20 ноября 2019, 07:00

В спектакле детского ансамбля Карелии участвуют дети и родители

Объединил всех эпос «Калевала»

В группе в сети «ВКонтакте» детского фольклорно-хореографического ансамбля «Кулкусет» — горячие обсуждения, еще бы: скоро, очень скоро, 28 ноября, на сцене родного Петровского дворца состоится премьера программы «Легенды «Калевалы» по мотивам карело-финского эпоса. Особенно волнуются родители — некоторые из них впервые в жизни выйдут на сцену.

Все сложилось

Вообще-то, театральные постановки для нас не новость. В ансамбле уже есть в репертуаре карельская сказка «Puormu da kozat» и «Дюймовочка» на карельском языке. С «Дюймовочкой» мы побывали на фестивале в Ярославле, там оценили нашу постановку, — рассказывает руководитель коллектива Наталья Каширина. — Председатель жюри в театральной номинации поздравил нас с первым местом и спросил, почему мы «Калевалу» не привезли? Он дал повод задуматься, а тут как раз завершается «Год «Калевалы» и грядет год столетия республики. В общем, все сложилось, и мы решили взяться за наш эпос «Калевалу»...

Сложный выбор, чтобы уложиться в определенный отрезок времени, чтобы отобрать из всего многообразия те сюжеты, которые понятны детям, ведь в «Калевале» заложено много смыслов, даже взрослому не все ясно...

Конечно. Именно поэтому, чтобы преподнести материал доступно, мы прежде всего постарались понять, что знают об этом эпосе дети. Спросили: «Кто читал?» В группах из 20-30 ребят руки поднимали по 6-7 человек, в основном ученики финно-угорской школы, и даже нашлись такие семьи, где дома читают детям «Калевалу». Мы хотели, чтобы наши дети, перед тем как начнут репетировать, понимали, о чем речь. Начали с танцев. Сначала родился танец Лоухи и ее тварей.

Конечно, у вас же хореографический коллектив...

Свою цель мы видим не в том, чтобы научить детей чему-то одному, а мы хотим погрузить их в национальную среду, где все жанры связаны воедино. Поэтому на занятиях изучаем язык, поем, танцуем, и не только народные танцы, но и занимаемся классической подготовкой наших танцоров и певцов. Учимся говорить на сцене. С нами поработала над сценической речью актриса театра кукол РК Светлана Романова. А это оказывается, еще сложнее, чем петь или танцевать.

Мы взяли «Калевалу» в переводе на карельский язык, выбрали эпизоды, которые понятны детям, и Юлия Викторовна Калинина, наш педагог по карельскому языку, начала учить с ребятами роли. Удивительно, они очень быстро учат текст. Этот спектакль пойдет на двух языках, но даже тем, кто не знает карельского, все будет понятно.

Можно было пройти простым путем: взять то, что у нас есть, песни и танцы, которые используем в программах, но решили, что напряжемся: «Калевала» требует достоверности, взяли тот материал, который имеет отношение к Северной Карелии.

В новой постановке ансамбля заняты дети всех возрастов, в финале на сцену выйдут больше 80 участников.

У талантливых детей — талантливые родители

Обычно родители самых маленьких участников ансамбля ждут своих малышей у класса. И на этот раз все было, как всегда.

Репетировали, репетировали, и вдруг подумала, может, родителям предложить участвовать в постановке? Виола Мальми, с которой я работала и у которой танцевала в «Горнице», когда делала свои спектакли, то погружала в них всех, кто был рядом: кому бочку выносить, кому раз пробежать по сцене, а кому быть главным героем. Спектакль — такое дело: каждому найдется место,

— рассказывает Наталья Александровна.

Обсудила идею с педагогами и написала объявление в группе во «ВКонтакте», что готовится большое дело — спектакль по «Калевале», пригласила желающих родителей принять в нем участие. Обещала, что работа будет нетрудная, танцы простые, доступные, все справятся. Первая репетиция 3 ноября.

Пришли... три мамочки. Прорепетировали, про себя подумала: не тронула родительские сердца. Это уже потом я поняла, что с датой ошиблась: праздники, «Ночь искусств», кто уехал, кто пошел в музеи, театры, филармонию, потому что через два дня на следующей репетиции не поверила своим глазам, когда увидела 12 взрослых людей. Подтянулись и педагоги дворца, — говорит Наталья Александровна.

Родители включились в работу с азартом. Одна мамочка призналась: «Предполагала быть в массовке... пройтись, платочком взмахнуть, постоять... но нужно танцевать! Пребываю в шоке, но стараюсь».

Способные оказались родители, я даже не думала. Но самое интересное — это реакция детей. Они смотрят на своих мам во все глаза, и в них явно читается: «Моя мама лучше всех!»

На первой сводной репетиции выстраивается мизансцена: дети сидят впереди, они должны смотреть в зал, за их спинами танцуют взрослые. Только они начинают, детские головы разом оборачиваются.

Я не могла убедить детей смотреть на зрителей, да и не старалась: пусть смотрят, что не только они кружатся здесь на сцене, но и родители тоже много раз повторяют одни и те же движения. Ведь на спектакле все должно быть слаженно!

Когда самые близкие участвуют с ребенком в одном деле, это и есть то самое «семейное воспитание», а не тогда, когда ребенок играет на площадке, а мама рядом с неразлучным телефоном в руках... Вывести родителей на сцену, мне кажется, — интересный ход, — признается Наталья Александровна.

Каждому найдется место

Родители — первые помощники педагогов ансамбля «Кулкусет». Они главные финансисты всех проектов, и, как показывает жизнь, не только: танцы тоже им под силу.

Впрочем, если кто-то не решается танцевать, то дело найдется всегда. Кто-то будет помогать организовывать детей за кулисами, кто-то помогать переодеваться, шить костюмы. У Марины Ланец ребенок давно уже не занимается, но она участвует в постановке спектакля в качестве швеи — придумывает и шьет костюмы персонажей.

Национальные костюмы и костюмы для героев придумала давний друг ансамбля, известный в Карелии художник-дизайнер Ирина Дмитриевна Порошина.

Над афишей по нашей просьбе работала участница ансамбля Дарья Микрюкова, ее эскизы вписались в замысел.

Для постановки нужна лодка, на которой поплывут герои за мельницей Сампо. Кто ее смастерит? Откликнулся Станислав Степанов, папа одной из участниц ансамбля. Задачу перед ним поставили непростую: сделать лодку легкой, чтобы нетрудно было внести на сцену и вынести, и хорошо бы собиралась она, как спичечный коробок, — так удобнее возить на гастроли.

А то, что они будут, сомневаться не приходится. «Кулкусет» уже приглашен участвовать в феврале будущего года в Международном этнофестивале «Земля «Калевалы» в Санкт-Петербурге.

В эпосе «Калевала» много смыслов, но один лежит на поверхности: совершенно разные люди объединяются, чтобы добыть мельницу счастья и принести радость всем. И когда на заключительный поклон выйдут на сцену почти 80 участников постановки, эта мысль получит еще одно наглядное воплощение.

Еще публикации об ансамбле "Кулкусет"

https://ptzgovorit.ru/shortread/zachem-tancoram-govorit-po-karelski-ili-pesni-o-glavnom

https://ptzgovorit.ru/shortread/poiski-i-otkrytiya-violy-malmi-pochemu-karely-ne-podnimayut-ruki-vverh

Ольга Малышева's picture
Автор:

Уже двадцать лет работает в «ТВР-Панораме», которая на сегодня плавно влилась в редакцию портала «Петрозаводск говорит». Ей нравится работать с молодыми, креативными, энергичными и умными коллегами. Правда, они считают ее неким мастодонтом, а потому периодически спрашивают о событиях 1917 или 1812 годов... Но она не возражает, потому что  любит историю. А еще любит ездить в командировки и писать о том, чем и как живут земляки.