Петрозаводчанин может стать пилотом Формулы Рено 2.0
Александр Вилаев не очень-то разговорчивый. Да и вообще, в этом спокойном и скромном юноше трудно разглядеть заядлого гонщика, который в свои 14 лет уже является настоящим асом картинга.
Недавно Александр вернулся из Эстонии, где принимал участие в национальном чемпионате. Первые два этапа этого чемпионата принесли Саше уверенную третью позицию.
Последние полтора месяца были для него весьма напряженными: за это время он участвовал в заездах не только в Эстонии, но и в Ростове-на-Дону, где проходили чемпионат и первенство России, и в Италии.
Но главное, как говорят его родители, у Саши еще впереди.
По словам его отца, Валерия Вилаева, Александр – единственный гонщик в таком юном возрасте, который проходит тесты в Формуле Рено-2.0. Именно ее в свое время выиграл Даниил Квят, нынешний гонщик Формулы-1.
То, что у нашего земляка действительно хорошие перспективы, подтвердил его менеджер, Марко Асмер, чьи слова заслуживают доверия. Асмер — бывший гонщик Формулы-1, сейчас он ведет пилотов Формулы-3 и Формулы-4, является спортивным директором команды, один из пилотов которой – Мик Шумахер, сын известного гонщика Михаэля Шумахера.
Марко Асмер остался в восторге, потому что уже во время первых тестов Саша показал "космическое" время. Буквально еще раз, и можно в гонку фактически без подготовки,
– рассказал Валерий Вилаев.
Конечно, пока это только тестовые заезды, и их будет еще немало. К тому же участвовать в Формуле Рено-2.0 Саша сможет не раньше, чем ему исполнится 15 лет. Но родные уверены: у него все получится.
Картинг – довольно своеобразный вид спорта. Главное в нем – скорость. Когда летишь по трассе со скоростью, скажем, 160 км в час на обычной машине – уже не по себе. А тут карт — маленькая машинка без кузова, в которой сидишь едва ли не пятой точкой на асфальте. И такая же скорость – 160 км в час, которую развивает Александр, – кажется, наверное, вообще запредельной! А в тестовых заездах Формулы, которые проходили в эстонском городе Пярну, 14-летний подросток и вовсе гонял со скоростью 250 км/ч!
– Не страшно? – спрашиваю Сашу.
– Нет, конечно, – словно бы удивляясь отвечает он.
– Но ведь это довольно травматичный вид спорта?
– Ну, всякое бывает... Я вот сломал сопернику ключицу, не нарочно, конечно, – и юный пилот рассказал случай, произошедший недавно в Ростове-на-Дону. – Была гонка, я получил толчок от карта сзади, который пошел на обгон, и меня по колесу затянуло на впереди идущую машину.
Итогом этого тройного столкновения стали сломанные ребра у пилота, ехавшего сзади, сломанная ключица у едущего впереди и сильный ушиб ноги у Александра.
На этих же соревнованиях в заезде участников класса «Супер-Мини» трижды останавливали гонку из-за того, что карты переворачивались, и трижды на трассу выезжала скорая. Но все обошлось – участники отделались синяками.
Не каждая гонка сопровождается травмами, – продолжил Саша. – В такие моменты не успеваешь ни испугаться, ни подумать, что и почему произошло. Главное — не сойти с трассы, если ты в состоянии. И если тебе это надо – то есть если ты нацелен на результат.
Редко, но бывают во время гонок и довольно курьезные случаи. Хотя те, с кем они происходят, таковыми их, видимо, не считают. Как правило, один заезд – это примерно 17-20 кругов, каждый из которых равен 1-2 км. И вроде бы за десятилетия развития автоспорта предусмотрены различные способы, чтобы не сбиться со счета, наматывая круг за кругом. Тем не менее такое иногда случается.
В прошлом году была история. Гонщик шел первым, лидировал, а на предпоследнем круге сошел – довольный, думая, что победил. И только потом понял, что гонка еще не закончилась,
– рассказал Саша Вилаев.
Обида, злость, разочарование – можно только догадываться, что чувствовал тот пилот. Понять, какие эмоции испытывает его сын в случае победы или неудачи, тоже весьма непросто, утверждает его отец.
Хорошо, если хотя бы улыбнулся, когда выиграл гонку,
– говорит он.
Саша – не из тех, кто спешит тут же поделиться своей радостью с родными или друзьями, рассказать о победе в социальных группах. Скорее это сделает его отец.
– Но ведь ты расстраиваешься, если проигрываешь? – спрашиваю у Александра.
– Ну да, это немного неприятно, но ведь не плакать же из-за этого, как некоторые. Нужно думать, почему так произошло, и исправлять ошибки.
Удивительно, как такие внешние спокойствие и рассудительность 14-летнего подростка соседствуют с его увлечениями. Ведь в короткие перерывы между соревнованиями и тестами он снова ищет скорости и драйва: катается на велосипеде, выбрав, конечно, не обычный, а Маунтинбайк, гоняет на спортивном квадроцикле – 140 км в час по грунту это, знаете ли, тот еще экстрим...
Еще было бы очень интересно попробовать себя в ралли…
– мечтательно говорит Саша.
Но самым первым увлечением был, конечно, картинг, которым он заболел еще в 4-летнем возрасте – у него ноги до педалей не доставали, а он все уговаривал родителей записать его в клуб. В конце концов они сдались, но в клуб Сашу тогда не взяли, сказали, мол, подрастешь – приходи. Ровно через месяц он опять пришел – подрос же! С того момента все и началось.
Сегодня он на картодромах проводит времени едва ли не больше, чем за школьной партой. С октября по февраль еще ничего, учеба проходит, можно сказать, в штатном режиме. А вот когда начинается сезон и тестовые заезды то в Италии, то в Испании… Приходится пропускать школу. А потом усиленно заниматься, чтобы нагнать программу.
Учитывая, что каждая поездка выливается в кругленькую сумму, касается ли это соревнований или тестов, трудно обойтись без вопроса о деньгах. Под силу ли семейному бюджету подобные траты?
Конечно, нет, – спокойно и откровенно отвечает отец юного гонщика. – В основном поездки за счет средств спонсоров. Картинг – это вообще очень дорогое удовольствие, если относиться к нему со всей серьезностью. К слову, в Эстонии, например, или в Финляндии этим спортом заниматься намного дешевле.
Не все одноклассники Саши понимают столь длительное увлечение его картингом. А одна из учительниц как-то и вовсе озадачила, сказав, что такой профессии не существует – мол, не лучше ли подумать о чем-то более серьезном.
Однако уже в следующем году, если наш петрозаводский гонщик перейдет в Формулу (конечно, при условии, что переговоры с командами будут результативными), с ним уже будет заключен контракт. А это уже совсем другой уровень.