17 декабря 2017, 09:38

«Папу Римского хочу!». Как Аркадий Райкин «разыграл» петрозаводчанина

Сегодня – 30 лет, как не стало великого советского юмориста. Вспоминаем, как он жил в Петрозаводске целый месяц и как в орбиту его внимания попадали известные горожане.
Фото Александра Макарова, РИА https://dubikvit.livejournal.com/481548.html

С жителями Петрозаводска удача случилась в сентября 1971 года, когда всенародный любимец приехал в наш город аж на целый месяц. Как простой советский гражданин Аркадий Райкин жил в гостинице "Северная", выступал перед рабочими Онежского тракторного завода, гулял по улицам карельской столицы, приковывая к себе внимание прохожих характерной пышной шевелюрой.

17 декабря – 30 лет со дня смерти советского актера театра, эстрады и кино, конферансье и непревзойденного юмориста. С любовью и легкостью вспоминаем пребывание Аркадия Райкина в Петрозаводске.

Длительные гастроли

Секрет столь долгого пребывания великого актера в нашем городе СМИ обнародовали в дни празднования 100-летия со дня рождения Аркадия Райкина.

Предыстория этой ссылки (в прямом смысле этого слова) такова. В 1970 году на невских берегах впервые был показан спектакль «Плюс-минус». Отталкиваясь от всенародной даты — 100-летие со дня рождения Ленина, — Райкин сотворил действо особой остроты. Артист стремительно выбегал на сцену и с ходу начинал монолог:

Остроумная манера писать состоит, между прочим, в том, что она предполагает ум также и в читателе….

В зале — звенящая тишина… А артист после секундной паузы добавляет:

— Владимир Ильич Ленин. Философские тетради.

Этот монолог сочинил писатель-сатирик Леонид Лиходеев, причем он нашел у Ленина еще несколько таких же, никому в зале не известных цитат, которые тогда, в 70-м, ревностным охранителям «системы» казались прямо-таки «контрреволюцией»…

В цехе Онежского тракторного завода

Осенью как-то заявился в театр секретарь Волгоградского обкома партии, и ему очень не понравилось, что говорит со сцены Райкин и как на это реагирует народ. Разгневавшись, он отправил в ЦК донос, и оттуда столь же быстро в театр последовало распоряжение: «Первый ряд не продавать!». И каждый вечер стала располагаться на тех стульях комиссия…

Через неделю артиста вызвали в ЦК и посоветовали «поменять профессию»… У Райкина случился инфаркт. В Москве и Ленинграде ему запретили выступать. Театр отправили на длительные гастроли в Петрозаводск.

Известный ссыльный

В Петрозаводск Аркадий Райкин приехал в сентябре 1971-го и пробыл здесь целый месяц. Жил он в гостинице «Северная», часто давал концерты. То были Дни литературы и искусства Ленинграда в нашем городе.

Петрозаводчанам именитый гость пришелся по душе. Даже его фамилия выглядела как-то «по-свойски» в ряду первых лиц республики: Сенькин, Манькин, Тришкин...

В театре сатирику аплодировали. Вот что рассказывает петрозаводчанин краевед Николай Кутьков:

 — Музыкально-драматический театр каждый вечер был набит битком и сотрясался от взрывов смеха. Я до сих пор помню глаза своей хорошей знакомой, которой удалось попасть на один из тех самых гастрольных концертов Театра миниатюр. После него она беспрерывно повторяла одну и ту же фразу: «Смело, вы знаете — очень смело!».

На прогулках по Петрозаводску Райкина узнавали мгновенно: копна волос со знаменитой седой прядью сразу же привлекала всеобщее внимание.

Артистическая чета А.И. и Р.М. Райкиных на площади Ленина, Петрозаводск

— Так получилось, что сотрудники издательства «Карелия» встретились с Аркадием Райкиным на площади Ленина, — вспоминает Николай Кутьков. — Работавшая тогда завотделом редакции Тертту Викстрем со смехом рассказывала, как чета Райкиных обратила на нее особое внимание. Дело в том, что на Тертту было точь-в-точь такое же шикарное замшевое пальто, как и на жене Аркадия Исааковича. Тертту Ульясовна была прекрасной переводчицей с финского и часто выезжала за границу на ответственные переговоры и съезды.

Вот и получилось, что в пору советского дефицита одевались они с супругой известного сатирика в одних и тех же европейских бутиках.

Мастер запечатлел мастера

До личной встречи с Аркадием Райкиным  фотокорреспондент ТАСС по Карелии, Мурманской области и Северному морскому пути Семен Майстерман видел его по телевизору и один раз на сцене Ленинградского Театра миниатюр. Поэтому телефонный звонок рано утром 17 сентября 1971 года застал его врасплох:

— С вами говорит Аркадий Райкин...

Предполагая, что его разыгрывают, Семен Аронович ответил: «А Папа Римский не хотел бы со мной поговорить?!» и — положил трубку.

Но в следующую минуту телефон настойчиво зазвонил вновь:

— В Театре миниатюр мы готовим выставку. Я выступаю перед рабочими Онежского тракторного завода. Нужны снимки.

Мастер Семен Майстерман

После этого Семен Майстерман снимал выступление Райкина в одном из цехов Онежского тракторного завода. Фотографии артисту понравились, и он пригласил их автора на ужин в свой гостиничный номер.

— За скромным ужином мы проговорили два часа, — вспоминает Семен Аронович. — Искрометный, с удивительным чувством юмора на сцене, Аркадий Райкин был очень трогательным вне ее — деликатным, стеснительным, общался так, словно я для него близкий человек.

Райкин был не один, а со своей супругой, тоже актрисой.

— Руфь Марковна, — вспоминал Семен Майстерман, — без конца перезванивалась с детьми, рассказывала, что есть в местных магазинах.

На лицевой стороне фото, которое Райкин подарил Семену Ароновичу, артист написал черными чернилами: «Ничего не скажешь — ваша фамилия говорит сама за себя. Спасибо, славный человек, за чудесные фотографии».

Встреча на ОТЗ. Фото Кима Бека

Майстерман потом, конечно же, жалел, что «ничего не записал на память» и не сфотографировался с великим артистом. Гораздо позже он поделился своими открытиями о пребывании Райкина в Петрозаводске и своей встрече с ним с корреспондентом газеты "Петрозаводск". А в свое время  даже не догадывался, что месячные гастроли Райкина в нашем городе на самом деле были для актера своеобразной ссылкой.

«Нужны типломированные ущиителя»

Именно в нашем городе была задумана и заказана авторам миниатюра под названием «Командированный из Петрозаводска» (Аркадий Исаакович, как известно, никогда не писал сам тексты своих монологов).

Ее герой постоянно сталкивается с ситуациями, весь юмор которых в том, что московские официанты, горничные, шоферы такси оказываются вчерашними провинциалами с институтскими дипломами педагогов или инженеров.

В конце концов, обескураженный командированный на довольно искусно воспроизведенном Райкиным (утрированном, конечно) севернорусско-карело-финском «суржике» приглашает их всех в родной Петрозаводск: «Нам фоот так нужны типломированные ущиителя, лесофооды и иншенееры!».

Ольга Миммиева's picture
Автор:

Будучи студенткой историко-филологического факультета ПетрГУ романтику искала в стройотрядах. Ее всегда привлекали люди со стержнем, сильные, без двойного дна. Любимая тема – человек в особой жизненной ситуации. Будь то прыгнувший с парашютом незрячий поэт или повар, отправившийся готовить отбивные на Северный полюс. Мечтает, чтобы у читателей после знакомства с такими людьми вырастали крылья.