15 августа 2018, 12:04

Нужны ли нам «крысятники»

Чиновничий бульдозер расчищает место либо под «своего человека» либо под крупный сетевой бизнес?
Автор:  Редакция

Опубликованная на «ПТЗ говорит» статья Антонины Кябелевой «Я насмотрелась на эти крысятники» вызвала противоречивый отклик. Речь в ней о том, что Петрозаводск и окрестности буквально заполонили фруктово-овощные развалы. Раньше они систематически возникали по периферии и на дорогах, теперь с ящиков и лотков торгуют плодоовощной продукцией на самых центральных улицах.

Естественно, контролирующие органы категорически против, справедливо указывая на антисанитарию и всевозможные нарушения в такой «нецивилизованной» торговле. Часть населения придерживается той же позиции, предпочитая покупать овощи и фрукты в магазинах. Но есть и другие точки зрения – и очереди к развалам тому свидетельство. Люди покупают, утверждая, что так им удобнее и дешевле, чем в магазинах.

Кто прав?

Свою точку зрения прислал в редакцию петрозаводский предприниматель (не связанный с плодоовощной торговлей) Роман Гольцев. Мы публикуем его материал и приглашаем жителей Петрозаводска к дальнейшей дискуссии.

Роман ГОЛЬЦЕВ:
«ПРОСТОЙ ЗАКОН СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Отвечу сразу, что не нужны нам крысятники и гадюшники, не нужны притоны, помойки и все, что связано с проблемами, нам точно не нужно. Но давайте спросим себя: а часто ли то, что мы считаем серьезной проблемой, реально таковой является? И всегда ли мы можем однозначно говорить, что хорошо, а что плохо, причем для всех сразу? Я никому не навязываю свою точку зрения, я предлагаю поразмыслить.

Кто часто путешествует, тот волей-неволей обращает внимание на то, как живет мир. Причем чем больше людей в стране участвует в бизнесе, тем более страна развита и экономически, и во всех других смыслах. Потому что мир так устроен, что те, кто имеют деньги, имеют и все остальное. Но парадокс в том, что самые развитые страны - это не сплошная великая цивилизация, как нам может представляться, а набор крайностей, иногда противоречащих друг другу.

Но давайте о нас. Журналист А.Кябелева написала статью о нецивилизованной торговле, причем в довольно резких выражениях; прямо чуть ли не основная беда нашего города связана именно с торговлей овощами и фруктами на улице, и что это угроза благополучию человека, и что наш красивый город изуродован некрасивыми продавцами и ящиками с помидорами.

Я хочу спросить журналиста и всех, кто имеет схожие мысли: когда же вы, наконец, спуститесь с мифических высот о великой цивилизации на территорию, на которой не первый год экономический кризис, и по пути постараетесь понять простой экономический закон спроса и предложения?

Мы можем сколько угодно мечтать о цивилизованном бизнесе и даже пытаться административными методами перепрыгнуть историческое развитие, но в итоге всегда будем получать ровно то, чего заслуживаем. Спросите себя, какие у вас зарплаты, сколько вы можете тратить в месяц, или просто посмотрите статистику, на каком уровне экономического развития находится наша страна, сделайте поправку на регион, и вы увидите, что наше место ниже большинства развивающихся стран. Несмотря на это, я уверяю вас, торговля у нас куда более цивилизованная, чем в слаборазвитых странах с равными нам доходами населения. При этом там никто не причитает относительно нецивилизованной торговли и никому в голову не придет, что помидоры или ананасы с деревянного ящика на улице опасней, чем с того же ящика в гипермаркете. Там просто всей страной стараются решать экономические вопросы, постепенно увеличивая доходы населения и, соответственно им, расходы, благодаря которым торговля становится так же более развитой, т.е. все процессы идут параллельно и постепенно.

А вот еще одна проблема, может куда более серьезная: чем занять нищее население в отсутствие фабрик и заводов, в ситуации, когда массовые увольнения и сокращения с государственной работы, средних и мелких компаний стало нормой. Может, пусть лучше торгуют, чем, страшно себе представить, грабят и воруют. Я думаю, что-то подобное мы уже проходили лет 20-30 назад, и если государство сегодня не способно, а очевидно, что оно не способно обеспечить людей работой, и тем более пособиями, то пусть хотя бы не мешает выживать. В противном случае ненависть будет только нарастать, а там чего народу в голову взбредет, мы можем только догадываться.

Вообще, история с подобной борьбой очень интересная и должна быть, наконец, поучительной. На моем более чем двадцатилетнем предпринимательском опыте война уличной торговле объявлялась несметное количество раз, и каждый раз очередной чиновничий бульдозер расчищал место либо под «своего человека» либо под крупный сетевой бизнес. И с рынками боролись, и с продавцами арбузов боролись, и с ларьками боролись, каждый раз показывая, как цивилизация побеждает административными методами. Да, на месте рынков появились гипермаркеты, на месте ларьков - сетевые магазины с тем же ассортиментом, по пути чиновники распихали денег по карманам за правильную борьбу, зародились новые сверхбогатые владельцы сетей, самый знаменитый из них (уже бывший владелец Магнита) Сергей Галицкий, но уличная торговля никуда не делась. В одно время с легкой руки местных журналистов приклеился ярлык к городу - Петромагазинск, естественно, это было весело всем миром бороться против того, что есть, а не за то, чтобы стало лучше. Надо сказать, что с тех пор торговли в разных формах появилось в разы больше, но никому не было стыдно тогда, как и не будет стыдно сегодня за разбитые судьбы, потому что за каждым разоренным делом стоит обычный человек, только очень маленький.

Почему же уличная торговля, которую столько раз жгли напалмом, как зеленый росток пробивается на пепелище? Да все очень просто, потому что спрос всегда рождает предложение. Журналист пишет о том, что в Санкт-Петербурге на Невском проспекте вы не увидите продавцов с ящиками. А вот на центральной площади в Хельсинки - увидите, и на набережной тоже. Уличная торговля есть везде, и в Лондоне, и в Амстердаме, она есть на всех континентах и во всех странах. И не нужно думать, что она какая-то там особенная, эта уличная торговля, сильно цивилизованная, и продавцы - божьи одуванчики, никого не обманывают и всех безответно любят. Нет, они, как и все, любят деньги. Разница только в том, что там люди привыкли уживаться в «общежитии» под названием город. Журналисты там понимают, что свобода торговли - это то же самое, что свобода слова. Люди, которые имеют свой бизнес или связаны со сферой услуг, никогда не скажут обидных слов в сторону тех, кто занимается тем же самым, только в другой сфере.

Торговля на улице, и правда, очень тяжкий хлеб. Потаскайте ящики, постойте на улице в жаркую, холодную, морозную, дождливую погоду. Да и всем понятно, что никто из тех, кто занят этим нелёгким трудом, не заработает миллионы, никогда они не станут ненасытными олигархами, они такие, как мы все, а потому к ним не должно быть никой ненависти.

Если вы дочитали до этого места, попробуйте снова ответить на три простых вопроса:

А такая ли страшная проблема на сегодня уличная торговля, или есть личные дела посерьезней, а общие проблемы поголобальней?

Стоит ли бороться с теми, кто бросил вызов сегодняшней реальности и выживает как может?

Хотели бы вы иметь свободу и любимое занятие только для себя или для других тоже?