СТАРОЖИЛЫ КАРЕЛЬСКОЙ ПОЛИТИКИ: УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ?
Расхожая мысль о том, что новая метла по-новому метет, наверное, наиболее всего справедлива для политики. И хотя новый врио губернатора Карелии Артур Парфенчиков заявил, что он не будет принимать резких решений в кадровой политике, общественность республики все-таки ожидает перестановок в правительстве. И надежды населения связаны с приходом во власть если не новой, то хотя бы обновленной команды министров.
В правительстве Карелии есть люди, которых с уверенностью можно назвать настоящими «динозаврами» карельской политики. Динозаврами не в смысле их архаичности, а в смысле умения удержаться на плаву в периоды смены губернаторских эпох. Попробуем разобраться, у кого из политиков-старожилов наиболее устойчивое положение в свете грядущих перемен во власти.
Валентина Улич начинала работу в Министерстве здравоохранения еще в 2003 году, при Катанандове, в процессе карьерного роста даже возглавляла управление организации медицинской помощи. В 2009 стала главным врачом Детской республиканской больницы, а в 2010 году, после скандальной отставки министра здравоохранения Э.Зильбер, была назначена на этот пост губернатором Андреем Нелидовым.
Необходимо отметить, что в Минздрав Валентина Улич пришла с солидным багажом знаний практикующего медика и чиновника, после медучилища, медфака ПетрГУ и Академии госслужбы, а также с опытом работы участковым детским врачом в поликлинике Петрозаводска, в Суоярвской ЦРБ и в сфере страховой медицины. Ныне Валентина Улич является заместителем премьер-министра и отвечает за социальный блок, который сам по себе является «зоной повышенного риска», ввиду своей непредсказуемости.
Самыми сильными сторонами Валентины Улич являются ее опыт работы, компетенция и доскональное знание отрасли. Но есть и слабые стороны, среди которых можно назвать, во-первых, эхо «сямозерской трагедии», а во-вторых, интерес УФАС к закупкам медтехники у питерских фирм. Хотя в первом случае у следствия вопросов к заместителю премьера Карелии больше не возникает, а во втором случае сам процесс закупа медтехники относится более к компетенции министерства здравоохранения.
Андрей Манин вполне претендует на звание долгожителя карельской политики. Он был призван в управленческие ряды еще в годы глубокого застоя, когда стал первым секретарем Октябрьского райкома комсомола. С 1994 года был долгий, поэтапный путь от руководителя отдела зарубежных связей мэрии г. Петрозаводска, заместителя руководителя администрации главы Республики Карелия, председателя государственного комитета Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями, представителя главы Республики Карелия в Законодательном собрании — до министра Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными и религиозными объединениями.
Коллеги характеризуют Манина как блестящего переговорщика, а без этого качества министру, отвечающему за национально-религиозный блок, попросту не выжить.
Секрет политического долгожительства Андрея Манина состоит в том, что, будучи министром на достаточно остром «национальном» направлении деятельности с 2006 по 2010 год, а затем с 2014 года до сего дня, он смог выстроить ровные и деловые отношения с большинством национальных организаций. Конечно же, не со всеми: наиболее радикальные лидеры карельских движений и организаций считают работу Манина неудовлетворительной.
Бесспорная заслуга лично Андрея Манина состоит в том, что в вопросе придания карельскому языку статуса государственного его личная позиция стала официальной позицией правительства Карелии и даже регионального отделения партии «Единая Россия». И хотя работа на этом направлении пока не увенчалась заметным успехом, можно предположить, что Манин сохранит за собой портфель министра хотя бы потому, что более опытного, щепетильного в переговорах и последовательного в решении национальных вопросов политика в Карелии попросту нет. Да и за все годы своей работы в правительстве Андрей Манин не был замечен в скандальных историях и его репутация ничем не запятнана.
Руководитель администрации главы Карелии Анатолий Моисеев — еще один политический долгожитель карельского правительства, пришедший в политику с комсомольской работы. В 1988 году он был первым секретарем Сегежского райкома ВЛКСМ, в начале 90-х работал в Верховном Совете Карельской АССР, а затем в аппарате правительства.
На нынешнем посту Анатолий Моисеев работает с марта 2015 года, и главное поле его деятельности — подготовка к празднованию столетия Республики Карелия, которой он плотно занимается уже довольно давно.
Моисеев — опытный местный политик, который смог удержаться в высшем эшелоне власти республики в череде губернаторских отставок и назначений, что само по себе свидетельствует о его деловых и профессиональных качествах. Даже Александр Худилайнен, приведший за собой целую когорту питерских чиновников, которые существенно проредили ряды карельского правительства, не пошел на замену Анатолия Моисеева, справедливо полагая, что с таким ответственным мероприятием, как юбилей республики, справится только опытный местный политик.
Премьер-министр правительства Карелии Олег Тельнов, который работает в правительстве на разных должностях уже с начала «нулевых», также относится к числу опытных карельских министров. Его стаж работы на ответственных должностях в органах власти республики перевалил за 20 лет. Для политика, пережившего трех губернаторов, это немало.
Самое слабое место Олега Тельнова — его кресло премьера, по сути, второго лица в исполнительной вертикали власти республики. Должность вообще очень критичная, а в период смены губернаторов особенно, так как по самой логике исполнения властных полномочий за отставкой губернатора практически всегда следует и отставка премьера. Тем более что к такому повороту событий Тельнов уже был готов в апреле 2016 года, когда правительство республики было отправлено в отставку после президентского выговора Худилайнену.
Тогда отставка Олега Тельнова не состоялась, хотя СМИ республики утверждали, что он написал соответствующее заявление. Губернатор остался на своем посту, и вполне логично было сохранение Олега Тельнова в должности второго лица в правительстве.
На сегодняшний день Олег Тельнов – пожалуй, самый опытный хозяйственник старой школы в правительстве Карелии, специалистов такого уровня вообще осталось крайне мало, и в этом, безусловно, его самая сильная сторона.
Министерство образования – это, наверное, одно из самых критических министерств карельского правительства. Возглавляет его еще один долгожитель республиканской власти – Александр Морозов, пришедший на эту должность в 2013 году.
Наиболее слабыми точками министра образования РК являются такие провальные темы, как оптимизация сельских школ и прохождение студентами колледжа практики в парк-отеле «Сямозеро».
Министр финансов Республики Карелия Ирина Ахокас – также один из опытнейших карельских управленцев. Руководящие посты в министерстве она занимает еще с 1995 года, ее общий стаж работы в области республиканских финансов приближается к 30 годам. В качестве министра Ирина Ахокас работает пока меньше года, поэтому вполне вероятно, что она еще долго сохранит свой пост. Тем более, что, как говорят наблюдатели, более грамотного специалиста в области финансов в республике попросту нет.
Возглавляют ветераны карельской политики и ряд комитетов: Николай Федотов – Государственный комитет РК по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения; Артур Мяки – Государственный комитет по ценам и тарифам. Если в первом случае к председателю госкомитета особых вопросов и претензий нет, то по поводу деятельности комитета по ценам и тарифам у Артура Парфенчикова, как минимум, должны возникнуть вопросы к своему тезке по поводу гремевших в республике скандалов времен Худилайнена. Эти скандалы связаны с взвинчиванием тарифов на тепло со стороны ООО «Петербургтеплоэнерго», которые правительство (читай – комитет, возглавляемый Мяки) сочло оправданными и обоснованными. Тогда ситуация едва не привела к социальному взрыву в том же Олонецком районе, где по этому поводу состоялся сход граждан, но любовь комитета к питерским теплоэнергетикам так и не иссякла. Хотя до сих пор она трудно объяснима с точки зрения здравого смысла и защиты населения от произвола коммунальщиков. Впрочем, вопросы, связанные с последними скандальными «космическими счетами» на коммунальные услуги, которые получили петрозаводчане совсем недавно, тоже никто пока с повестки дня не снимал. Сам факт возникновения этих счетов, и последующего их аннулирования с обещанием вернуть деньги горожанам, никак не добавляет ни авторитета, ни популярности госкомитету, возглавляемому Артуром Мяки.
Однако, как бы ни сложилась судьба карельских министров-долгожителей, общественность республики получила сигнал от врио губернатора Карелии, что изменения в составе правительства произойдут, хоть и не сразу и не резко. Вполне вероятно, что всех местных министров Артур Парфенчиков хорошо знает еще по прошлой работе в Карелии. Тем более он осведомлен об их профессиональных и деловых качествах. Даже если кто-то из них расстанется с министерским креслом, думается, им будут предложены другие должности в органах власти. Все-таки их опыт работы в управленческих структурах не может и не должен остаться невостребованным. Тем более, что новый губернатор прежде не сталкивался в своей жизни с руководством регионом, и «старожилы» карельской политики вполне могут стать своего рода фундаментом губернаторской команды, которая, безусловно, будет опираться не только на нововведения, но и на лучшие управленческие традиции в Карелии.