10 декабря 2018, 09:58

Анскулинг: быть или не быть?

Жительница Карелии отказалась водить детей в школу. Это нормально?

Анскулинг — это новое для меня слово я встретила в Инстаграме. И сразу кинулась в «Гугл». Поисковик просветил: «анскулинг (от английского un — «не» + schooling — «школьное обучение») — это обучение без программы и аттестаций. Ребенок ничему не учится целенаправленно. Он получает знания, задавая вопросы и самостоятельно отыскивая ответы. Обучение проходит в игре, творчестве, путешествиях и общении».

Оказывается, закон «Об образовании» в нашей стране позволяет учиться вне образовательной организации в форме семейного образования или самообразования. При этом у обучающихся есть право на бесплатные промежуточные аттестации. Это означает, что можно не зачисляться в контингент школы и не сдавать экзамены вплоть до государственной итоговой аттестации в 9 классе — ОГЭ.

Еще большим открытием для меня стало то, что такие семьи есть у нас в Карелии. «Свободное образование, анскулинг, жизнь без расписания. Живем в глуши. Без школы» — об этом рассказывает в своем Инстаграме Александра Чернявская. Мне стало ужасно интересно пообщаться с Александрой. Но, к сожалению, от интервью она отказалась. 

Вместе с тем ее блог оказался настолько интересным, что я не могла оторваться. Желающие могут почитать его, он открытый. Автор пишет очень хорошо и увлекательно. Делится своим опытом, эмоциями, не скрывает сомнений. Но, тем не менее, меня не покидает ощущение, что мы живем не в одной республике, а словно на разных планетах.

Вспоминаю свое детство. Я пошла в детский сад в возрасте примерно одного года. Вернее, в ясли — тогда не было таких проблем с устройством малышей в дошкольные учреждения. Не было проблем, да и других вариантов, в общем-то, тоже не было. Ясли, садик, школа, а затем — средние или высшие учебные заведения. Отступать от заведенного порядка никому не приходило в голову. Даже если бы пришло, так было не принято.

Сейчас все не так. Есть куча методик, по которым учатся как в школе, так и дома. Тьма литературы, курсы в интернете, море вариантов дополнительного образования. Какие из них правильные? Что выбрать? Нужно ли проводить ночи напролет под дверями лицеев, чтобы ребенок получил лучшее образование? Или лучшее — это другое, которое по новой методике? И если да, то по какой?

Меня как маму двоих детей эта тема действительно зацепила. У нас появилась свобода в воспитании, но мы не знаем, в какой мере стоит ей пользоваться. Вот возьмем анскулинг, образование на дому. Его плюсами называют то, что дети сами выбирают, чему учиться, не боятся делать ошибки и задавать вопросы. Им не нужно рано вставать и идти на место учебы, и они могут проводить много времени с семьей.

Лично меня такие аргументы не убедили бы решиться перевести детей на домашнее обучение. Я не уверена, что смогу перелопатить горы литературы, где описано, как учить детей на дому, и определиться, что там верно, а что нет. Боюсь утонуть во всем этом. Сомневаюсь, что справлюсь с задачей стать главным учителем для своих детей. Ведь нет никакой гарантии, что у меня это получится и я не буду потом всю жизнь себя винить. Да и вообще мысль о том, что я окажусь в деревне с детьми, как Александра, если честно, пугает меня. Мне мало быть только мамой. Мамой и педагогом — тоже мало.

А еще я ребенок, воспитанный мамой-педагогом, и, может быть, поэтому мысль об отказе от традиционного образования мне претит. Так проще и безопаснее, ведь это проверенный путь! Вместе с тем не считаю себя вправе заявлять, что решиться на какой-то радикальный шаг вроде перехода на домашнее обучение — это плохо. Это смело, я бы так не смогла. Родители хотят дать детям нечто большее, сделать их жизнь интереснее и счастливее. Правильно ли это? Может быть, ответ на этот вопрос найдется со временем?

О своих школьных годах не могу вспомнить ничего плохого. Я рада, что они у меня были. Не помню чего-то такого из школьной программы, что мне прямо вот совсем-совсем не пригодилось. 

Например, с моей лучшей подругой Юлей мы дружим с 6 лет. Мы познакомились и подружились в первом классе и учились вместе до девятого. Уже много лет она живет в другой стране, но это не мешает нам дружить. И я умею читать ее настроение по фразам, по голосу и даже по отсутствию сообщений. Этому в школе не учат. Слышать других людей дети учатся сами, взаимодействуя друг с другом. В школе ведь не только учителя и уроки. Там одноклассники, там друзья. С классом, с которым я училась с 1 по 9 класс, мы постоянно общаемся. Практически со всеми. Каждый год собираемся вместе. 

У нас была лучшая в мире учительница начальных классов Людмила Васильевна Дудчик. Благодаря ей мы такие дружные. Я могу долго перечислять имена своих школьных учителей и университетских преподавателей, которым благодарна. Не потому, что меня всегда хвалили и гладили по головке. Не была я примерной ученицей, однажды даже урок сорвала. Но без этого опыта, без этих людей не было бы меня, именно такой, какая я есть.

Главное, что смущает меня в домашнем образовании: смогут ли дети-анскулеры жить во взрослой жизни, не держась за мамину юбку? Ведь, по сути, других авторитетов в их жизни нет. А они, мне кажется, должны быть. Но, возможно, я чего-то не понимаю. Поколение детей, воспитанных на дому, в России еще не выросло. И как они устроятся в жизни — покажет время. 

 

Если среди вас родители, которые воспитывают детей дома и готовы рассказать об этом? Напишите нам по адресу ptzgovorit.interesno@yandex.ru, оставьте свой телефон. Мы с интересом выслушаем вашу позицию.

 

Валентина Платонова's picture
Автор:

В журналистике с 2008 года. Писала для газет «Всё», «ТВР-Панорама», журнала «Ваш досуг», была редактором журнала «Телепульт». Любит искать грибы и интересные темы.