07 февраля 2018, 07:00

Обломать «рогатых»: электробусы в фантазиях, «газели» на дорогах

Куда катится общественный транспорт Петрозаводска? 

Сенсационное заявление карельского губернатора Артура Парфенчикова, который на встрече со студентами ПетрГУ классифицировал троллейбусы как «транспорт прошлого», в очередной раз взбудоражило петрозаводчан, наблюдающих за планомерным вытеснением «рогатых» с петрозаводских дорог. 

После того как администрация Петрозаводска запретила троллейбусам двигаться по проблемным мостам, одновременно сохранив такую возможность за автобусами и большегрузами, в муниципальном предприятии «Городской транспорт» изменили схему движения троллейбусов. В результате многие троллейбусные маршруты стали дублировать друг друга. 

Петрозаводчане каждый день могут наблюдать вереницы троллейбусов с разными номерами, двигающиеся по одним и тем же улицам. Естественно, почти без пассажиров. Руководители троллейбусного управления утверждают, что старались как могли, но ничего более талантливого предложить не сумели. Учитывая, что нынешние руководители муниципального предприятия в прошлом были тесно связаны со сферой частных автоперевозок, нетрудно предположить, почему троллейбусные маршруты стали настолько неудобными для горожан.

Повышение цены на проезд в троллейбусах «добило» пассажиропоток. 

Рядовые сотрудники троллейбусного управления открыто говорят о том, что их предприятие сознательно загоняют в банкротство, лишая город удобного, безопасного и экологичного транспорта, долгое время сдерживающего аппетиты частников. До недавних пор оставалась надежда, что карельское правительство не допустит уничтожения троллейбусного движения. Но, похоже, и она тает на глазах у возмущенных горожан. 

Попытаемся разобраться, какую же альтернативу «устаревшему транспорту» нам хотят предложить. Один из обсуждаемых вариантов — это электробусы, с помощью которых планируется облегчить «боль утраты». Фантазии о приобретении для Петрозаводска электробусов впервые появились в августе 2017 года, когда в правительстве сообщили о переговорах с ПАО «Россети» по поводу внедрения электробусов. Но, видимо, переговоры зашли в тупик, и больше об этом проекте не вспоминали. 

Попытки внедрить электробусы в систему общественного транспорта происходят по всему миру. Они появились на дорогах Шанхая и Шеньчженя, в Хельсинки, Минске, Москве. Правда, эксперты утверждают, что пока массового ажиотажа по замене общественного транспорта на электробусы не наблюдается. Да и меняют на электробусы в основном не троллейбусы, а автобусы. 

Помимо главного плюса — отсутствия контактной сети, у электробусов существует и немало минусов.

Машины все равно должны подзаряжаться — либо ночью в парках, что потребует специального мощного оборудования, либо, как в Китае, на остановках, где придется устанавливать специальные станции быстрой зарядки, либо от батареи, находящейся в салоне и занимающей значительное пространство. 

Климатические условия — отдельный вопрос. В целях экономии электроэнергии отапливать салон приходится с помощью дизельного топлива. В общем, экологичность здесь явно прихрамывает.  

Мало того что серьезная эксплуатация электробусов находится в зачаточной стадии и никто сегодня с уверенностью не может сказать, станут ли они транспортом будущего, так еще и цена на новинки отечественного и зарубежного автопрома «кусается». Причем весьма ощутимо. Электробусы сегодня дороже и автобусов, и троллейбусов. Электробус финского производства стоит примерно 35 миллионов рублей, белорусского - 28-29 миллионов, российского - 20-30 миллионов.  

Если забыть про необходимость многомиллионных вложений в оборудование для электробусов, то только на замену нынешнего весьма усеченного парка троллейбусов потребуется, по самым скромным подсчетам, 1,2 (!) миллиарда рублей.

Это если купить самые плохонькие. 

Администрация Петрозаводска не может найти даже 200 миллионов на ремонт аварийных мостов, которые грозят обрушиться... исключительно под весом несчастных троллейбусов. Вряд ли и в республиканской казне найдутся подобные «запасы». Так зачем же бесплодные фантазии? В России пока только Москва, которую давно распирает от финансовых потоков, рискнула всерьез пойти на эксперимент с электробусами. Но Москва это вам не Петрозаводск, там и «хрущевки» готовы снести со столичного лика. А у нас по поводу каждой полуразрушенной «деревяшки» дебаты разгораются — капитально ремонтировать или все же завершить процесс ее полураспада.  

Не знаю, просчитывал ли кто-то всерьез экономику прожекта по замене троллейбусов на электробусы. Мне кажется, что нет. Потому что пока она выглядит, мягко говоря, нежизнеспособной.

А вот над развитием контактной сети властям задуматься давно пора. Или немалые бюджетные средства, которые истратили на строительство новой контактной линии по Гоголевскому мосту, можно считать выброшенными на помойку? Но если так распоряжаться деньгами налогоплательщиков, у граждан никаких сил не хватит кормить настолько отупевшую власть, которая сначала контактную сеть строит, а сразу после этого вдруг требует троллейбусы заменить на электробусы. 

…Пока в правительственных кабинетах мечтают о суперсовременном транспорте для петрозаводчан, на городские дороги возвращаются драные «газели». На днях я проехала на этом подвиде городского транспорта с водителем-джигитом. Было очень страшно. Лет пять-шесть назад я уже испытывала подобные ощущения. 

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.