10 апреля 2018, 07:00

На инвалидах кончилась бумага. Благодарим за понимание!

В Петрозаводском центре социальной работы перегибают палку строго по регламенту.

В нашей стране журналист никогда не останется без работы. Темы – на каждом углу, за каждой казенной дверью. Недавно по просьбе инвалида первой группы мне пришлось посетить Петрозаводский центр социальной работы, расположенный на набережной Варкауса. Задача была элементарная: предоставить справку об инвалидности для начисления жилищно-коммунальных льгот.

Зная, как в России работает бюрократическая машина, так и не научившаяся различать в посетителях граждан, наделенных правами, я, естественно, запаслась ксерокопией справки. Так, на всякий случай. Общеизвестно, что с нас в подавляющем большинстве случаев не имеют права требовать документы, которыми располагают другие органы государственной власти, не говоря об их дубликатах. Но ни для кого не секрет, что соблюдать правила, которые придумали чиновники, они сами так и не учились.

Едва переступив порог центра, я убедилась, что была права. На видном месте в просторном холле красовалось объявление, требующее «вместе с оригиналами документов предоставлять их копии». То есть оригинал принести мало. Нужно обязательно где-то сделать копии, чтобы чиновникам было удобнее. Крупными жирными буквами гражданам объясняли, за что их так не любят: «Центр не имеет возможности для оказания услуг по ксерокопированию». В общем, выходило, что для граждан с ограниченными возможностями создали структуру тоже с очень ограниченными возможностями. В самом конце объявления, словно издевка, значилось короткое: «Благодарим за понимание».

Я вдруг почувствовала, что понимания в моей душе нет. Вместе со мной в центр по сплошной гололедице пробиралась бабулька, которая едва держалась на ногах. Я потихоньку затащила ее в здание, и пожилая женщина заняла очередь. На секундочку представила, какой шок переживают инвалиды, пожилые люди, малообеспеченные граждане, едва сводящие концы с концами, когда вместо помощи их отправляют делать ксерокопии. В то время когда органы власти буквально напичканы копировальной техникой, в центр социальной работы не сумели приволочь хотя бы старенький ксерокс.

Мимо меня горделиво проплыла сотрудница центра с выдающимися признаками хронической начальственности.  Я не удержалась от вопроса, почему в центре не могут сделать копии документов?

- У нас нет бумаги. Нет денег на бумагу! - строго ответила женщина и посоветовала жаловаться в Министерство соцзащиты.   

Нет бумаги? От такой наглости я даже не нашлась, что ответить.  Министерства, ведомства, комитеты, управления завалены бумагой, которая летит направо и налево, быстро превращаясь в макулатуру, а для лишенных здоровья и надежды людей не нашлось даже такой мелочи. Я не поленилась и дошла туда, куда меня отправили.

Руководитель управления социальной поддержки Минсоцзащиты Марианна Егорова рассказала, что порядок предоставления компенсации за жилищно-коммунальные услуги передан на региональный уровень. Соответственно, все затраты, связанные с работой и материальным оснащением социальных центров, компенсируются из республиканского бюджета.

- С 2012 года мы очень активно внедряем систему электронного межведомственного взаимодействия. Мы получаем данные из Росреестра, пенсионного фонда, фонда социального страхования. Не надо делать никаких копий или приносить справки о размере получаемой пенсии, об единовременной денежной выплате, которая устанавливается инвалидам, о пособии на ребенка, выделенных путевках. Ситуация с получением информации из медико-социальной экспертизы сложнее, так как там только в прошлом году перешли на электронный документооборот и электронное ведение дел, - сказала Егорова.

По ее словам, совсем не обязательно делать копии справок. Достаточно написать заявление с согласием на обработку персональных данных. Правда, для этого инвалиду все равно нужно прийти своими или не своими (в зависимости от заболевания) ножками в центр социальной работы. Да и мало кто знает о таком варианте. Возможность направить документы через личный кабинет сайта госуслуг министерство пока не предоставило. Объясняют это, как обычно, техническими сложностями, отсутствием защищенной линии передачи данных.

Но насколько законно требовать с людей ксерокопии? Однозначного ответа я так и не добилась. С одной стороны, согласно существующему регламенту, гражданин должен предоставить в центры соцзащиты копии документов, например, трудовой книжки или дубликаты документов о полученных государственных и ведомственных наградах.

Но говорить человеку, что в центре нет бумаги, если он пришел и у него нет копии, это недопустимо. Мы всегда разъясняем нашим сотрудникам, чтобы они шли навстречу гражданам,

- утверждает руководитель управления.

Но неужели так сложно поставить в центре один-единственный копировальный аппарат? Ведь себя-то чиновники обеспечили всем необходимым, отчего же чуть-чуть не позаботиться о самых проблемных категориях граждан? И если уж в Карелии такая проблема с бумагой, то ведь можно снабдить социальные центры сканерами. Как говорится, было бы желание. Но оно у нас, похоже, в большом дефиците.

Что происходит в районах? Там тоже гоняют жителей лесных поселков на поиски копировальных машин? Марианна утверждает, что в районах ситуация принципиально иная и никаких проблем с копиями нет.

- В Петрозаводске обслуживается треть населения Карелии. В районах нет такой нагрузки на социальных работников. У нас не было ни одной жалобы из районов, что кому-то не сделали копию. По Петрозаводску в начале года такая жалоба была.  Женщина пришла в центр, попросила сделать копию, а ей отказали… Девяносто процентов проблем – это человеческий фактор.  Конечно, для формирования бумажных дел удобнее принимать документы, когда человек пришел с готовыми копиями. Тем более что есть регламент, где это требование указано, - заметила руководитель управления.

Марианна Егорова утверждает, что если человек пришел с документами, то ему не должны отказать.

В этом случае оснований для отказа в приеме документов не существует,

- уверяет она.

В министерстве заверили, что обязательно проведут «разъяснительную работу» с петрозаводским центром социальной работы. Но, с формальной точки зрения, сотрудники центра выполняют тот регламент, который разработало министерство и в котором значатся эти злополучные копии. А раз так, то любой чиновник, требуя с инвалида, пенсионера, многодетной семьи или малообеспеченных граждан очередной бумажки, всегда «прикроется» регламентом. И никакая разъяснительная работа не поможет. Единственный вариант – вспомнить о российском законодательстве, до минимума сократившего перечень документов, которые вправе запросить у гражданина во властных структурах. О необходимости делать копии там вообще молчок.

Но в министерствах и ведомствах продолжают сочинять регламенты, удобные только им самим. И пока это так, мы всегда будем зависеть от настроения чиновников. Ведь россиян давно приучили подчиняться даже самому нелепому требованию, если оно оформлено во внешне легитимный документ. Конечно, отправить инвалида делать копию намного проще, чем приобрести для центров копировальные машины и грамотно организовать работу с гражданами, чтобы те не чувствовали себя той самой букашкой, которая не запаслась бумажкой.

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.