Пациент двух господ. Как карельские медики растаскивают нас на деньги
Эпиграф:
Всё то, что нас не убивает, богаче делает врачей.
(С) Владимир Поляков
Каждый из нас однажды делает неверный шаг. Мне он стоил того, что в темном Беличьем парке (Ирина Юрьевна, может уже электрифицируем весь парк, а не только главную аллею?) я повредила связки на ноге. Видимо, нешуточно: врач даже отказывался верить рентгену, был уверен, что это перелом. В итоге гипсовый лонгет на ногу и весь дискомфорт, с этим связанный: прыжки на костылях, беспомощность, когда не можешь себе чашку чая принести. В общем, кто плавал, тот знает.
Лонгет сняли через неделю, еще через одну неделю врачу моя нога не понравилась. Не сходит отек, хотя пора бы. Врач назначил УВЧ, выдал направление. Одна загвоздка – аппарат в травмпункте сломан, потому, мол, обращайтесь в поликлинику по месту жительства.
Волновало меня только одно: есть ли аппарат УВЧ в нашем филиале на Кукковке (семь раз ездить хромой на Ключевую мне не улыбалось).
«Есть везде, кроме нас», - напоследок бодро успокоил меня врач.
Позвонила в филиал - есть, обрадовалась. «Как бы мне записаться, - спрашиваю, - у меня направление из травмпункта».
Рано обрадовалась. «По направлению из травмпункта УВЧ вам делать никто не будет». Девушке в регистратуре, видимо, было не с руки ждать мою мхатовскую паузу, и она добавила, что направление из трамвпункта должна переписать терапевт поликлиники.
- Просто переписать направление? - уточнила я, не понимая сразу всего. И того, почему направление одного государственного медицинского учреждения не принимает другое государственное медицинское учреждение, и уж тем более зачем тратить бесценное время как терапевтов, так и пациентов на переписывание одной бумажки на точно такую же.
- Да, - ответили мне.
Впрочем, если чья-то логика тебе не ясна, не значит, что ее нет. Имей терпение.
- А как мне тогда попасть к терапевту?
- Никак, - ответили мне. И, не дожидаясь моей второй мхатовской паузы (работникам регистратур не до этих сцен), добавили, что номерков нет, но я, конечно, могу подойти сегодня с трех до полседьмого и ПОПРОБОВАТЬ попасть к терапевту.
Кто плавал, тот знает, что такое в последние месяцы попасть к терапевту. Может, в других поликлиниках не так, но в четвертой точно по-другому. Даже летом, когда считается, что все в отпусках, гриппа нет и бабульки на дачах. Имела счастье прийти в начале августа, запись велась на конец месяца, а без записи… Боже упаси всех хороших людей от дополнительных номерков. Три человека по времени, потом дополнительный.
Если не обладаешь терпением, коммуникабельностью, пронырливостью, хамством и напористостью, будешь сидеть в очереди до скончания века, а это еще 83 года.
Уже лично в регистратуре я еще разок уточнила, все ли я правильно поняла по телефону, и, вызнав главное – номер кабинета и имя медсестры, которую я должна ПОЙМАТЬ, чтобы попробовать порешать свой вопрос, я похромала на второй этаж. «Если не получится, возвращайтесь за дополнительным номерком», - вдогонку подбодрили меня в регистратуре.
Ну уж нет. У меня нет в запасе 83 лет.
Очень важно в ситуации, похожей на мою, правильно вести себя с очередью. Во-первых, если в хозяйстве есть бронежилет, лучше надеть. Во-вторых, стоит вам только хоть что-нибудь произнести, например «кто последний?», «а мне только за справкой», бдительная очередь вас впишет в себя или нашлет проклятья: одинаково гибельно. Так что морду кирпичом, прячьте взгляд, не отвечайте на вопросы и при первой возможности попадайте в кабинет. Здесь как раз и пригодится бронежилет: либо в вас будут стрелять из очереди, либо из кабинета. Но шанс управиться с ерундовой проблемой в короткие сроки такой - единственный.
Словно сиамская сестра-близнец я пристроилась к спине первой же входящей в кабинет пациентки и вручила медсестре свое направление, как повестку в суд. Не с просьбой или заискиванием, а почти с требованием: переписывайте.
Все, что было дальше, было так же непонятно, как и в начале этого театра абсурда. Медсестра вдруг предложила мне сдать клинический анализ крови. «Завтра утром вы сдадите анализ, а на следующей неделе вы придете на прием к терапевту и она вам выпишет направление на УВЧ».
83 года ожидания УВЧ грозили увеличиться еще на неделю.
- А зачем мне клинический анализ крови?
- Вы давно не сдавали.
- У меня связки на ноге повреждены, при чем тут анализ крови?
- Мало ли, может вам противопоказано УВЧ.
- Мне ж направление не шаман у подножья Воттоваары выписал.
Медсестра поняла, что крови моей ей не видать, и ушла советоваться с заведующей. Через 10 минут я получила ПЕРЕПИСАННОЕ направление. Оно было ровно тем же, что выдали мне в травмпункте, не считая того, что бумага была по качеству лучше. И румяней, и белее.
- Вы потом загляните к нам на профосмотр, - вдогонку сказала мне медсестра.
- Зачем?
- Ну, проверить, как ваше здоровье.
Я снова ничего не понимала, но уже стала привыкать.
В десяти метрах находился кабинет физиотерапии. На нем помимо часов работы была сделана важная приписка, сделанная черным жирным фломастером:
«ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ИЗ ТРАВМПУНКТА - ПРИЕМА НЕТ».
Ах, да я тут, значит, далеко не единственная. И, судя по интонации фломастера, мы, из травмпункта, всех тут достали.
Задав вопрос «почему?» некоторым рядовым и нерядовым сотрудникам поликлиники, я получила ответы, смысл которых сводился к одному: травмпункт не заключил с поликлиникой договор.
«Травмпункт экономит», - объяснила мне сложную систему взаимоотношений двух лечебных учреждений одна сотрудница.
Поговорила я также с руководством травмпункта, главным врачом БСМП, чьим структурным подразделением является травмпункт, и сотрудницей Фонда обязательного медицинского страхования по Карелии. Картина вырисовывается такая. Каждое наше обращение к врачу по итогу становится страховым случаем, за которое лечебное учреждение получает деньги из фонда ОМС (то есть наши деньги). Если лечебное учреждение по каким-то причинам не может обеспечить должный спектр услуг, оно может направить пациента в другое лечебное учреждение и оплатить ему эту услугу. А может и не оплачивать, как в моем случае.
Никакой поликлинике такой расклад не нравится. Почему они должны оказывать мне услугу, если она им не оплатится?
Тут и проясняется предложение пройти процедуру переписи направления через терапевта и как варианты - сдать кровь или пройти профосмотр – важно, чтобы я попала в реестр поликлиники как ИХ пациент и стала оплачиваемым страховым случаем.
В общем, за мою ногу травмпункт деньги уже получит. Поликлиника, коль подписывается мне ее прогревать ультразвуком, тоже хочет денег за мою ногу. Вот так просто открывается ларчик.
Не буду описывать в подробностях разговоры с интересантами, вот избранные цитаты. Порядок вольный, смысл точный:
Только этот один частный случай с одним конкретным лечебным заведением вынуждает сотни петрозаводчан сидеть в очередях, проходить лишние осмотры, сдавать никому не нужные анализы. (И не забудем, что это пациенты травмпункта, а значит, кому-то с поврежденной рукой элементарно не так легко раздеться в гардеробе, а с поврежденной ногой и не так просто доковылять до самой поликлиники).
Но, учитывая, как часто у нас ломается аппаратура в лечебных учреждениях (самый свежий пример — когда мы писали о вышедшем из строя аппарате МРТ в онкодиспансере), думается, количество петрозаводчан, попавших в лапы экономии медиков, гораздо больше. И дело не только в том, что кто-то потратит лишнее время и силы. Это журналист может сделать морду кирпичом, оскал львиным и добиться своего. А обычный человек увидит объявление, что по направлению из травмпункта не принимают, и плюнет на свое дальнейшее лечение. Того ли хотят врачи?
Кто бы спорил, что деньги отчаянно нужны и травмпункту, и поликлиникам, с жиру эти ведомства не бесятся. Но почему заложниками должны становиться люди, которые регулярно отчисляют заработанные деньги в страховые компании за лечение, а не за участие в абсурдных мединских импровизациях с неизвестным исходом.
Наверное, через 83 года все изменится.
Или все-таки раньше? Кажется, в данном конкретном случае все зависит от воли главного врача БСМП Хейфеца. Алексей Ильич, опустим выводы о том, насколько вы лукавили, говоря о том, что эта проблема вам неизвестна. Просто поставьте в травмпункт аппарат, который не будет "гореть как спички". Или оплачивайте процедуры поликлиникам: ваша мысль о том, что все пациенты из травмпункта должны направляться в БСМП, звучит не очень. Травмированным людям куда легче проходить процедуры поближе к дому, да и физиокабинет больницы такой нагрузки со всего города вряд ли выдержит.
Ну а всем больным совет, данный нам в фонде ОМС: "Выписанное врачом направление ГАРАНТИРУЕТ предоставление услуги. Если этого по каким-то причинам не произошло, звоните в свою страховую компанию. Ее название есть на вашем страховом полисе. Они заинтересованы, они должны разобраться".