Нет ничего страшнее смерти ребенка, Особенно когда он уходит сам ...
Об этом наша беседа с заведующей детским отделением Республиканского психоневрологического диспансера, главным внештатным детским психиатром Министерства здравоохранения и социального развития Карелии Ириной Макаровой.
— Ирина Павловна, недавно на встрече за круглым столом в Общественнной палате республики, в которой вы участвовали, прозвучало, что в Карелии за последние годы число детских суицидов остается приблизительно на одном уровне: один-два в год. Но взрослые, прежде всего работающие с детьми, бьют тревогу: детский суицид — это актуальная проблема.
— Детский суицид всегда проблема актуальная, потому что за ней стоит самое страшное, что может случиться, — смерть ребенка. И цифры здесь не важны: каждый случай — это трагедия. Надо учитывать, что кроме завершенных суицидов есть еще незавершенные попытки. Мы регистрируем их, проводим анализ и понимаем — это верхушка айсберга. Далеко не все дети доходят до специалистов, о многих мы просто не знаем, так что цифры — это величина переменчивая.
— А в чем причины, почему дети идут на такой шаг?
— Глобально — это не очень благоприятная экономическая ситуация. Мы знаем: когда в стране нестабильность, растет количество взрослых суицидов, ну а дети живут в этом же мире. Причины детского суицида могут быть разные, по нашим наблюдениям, чаще всего дети, подростки идут на такой крайний шаг, имея проблемы в семейных взаимоотношениях. Это прежде всего нехватка внимания со стороны родителей, непонимание проблем подростка, жестокое обращение в семье. На втором месте – отношения и конфликты со сверстниками, на третьем — психотравмирующая ситуация в школе. Ну и реже: доведение до самоубийства, психические расстройства, беременность, страх уголовной ответственности, действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего.
Из данных Центра экстренной психологической помощи МЧС России.
В Москве 14-летний Александр Ф. покончил с собой Из предсмертных записок Саши становится понятно, что на роковой шаг мальчика могла толкнуть ссора с родителями. Отец часто ругал парня за своевольный образ жизни.
— Как правило, для родителей такие попытки их детей — полная неожиданность. «Какие проблемы? Хорошая семья, мама с папой есть, тепло и уютно...» — говорят они. Где же корень зла?
— Да, действительно, семья может казаться внешне благополучной, но внутри ее есть проблемы — разлад между родителями, когда каждый в семье живет сам по себе, недостаточное внимание к ребенку, который постоянно находится на втором плане, не ощущает поддержки взрослых. Нельзя назвать психологически благополучной семью, где господствует авторитарный стиль воспитания. В ней нет взаимопонимания между детьми и родителями, но есть жесткий прессинг со стороны взрослых. Жестокое обращение с несовершеннолетними – тоже частая причина детских суицидов.
Как я уже сказала, проблемы со сверстниками стоят на втором месте. Это могут быть неразделенная любовь, романтические отношения, а также подростковые конфликты, в том числе травля со стороны сверстников, преследование.
Из данных Центра экстренной психологической помощи МЧС России. Девочка написала в своем дневнике: «Мне никогда не станет лучше. Может быть, счастье не для меня, я его просто не заслуживаю». «Нет, не алкоголь сегодня губит, губит человека человек. И не важно, любят нас или не любят – постоянно сыпят в душу снег». «Никогда не влюбляйтесь!»
— В публикациях СМИ нередко причиной, толкающей подростков на трагический шаг, называют двойки на экзаменах.
— Действительно, во многих случаях роль «последней капли» играют школьные коллизии: ведь школа – это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени. Ежегодно к нам обращаются старшеклассники с депрессивными и субдепрессивными переживаниями: страшно не сдать экзамен. Сегодня прессинг успеха – со стороны родителей и школы – может быть одним из мотивов суицидального поведения подростков.
Из данных Центра экстренной психологической помощи МЧС России.
16-летняя жительница Владивостока покончила с собой. Это произошло после того, как она провалила тестовый экзамен в школе.
— В СМИ много пишут о группах смерти в Интернете. Под их влиянием совершили самоубийства подростки во Фрязине, в Новом Уренгое.
— Многие подростки заходят в эти группы, но, так назовем их, «здоровые» в психологическом отношении дети не задерживаются там, они имеют своего рода имуннитет на такое воздействие, а вот остаются и поддаются влиянию этих групп, на мой взгляд, как раз те подростки, которые имеют уже названные мной проблемы.
— Причины самоубийств разные, а есть что-то общее, что должно насторожить родителей?
— Прежде всего изменение поведения ребенка, снижение настроения, отсутствие интереса к чему-либо, нежелание что-либо делать. Снижается успеваемость в школе, наблюдается расстройство поведения, которое часто воспринимают как хулиганство. Могут быть жалобы на соматическое недомогание
— Переходный возраст...
— Именно так зачастую и воспринимают такое поведение учителя, родители. И давление с их стороны продолжает нарастать. Подростку необходимо внимание, важно, чтобы его выслушали, а в результате получается наоборот: его начинают ругать, еще больше давить...
Из опубликованных в СМИ данных Центра экстренной психологической помощи МЧС России. 13-летний Сергей покончил жизнь самоубийством, получив двойку по географии. На роковой шаг мальчик решился после того, как учителя вызвали маму на беседу о его успеваемости. Подросток написал маме, что не смог быть ей хорошим сыном, и просил прощения, что не успел помыть посуду...
— Как же не ошибиться?
— Если ребенок постоянно грустный, ему скучно, он ощущает себя одиноким, бесполезным, стал меньше общаться, в том числе со сверстниками, не гуляет, редко выходит из дома — это повод обратить на него внимание. Если он не видит своего будущего, в перспективе у него нет ничего — это должно вызвать тревогу родителей, ведь обычно дети говорят о своих планах и мечтах... Если ребенок много спит или у него бессонница, есть нарушение аппетита от его полного отсутствия до обжорства и такое состояние длится более двух-трех недель, необходимо задуматься, что происходит с ребенком. С подростками надо быть очень «чувствительными».
Да, в этом возрасте у них контакт с родителями нарушается, и взрослые — не пример, у них другие кумиры и авторитеты, но если мы чувствуем, что ребенок хочет что-то сказать, мы должны остановиться, все забросить и попытаться выслушать. Слушать, мотать на ус. Не давать негативных оценочных мнений. Когда ребенок что-то рассказывает, не перебивайте фразами вроде «Опять ты во что-то вляпался...», «Ты всегда такой...». Один раз он начал разговор, другой раз не будет, замкнется. Мы просто слушаем, делаем свои выводы, высказываем мнение, но спокойно: «Знаешь, я считаю..." "У тебя есть свое мнение, но я бы поступил..."
Правда, есть определенные вещи, на которые табу не распространяется. Это алкоголь, наркотики, нарушение закона, а все остальное поддерживаем, любые кажущиеся нам странными увлечения — тяжелым роком, татушками и пр. — ну и ладно.
Это важно, потому что эмоциональная привязанность к близким, наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, чувство долга, обязательность — все это сдерживающие факторы. И несмотря на все внешние проявления пренебрежения ко взрослым, противоречия с ними — это в большей степени напускное, и им очень важны наши внимание и забота. Я говорю в большей степени о подростках потому, что возраст, когда чаще всего несовершеннолетние совершают суицидные попытки, — 15, 16, 17 лет. У них нет осознания, что жизнь конечна.
— Родителям в таких ситуациях тоже нужна помощь. Куда они могут и должны обратиться?
— Если педагоги, родители что-то заметили, они, на мой взляд, должны обратиться к школьному психологу, который есть практически в каждой школе, именно к нему. Грамотный специалист сможет разобраться, что можно сделать в школе по гармонизации отношений, разрешению конфликта или необходима специализированная помощь.У нас есть Центры оказания психолого-медико-педагогической помощи, Центр диагностики и консультирования, где работают грамотные специалисты. Можно обратиться и сразу к нам в Республиканский психоневрологический диспансер, где есть амбулаторное детское отделение, в котором работают детские и подростковый психиатры, медицинские психологи, где окажут квалифицированную помощь.
Дети до 14 лет включительно принимаются только в сопровождении их законных представителей, а с 15 лет необходимо согласие самого подростка. Кстати, обратиться за помощью можно анонимно. Специалисты отделения обследуют ребенка и семью (детско-родительские отношения), определят тактику ведения, нужна ли ему помощь психиатра, если нужна, то в чем она будет заключаться.
Если в помощи психиатра на данном этапе нет необходимости, то родителям подскажут, куда можно обратиться и какая помощь требуется. Специалисты дадут консультации родителям по детско-родительским отношениям, по воспитанию в семье. Задача — не пропустить серьезные проблемы и оказать своевременную помощь.
Зачастую ни наблюдения, ни лечения у психиатра не требуется. Поэтому, когда я выступаю на собраниях в школах, говорю родителям: не надо бояться обращения к психиатру.
— Как родители относятся к вашим выступлениям?
— Непредсказуемо. В некоторых школах слушают заинтересованно, задают много вопросов, чувствуется, что мои слова падают на благодатную почву. Но в некоторых школах— иначе. После выступления встала мама: «Вместо того чтобы у нас в течение часа отнимать время, вы бы лучше все это рассказали детям». Или другой случай: во время одного моего выступления классный руководитель попросил окончить лекцию в ее середине, дать контактные телефоны и, если что случится, «пусть они сами потом звонят». К сожалению, взрослые не понимают, не чувствуют своей ответственности.
Всероссийский телефон доверия: 8-800-2000-122.
Конфиденциальность и бесплатность – два основных принципа работы детского телефона доверия. Это означает, что каждый ребенок и родитель может анонимно и бесплатно получить психологическую помощь и тайна его обращения на телефон доверия гарантируется.