11 июля 2017, 09:00

Одна минута на станции «Эссойла»: постой, паровоз, не стучите колеса…

Путешествие поездом до карельского поселка стало не только дорогим удовольствием, но и маленьким приключением.

В адрес портала «Петрозаводск говорит» и редакции газеты «ТВР-Панорама» продолжают поступать письма, звонки и обращения жителей республики, столкнувшихся с непреодолимыми жизненными проблемами и трудностями.

Лето для любого жителя Карелии – это долгожданная, хоть и короткая, пора отпусков и поездок. Кто-то предпочитает отдыхать исключительно в зоне проживания, кто-то отправляется на юг и в другие страны, но большинство населения глубинки все-таки могут себе позволить только путешествия в пределах нашей республики. И даже на таких маршрутах местного значения они сталкиваются не просто с трудностями, но и с ситуациями, объяснить которые с точки зрения логики и здравого смысла сложно.

Тамара Сергеева из поселка Эссойла рассказала нашему порталу о своей проблеме:

«В поселке Эссойла есть вокзал, но нет билетной кассы, она закрыта полтора года назад. Для того чтобы съездить в Костомукшу, мне пришлось на автобусе ехать в Петрозаводск и покупать оттуда билет на маршрут «Петрозаводск – Костомукша». Купить билет на маршрут «Эссойла – Костомукша» в Петрозаводске я не смогла, мне объяснили, что нет такой пассажирской станции "Эссойла", а вместо нее есть техническая остановка. Когда поехала из Костомукши на обратном поезде, мне предложили билет на выбор: либо до Суоярви, либо до Чалны, либо до Петрозаводска. Но до Эссойлы нельзя - это техническая остановка. Мне пришлось покупать билет до Петрозаводска, а во время остановки в Эссойле просить проводника, чтобы она меня выпустила из вагона в родном поселке. Таким образом, дорога туда и обратно мне обошлась втрое дороже, чем раньше. Это очень неудобно. Все, кто пользуется услугами железной дороги, возмущены и просят, чтобы вернули прежнюю схему, когда билеты продавали в Эссойле. Мы неоднократно поднимали данный вопрос на сельском сходе, задавали его врио главы Карелии, но ответов жители поселка так и не получили».

Наша редакция обратилась за разъяснением ситуации в пресс-службу Северо-Западного филиала АО «ФПК». Вот какой ответ мы получили от железнодорожников:

«На станции «Эссойла» поезд делает только техническую остановку, которая длится 1 минуту. Важно подчеркнуть, что купить билет «до» или «от» технической станции невозможно по определению. Изменение категории станции связано с крайне низким или почти отсутствующим пассажиропотоком, что  делает невозможным содержание кассы.

Приобрести билет и осуществить посадку в данный поезд пассажир может с любой ближайшей станции, где поезд делает остановку для посадки-высадки пассажиров. В данном случае это Новые Пески, расположенные в 16 км от Эссойлы».

Согласно действующим «Правилам перевозки пассажиров» на остановочных пунктах, где нет железнодорожной кассы, но есть посадка и высадка пассажиров, продажа билетов осуществляется начальником поезда. В частности, проездные документы на поезд №680 сообщением "Петрозаводск – Костомукша" при следовании с «бескассовых» станций можно оформить у начальника поезда. В данном составе для этого предусмотрены места с 47 по 54 в вагоне № 20.

Альтернативой приобретения проездных документов в железнодорожных кассах и терминалах самообслуживания на станциях, где такие кассы и терминалы есть,  является покупка билета в отделениях связи «Почты России» или  в сети Интернет, например  на сайте  ОАО «РЖД». Это исключает необходимость поездки за билетом в Петрозаводск».

Из официального ответа железнодорожников становится ясно, что станция "Эссойла" стала жертвой очередной "оптимизации" РЖД. И не она одна. Таких станций, перекочевавших в разряд «технических остановок», в Карелии нынче предостаточно. Только на перегоне от Петрозаводска до Суоярви их аж 10 штук. Самое время нам вкладывать в известную старую песню ВИА «Лейся, песня» новый смысл:

Качается вагон, стучат колёса глухо,

Так хочется сойти, но остановок нет,

От станции Любовь до станции Разлука

У нас с тобой билет…

Конечно, все это очень сильно печалит. В нашей стране оптимизация и модернизация почему-то всегда оказывается «к лесу передом, а к народу задом». Ничего не поделаешь, это в загнивающей вместе с Западом Японии возможно такое, когда ради единственной пассажирки-школьницы несколько лет не закрывали станцию. И поезд исправно возил ребенка в школу и из школы. А мы живем в Карелии, тут все гораздо суровее: нерентабельными могут оказаться не только станции, но и целые направления, как, например, случилось с поездом до станции "Юшкозеро", упразднение которого оставило без железнодорожного сообщения целый Калевальский район. Одним росчерком пера – да сразу в позапрошлый век. Потому что нерентабельны – ни поезд, ни станция, ни район в целом. Конечно, все эти реформы идут "сверху", с федерального уровня, а не с карельского, только понимание этого факта облегчения, увы, не приносит... 

Хотя не так ведь давно железные дороги страны у нас строились «всем миром» и все они считались общенародным достоянием. Теперь бизнесмены копеечку считать научились, и до нужд народа им дела нет. Ну а почему должно быть дело, если само государство позволяет так обращаться ОАО "РЖД", дочкой которого является АО «ФПК», с гражданами России?

А вообще все это похоже на грустный анекдот советских еще времен. 

Пролетает над Чукоткой Ту-134, а командир корабля говорит второму пилоту: «Снижайся на 2000, пусть трое местных пассажиров выпрыгнут». А второй пилот отвечает: «Может, пусть с 3000 прыгают? А то в прошлый раз на 2000 трое выпрыгнуло, а десять запрыгнуло…»

Так и живем. Все время пытаемся запрыгнуть в последний вагон уходящего куда-то поезда.

Андрей Туоми's picture
Автор:

В журналистике с 1993 года. Пришел в профессию случайно и остался навсегда. Главным качеством журналиста считает честность, все остальное наживается годами упорного труда. Считает журналистику одной из самых важных и востребованных профессий современности. В свободное от работы время время увлекается живописью, охотой и рыбалкой.