16 января 2018, 07:00

«Мы задыхаемся!» В сельской школе дети учатся в зловонной атмосфере

Избавить детей и педагогов от тошнотворного запаха канализации власти не спешат.

Каменный век

Едва открываешь дверь в Ляскельскую среднюю школу, в нос бьет неприятный запах. Чем дальше удаляешься от холла и гардероба к классам и рекреациям, тем запах сильнее.

– И так всегда?

– Всегда и много лет подряд, – отвечают родители школьников.

Неистребимый запах распространяется по всей школе. Трудно представить, как можно дышать им в течение целого рабочего дня. Но дети дышат, педагоги дышат. Родители в меньшей степени, но тоже вдыхают этот «аромат» во время собраний, праздников или забирая детей из школы. 

А вы в туалет зайдите, посмотрите на «удобства» для наших детей,

– приглашают мамы.

Захожу, стараясь дышать через раз, поскольку концентрация запаха зашкаливает. Картина, скажем прямо, та еще. Дырки в полу, рядом пластиковый бачок с ковшиком для смыва (а в некоторых кабинках емкостей с водой и вовсе нет). Вот такими благами цивилизации вынуждены пользоваться дети в Карелии, поскольку в школе отсутствует как таковая система водоснабжения. 

Впрочем, многие делают это только в самом крайнем случае, предпочитая терпеть до дома несколько часов.

Когда моя дочь была в первом классе, она вообще бегала к бабушке в туалет, не хотела ходить в школьный, – рассказывает одна из жительниц поселка Ляскеля. – Сейчас иногда все же заходит, заткнув нос.

Больше всего «повезло» ученикам 2а класса – он расположен в непосредственной близости от туалетных комнат.

Чтобы хоть немного снизить концентрацию неприятного запаха, в туалетах всегда держат открытым окно. Но, во-первых, это не очень и помогает, а во-вторых, дети часто простужаются — не на югах все же живем, зимой температура воздуха опускается до минус 35 градусов.

Окно не закроешь, иначе просто задохнуться от смрада можно, – говорит мама одной из учениц. – Особенно это опасно для здоровья девочек, они рискуют заполучить заболевания мочеполовой системы. По сути, туалет в школе уличный, с дырками в полу, это же просто каменный век!

В кабинете директора инициативная группа родителей в очередной раз пытается услышать от руководства школы варианты решения этой деликатной проблемы, которая возникла едва ли не с момента строительства здания.

Школа была введена в эксплуатацию в 1975 году, система канализации – внутренняя (люфт-клозет). За 40 с лишним лет эта система пришла в аварийное состояние.

Имеются многочисленные трещины в люфт-канале и в сточной (фановой) трубе, выбоины в подземном выгребе, нарушающие герметичность; образование скоплений закоксованного осадка, не подлежащего удалению, - перечисляют родители. - Все отходы скапливаются в подвале школы, в результате чего во всех классах, коридорах, кабинетах ощущается едкий, стойкий запах аммиака.

Инициативная группа родителей ляскельских школьников

Директор школы Ольга Кузьменко напомнила, что технический персонал проводит регулярную уборку туалетов с дезинфицирующими средствами, но ни это, ни постоянное проветривание не дают никакого результата.

Юбилей не помог

Нельзя сказать, что «туалетную» проблему до сих пор не пытались решить. Нет, попытки предпринимались. В том числе была надежда, что в связи с предстоящим 100-летием республики удастся войти с этим объектом в план подготовки к юбилею. Однако этого не произошло.

Было даже разработано проектное решение строительства систем централизованного водоснабжения и канализации всего здания школы. Правда, то ли кто-то упустил один очень важный (даже, пожалуй, решающий) момент, то ли проявил небывалый оптимизм, но дело вот в чем: проект предполагал подключение системы водоснабжения и канализации школы к соответствующей поселковой инфраструктуре. А ее-то и нет! Нет в поселке Ляскеля ни централизованной системы водоснабжения, ни канализации. И учитывая, сколько это может стоить, понятно, что и не будет. По крайней мере, в ближайшие годы. Спрашивается, для чего надо было разрабатывать такой проект (за немалые деньги, очевидно), заранее зная, что подсоединяться-то не к чему? 

Надежда на то, что дело сдвинется с мертвой точки, появилась у родителей и после визита в школу главы республики Артура Парфенчикова. Но надежда эта умерла, не успев родиться.

Парфенчиков согласился, что вопрос надо решать, но четкого ответа - когда и что у нас будет - мы не получили, никаких конкретных сроков не названо.

Такое отношение власти обижает людей.

На зоне таких условий нет, в каких находятся наши дети, - в сердцах говорят они. - Дети вынуждены дышать этой вонью. Домой приходят — вся одежда пропахла туалетом. Рюкзак открываешь — и тоже этот запах.

У родителей ляскельских школьников есть свое видение решение проблемы. Они уверены, что надеяться на выделение сотен миллионов рублей на строительство коммунальной инфраструктуры всего поселка нет никакого смысла, а вот сделать локальную систему водоснабжения в школе и локальную канализацию, установив новый септик – вполне реально. 

Вопрос источника водоснабжения школы можно решить, сделав скважину, – говорит Дмитрий Казак. – Своя скважина есть у магазина «Пятерочка», у отеля «Усадьба», у церкви, у многих частников.

Кстати, по словам Ольги Кузьменко, еще когда решался вопрос о строительстве церкви – в непосредственной близости от школы – появилась надежда на подведение воды к образовательному учреждению.

Директор школы Ольга Александровна Кузьменко

 

Нам обещали, что там будет своя скважина и нам тоже подведут воду — поделятся с нами. Но это оказалось только словами…

Однако скважина — это не самое сложное и не самое дорогостоящее дело. Сначала нужно решить проблему локальной канализации. Именно это, говорят родители школьников, должно быть первоочередной задачей. И здесь есть некоторые трудности, о которых напомнила директор.

Например, нужно понять, каким должен быть локальный септик по своим характеристикам, учитывая, что в школе постоянно находится более трехсот человек; можно ли устанавливать септик на территории учебного заведения, или санитарные нормы это запрещают, и в таком случае встанет вопрос о выделении земельного участка в непосредственной близости от школы... 

Впрочем, директор Ольга Александровна согласилась с инициативной группой родителей, что вариант локальной системы водоснабжения и канализации выглядит все же более реальным и нужно двигаться именно в этом направлении. Правда, пока неизвестна даже приблизительная сумма, во сколько он может обойтись в финансовом выражении – никто еще не просчитывал.

Но мамы и папы ляскельских учеников справедливо считают, что если в Республике Карелия нашлись 50 миллионов рублей на развитие туризма, строительство пирса и железной дороги для туристов, то уж на обеспечение достойных условий для своих школьников деньги изыскать необходимо.

А для ускорения процесса можно предложить депутатам и чиновникам всех уровней власти провести какое-нибудь выездное пленарное заседание в ляскельской школе, причем в классе для второклашек, который как раз напротив туалета. Глядишь, и долгих дебатов по поводу того, чья это зона ответственности и где взять денег, не понадобится.

Кстати

  • В Ляскельской школе учатся 280 человек, организован подвоз учеников из других поселков – Импилахти, Рауталахти, Харлу, Хийденсельга.
  • Школы, построенные по такому же проекту, как в Ляскеля, есть и в других районах Карелии. Например, в Эссойле. Но там есть централизованные водопровод и канализация, к которым подключены школьные коммуникации. 

Комментарий эксперта

О том, насколько вредно для детского организма дышать несколько часов воздухом с запахом аммиака, может ли это стать причиной возникновения астмы, и к чему приводит то, что дети «терпят до дома», рассказала доцент кафедры педиатрии и детской хирургии медицинского института ПетрГУ Юлия Зарипова:

– Канализационный запах представляет собой сложную смесь, состоящую из таких газов, как аммиак, сероводород, углекислый газ, метилмеркаптан.

Превышение предельно допустимой концентрации этих газов может привести к нарушениям здоровья. Проблема может быть связана не с непосредственным влиянием смеси газов на человека, а с реакцией организма на вдыхание неприятного запаха.

В обычных условиях мы дышим носом. При ощущении неприятных запахов здоровый человек непроизвольно начинает задерживать дыхание или дышать ртом, который не обладает защитными функциями носа, что приводит к беспрепятственному попаданию в организм частичек пыли и микроорганизмов в том числе и болезнетворных. Кроме того, вдыхание неприятного запаха на подсознательном уровне вызывает чувство опасности, что приводит к беспокойству и депрессии.

К развитию астмы непосредственно сам запах канализации не приведет. Однако пары канализации ускоряют образование плесени в помещении, что в свою очередь может привести к развитию аллергических и респираторных заболеваний.

Вдыхание неприятного запаха детьми, имеющими гиперреактивность бронхов (повышенная восприимчивость бронхов на раздражители), может спровоцировать явления бронхоспазма (состояние остро развивающейся дыхательной недостаточности, обусловленное сужением просвета бронхов).

Что касается того, что дети терпят несколько часов. Вынужденная задержка мочи может привести к заболеваниям мочевыделительной системы. При длительном скоплении мочи происходит перерастягивание мочевого пузыря и устьев мочеточников (выводные протоки, соединяющие почку с мочевым пузырем). В устьях мочеточников есть клапаны, препятствующие обратному току мочи. При длительном терпении нарушается нормальная работа этих клапанов, что приводит к забросу мочи обратно в почку и развитию пузырно-мочеточникового рефлюкса. Вместе с мочой заносится инфекция, которая может вызвать воспалительное заболевание почек – пиелонефрит.

Ирина Лободанова's picture
Автор:

О журналистике не думала и не мечтала, но оказалось, что это очень интересно. Начинала работать на радио, затем в районной газете "Суоярвский вестник". В Петрозаводске - с 2010 года. Считает, что профессия, которая приносит радость, это замечательно,  но если плюсом к этому у женщины все хорошо в семье, вот оно - настоящее счастье.