16 августа 2019, 07:00

Великомученица, кажется, отмучилась

Варваринская церковь 17 века, которая старше и величественней сгоревшей Успенской церкви в Кондопоге, разрушена не пожаром, а бездарной реставрацией
Автор:  Редакция

Страшное зрелище – увидеть своими глазами, во что государственная машина превратила уникальный памятник деревянного зодчества Заонежья – Варваринскую церковь 17 века из Яндомозера, которая старше и величественней сгоревшей Успенской церкви из Кондопоги. Пора подключаться следственным органам…

Добраться до деревни Типиницы, куда неизвестные «доброхоты» (скорей – вредители) в рамках федеральной целевой программы сохранения памятников деревянного зодчества решили перевезти из нежилой островной деревни Яндомозеро старинную шатровую церковь, непросто. Более двадцати километров по ухабистой, размытой дождями грунтовке (сюда вряд ли когда-нибудь поедут организованные туристы) – и мы попадаем на кладбище, где когда-то в Типиницах стояла такая же, но сгоревшая церковь.

Теперь здесь «кладбище» Церкви Великомученицы Варвары. И полное ощущение, что она отмучилась. Перевозка бревен по весеннему бездорожью в 2016 году с потерей по пути этих самых бревен, затем два этапа бездарных реставрационных работ, которые в результате конкурсных процедур проводились фирмами «Эшель» и ПГС, закончились для памятника плачевно. Однако мы не слышим призывов спасать шедевр русской архитектуры, чиновники Минкультуры Карелии и Управления охраны объектов культурного наследия РК сейчас озабочены строительством новодела на месте сгоревшей Успенки (благодарственные письма меценатам недавно раздавали) и защитой незаконных раскопок РВИО в урочище «Сандармох»…

На погосте Типиниц стоит гробовая тишина. Только лай собаки и повизгивание бегающих за ней щенков разрывает окутанную туманом атмосферу деревни на берегу Онего. Ощущение, что к памятнику давно никто из чиновников-кураторов или представителей надзорных органов не наведывался. Все брошено в беспорядке. Фрагменты сруба, половицы не укрыты – полиэтиленовая пленка, кое-где сохранившаяся (ею после публичных заявлений общественности укрыли два года назад на средства музея «Кижи» бревна Варваринки), сорвана и развевается на ветру. Сквозь лежащие на земле резные столбы и балясины крыльца проросла весной и успела пожелтеть к августу от нескончаемых дождей различная растительность. Чурки, на которые уложены бесценные фрагменты сруба, покрылись гнилью, переходящей на старинную древесину…

Почему бы сюда не приехать губернатору? Почему бы на этом месте ему как радеющему за духовность верующему человеку не спросить с подчиненных: почему уникальный объект туризма (не рыбник с калиткой или чай из иван-чая) гибнет?! Но пока мы видим его в роли веселого кочегара, повара, вручателя благодарственных писем, успешного блогера, да бог знает кого еще…

Установленный в прошлом году реставраторами ПГС частично и уже освященный местным батюшкой сруб Варваринской церкви, как впоследствии определили специалисты, оказался браком: промахнулись работники с фундаментом. Теперь сруб надо раскатывать. Но это полбеды. Бревна покрылись плесенью, а местами на них прорастает мох. То есть даже та часть сруба, к которой претензий пока нет, зараженная разрушительными мицелиями, подлежит замене.

Другую часть Варваринки мы обнаружили на промплощадке, предоставленной реставраторам для работы местным предпринимателем Владимиром Аверьяновым в Великой Губе. Здесь для качественной работы в зимних условиях работникам были созданы все условия, но, как рассказывает супруга предпринимателя Галина, по большей части эти люди пьянствовали.

Такого количества пустых бутылок из-под недешевого алкоголя, оставленных после отъезда бригады, я  никогда не видела в нашем гостевом доме, – сказала женщина. – Местные жители, видя происходящее уничтожение Варваринки за государственные миллионы, говорят, что церковь не надо было вообще трогать, перевозить из Яндомозера. Пусть бы она там стояла, реставрацию можно было организовать на месте, тем более что это ближе к музею «Кижи», к Великой Губе. Нам твердят в обоснование решения о переносе, что «бесхозную» церковь могли сжечь рыбаки. А Успенскую церковь в Кондопоге, у которой был сторож, куда ездили толпы туристов и ответственным за сохранность являлся местный музей, сжег неадекватный подросток! Как так?»

В августе, как сообщила общественникам руководитель Управления по охране объектов культурного наследия Юлия Алипова, должен состояться уже третий по счету конкурс на проведение реставрационных работ. Чиновница заверяла, что приложит все усилия, чтобы на этот раз на Варварку пришли настоящие профессионалы и завершили с таким позором начатое «спасение» памятника.

Ощущают ли чиновники свою вину за то, что происходило и происходит с шедевром русской деревянной архитектуры? Похоже, нет. Всему виной некие непреодолимые обстоятельства. Не те фирмы, не те условия, не те специалисты. А может, не тот контроль? Может, надо было кому-то из управления Алиповой переехать на время в Заонежье и наблюдать за каждым шагом работников, раз уж с первого захода проект был провален, а государственные миллионы попросту растворились в чьих-то карманах? Зачем тогда вообще нужны чиновники, которые со своей ролью не справились?

А что на этот счет говорит закон? В Уголовном кодексе УК РФ есть статья 243 «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей». Церковь Великомученицы Варвары из Яндомозера в этом списке. Она если не уничтожена, то серьезно повреждена. Поэтому общественники обращаются в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой проверить законность происходящего и привлечь к ответственности виновных.

Татьяна СМИРНОВА
Паблик «Отражение. Карелия»