживал рабочих кайпинского лесозавода, железнодорожников в их клубе и совхоз, оставшийся безымянным. Кино для них было бесплатным. 

На тот момент власти города планируют получить второй стационарный аппарат для непрерывного показа, и к 1 сентября 1940 г. хозспособом построить кинотеатр. Даже с названием определились - «Штурм». Место строительства - в районе жилых домов картонной фабрики, где-то неподалеку от Рабочего дома. Вероятно, Зимней войны он все же не пережил. 

Карелкино готово было помочь комплектом мебели для зрительного зала и фойе, воинские части -  рабочей силой, а леспромхозы - материалами. Результат этих планов неизвестен,  в следующем году началась война, и свою деятельность Карелкино возобновило только в 1945 году. 

История современного кинотеатра «Космос» достаточно известна. Хотелось бы добавить, что в начале семидесятых годов в городе занимались и созданием фильмов. При Доме пионеров существовал кинокружок, где ребята снимали на довольно серьезную камеру «Киев 16С», сами проявляли и монтировали материал. Ну и, конечно, получали права киномехаников. Правда, после ухода руководителя в армию интересное дело заглохло, не сохранились и ставшие бы сейчас историческими сюжеты.

Вот вкратце и все, что хотелось бы вспомнить по случаю Дня кино. Изобретению братьев Люмьер предстоит большое будущее, вопреки мнению киношного героя, который говорил, что скоро ничего не будет - только одно телевидение». 

Елена Гульшина's picture
Автор:

Шеф-редактор раздела «Интересно». В качестве журналиста и редактора работала в карельских и федеральных СМИ с 1999 года. Любит авторскую журналистику (за проект «Телетузики» была удостоена специальной премии СЖ РК). На портале «Петрозаводск говорит» является автором большинства спецпроектов, особенно греет ее душу «Пол-лимона или штука». Жить не может без юмора и шампанского брют.