10 апреля 2019, 07:00

"Зверская медицина": Люди боятся отдавать питомцев ветеринарам

Хозяева домашних животных не хотят мириться с тем, что в них «видят только кошельки».  

Душераздирающие истории о несчастных котах и собаках, прошедших через руки петрозаводских ветеринаров, обрушились на меня подобно лавине, угрожающей смести любые попытки сохранить объективность. Смерть любимых животных, которые стали полноправными членами семьи, вызывает сильнейший эмоциональный шок и настоящее горе. Но одно дело, когда животное спасти действительно нельзя, и совсем другая ситуация, когда любимая кошка или верный пес погибает из-за неквалифицированной или несвоевременно оказанной помощи. 

Публикация о трагической судьбе лайки Азарт, при лечении которой, как было подтверждено судом первой инстанции, были допущены ошибки и в ООО «Ветеринарный центр», и в ветлечебнице «НОС по ВЕТ. ru» (индивидуальный предприниматель Элен Милютина), вызвала цепную реакцию. В соцсетях появился очень эмоциональный рассказ Ольги, недавно потерявшей кота Лунтика. И, что называется, понеслось. 

Когда речь идет о диагнозах, своевременной помощи и ошибках при лечении животных, разобраться сможет далеко не всякий ветеринар. Но и молчать о том, что сегодня тревожит тысячи петрозаводчан, воспитывающих домашних животных, уже нельзя. Нарыв, который так долго зрел, вскрылся и вырвался на поверхность. Мы решили опубликовать рассказы тех, кто столкнулся, по их мнению, с непрофессионализмом, безразличием или халатностью людей, которым они доверили своего любимца. Одновременно мы встретились с юристом ветлечебницы «НОС по ВЕТ. ru» Сергеем Казаковым, который представил официальную позицию ветеринарной клиники, оказавшейся в эпицентре скандала. 

«Я умоляла помочь коту» 

Кот Лунтик почувствовал себя плохо 4 марта 2019 года. 

- Мы сразу обратились в ветлечебницу «Нос по ветру». Котику промыли мочевой пузырь и отпустили. На следующий день мы снова пришли, снова все повторилось. Еще через сутки опять пришлось обратиться. Мне в лечебнице сказали, что все нормально, нужно готовиться к длительному лечению. 12 марта я настояла, чтобы сделали УЗИ. После этого выяснилось, что нужна операция. Операцию назначили через пять дней. Я волновалось, доживет ли Лунтик до операции. Но меня заверили, что беспокоиться не о чем, - рассказала Ольга.

Лунтик

Ночью коту стало очень плохо, и Ольга срочно поехала в лечебницу «НОС по ВЕТ.ru» на улице Чернышевского. 

- Ему под наркозом откачали мочу с кровью и сказали, что нужно делать две операции. Было 4 утра. Я стою и плачу. Мне врач говорит, мол, чем дольше я тяну, тем хуже делаю коту. Я согласилась. До 8 утра я просидела в клинике. Когда мне его вынесли, кот находился под наркозом. Зрелище ужасное: у Лунтика все было разрезано, попка разрезана, все в кровище. Мне отдали его домой. Нужно было обработать рану, но Лунтику было очень больно, он не давался, кричал. Я поехала в ветклинику на Древлянку, где малышу обильно полили рану хлоргексидином. Лунтик вырывался и орал как потерпевший, - для Ольги эти дни обернулись кошмаром.

По ее словам, коту становилось все хуже, но в ветлечебнице успокаивали, что это он выходит из наркоза. Ольга добилась, чтобы кота посмотрела лично Элен Милютина, которая сказала, что нужно срочно поместить кота в стационар на Чернышевского. Ольга отвезла Лунтика в клинику и просидела там до поздней ночи. Правда, ее смутил так называемый стационар, - закуток между двумя помещениями, куда помещают клетку с животным. Ночью Ольгу уговорили уехать домой, так как состояние Лунтика улучшилось. Она звонила в клинику каждый час. Когда Ольга случайно узнала, что состояние кота резко ухудшилось, она помчалась в лечебницу. Увидев карту Лунтика, она поняла, что за котом не смотрели, а показатели его состояния «рухнули». После записи, сделанной в 7.30, следовала следующая только через два часа. 

Я стою — меня трясет. Мне врач говорит: «Что, я должна с вашим трупаком сидеть?» У меня началась истерика. Я умоляла помочь коту",

- глаза у Ольги наполнились слезами.

Ее до последнего уверяли, что шанс есть. Вечером в начале шестого Ольга заметила, что Лунтик перестал дышать. 

Сейчас Ольга пытается добиться, чтобы клинику «НОС по ВЕТ.ru» тщательно проверили.  Она уверена, что диагноз изначально был ошибочным, а Лунтик стал жертвой некачественной ветеринарной помощи.  

Помогли сгущенка и три снимка
 
Пару лет назад Анастасия обратилась в клинику «НОС по ВЕТ.ru», так как кот Зефир стал неважно себя чувствовать: 

- Там с ходу поставили диагноз — хроническая почечная недостаточность. Видимо, на основании того, что Зефиру было тогда 8 лет. Сделали капельницу, дали противорвотное средство и физраствор. Просидела я в клинике около четырех часов. Но лучше коту не становилось. Побежали в ветеринарную клинику Бокарева. У них не очень хорошие условия для приема, маленький коридорчик, всегда много людей, очереди. Можно прийти и просидеть в очереди пять часов. Зато врачи хорошие. Коту прощупали живот, выяснилось, что он случайно заглотнул шарик. В общем, по совету врачей дали Зефиру сгущенку, и через пару дней у него шарик благополучно вышел. С тех пор прошло два года, никаких признаков больных почек у него нет, хотя мы сдавали анализы в питерской клинике. Я сталкивалась и с другими ветеринарными клиниками в Петрозаводске, когда помощь реальную не оказывают, а деньги брать не забывают за консультацию. Меня задевает подобная ситуация. У нас с ветеринарными службами все очень плохо. Я думаю, что нужно ужесточить контроль за их деятельностью.

Елена не углядела за своим питомцем Гациком зимой нынешнего года. Полугодовалый щенок случайно попал у подъезда под машину. Был вечер воскресного дня, когда работала только клиника «НОС по ВЕТ.ru». 

Гацик

 

- Я недавно стала собачницей. Мы сразу туда рванули. Нас в клинике приняли очень хорошо, сделали снимок. Сказали, что есть перелом бедра и обязательно нужно ставить пластину или спицу. Даже усомнились, а нет ли второй трещины, сказали, что все выяснят во время операции. Нам назначили день операции, сказали, что она обойдется в 15-17 тысяч рублей, и мы с Гациком вернулись домой. Я, естественно, вошла в интернет, стала смотреть отзывы, спрашивать, что делать в подобной ситуации. Нас стали отговаривать от операции и посоветовали обратиться к Владимиру Сытенку в Ветеринарный центр, который хорошо делает снимки. Я забрала снимок из клиники «Нос по ветру», с меня за это еще дополнительно 100 рублей взяли. Сытенок посмотрел и сказал, что ничего не понимает по этому снимку. Он сделал три снимка и посоветовал ограничить движения щенка, чтобы обойтись без операции. Мы пришли к нему с полными глазами слез, а ушли с улыбкой. Он дал нам надежду. При этом он видел, как я целую собаку в нос, и мог бы влегкую содрать с нас любые деньги. Это же бизнес. У Гацика все зажило без всякой операции, мы в апреле собираемся на выставку. Для нас было очень важно, чтобы собака не хромала. Я, конечно, в «Нос по ветру» не пойду больше, хотя моя знакомая туда собаку водит, но к конкретному врачу, - рассказала Елена.

«Они просто выкачивали деньги» 

В 2018 году питомцу Яны — коту Филимону исполнилось 14 лет. В конце года он заболел, перестал кушать, пить и ходить в туалет. 

Филимон

 

- Хоть возраст для кота и почтенный, но он был для нас как член семьи. Мы повезли его в филиал клиники «Нос по ветру» на Древлянке. Нам сказали, что нужно кота обследовать и, возможно, делать операцию. Мы его отвезли на Чернышевского, нам сказали, что Филимон в тяжелом состоянии, нужно делать капельницы и поместить его в стационар. В круглосуточном стационаре — это маленький узкий коридорчик - кота продержали почти неделю. Я не врач, но, судя по анализам, состояние кота было запредельное. Но нам говорили, что кот может поправиться. За неделю пребывания кота мы отдали примерно 35 тысяч рублей.

Я спрашивала, может быть, УЗИ сделать? В клинике согласились, но назначили исследование на конец недели. Филимону становилось все хуже, и я договорилась с государственным ветеринарным кабинетом на Лесном проспекте. Мы показали анализы, врач сделал УЗИ и сказал, что в органах пошли необратимые процессы, кот умирает, мы его просто мучаем и ничего сделать нельзя.

У нас был шок, нас уверяли, что есть шанс, нам же не говорили, что кот умирает. Мы вернулись в «Нос по ветру» и врача буквально приперли к стенке. Она согласилась, что животное умирает, но, дескать, мы хотели любой ценой продлить жизнь коту на несколько дней.

Мы сказали, что утром будем его усыплять. В клинике, зная, что мы будем усыплять кота, утром сделали дополнительный анализ крови, естественно, выставив нам за это счет. Но я даже рада, потому что ему, судя по анализам, стало еще хуже, так что совесть моя чиста. Я не специалист, но нам сказали, что сначала нужно усыпить, а потом дать препарат, останавливающий сердце. Я не могу сказать, что кота неправильно лечили. У меня только одна претензия к клинике: я думаю, что они просто выкачивали с нас деньги, пользуясь нашим незнанием и тем, что их никто нормально не контролирует, - уверена Яна.

Очень похожая история произошла с кошкой Лизой. В мае 2015 года, рассказала Анастасия, кошке, которой к тому моменту было 14 лет, стало плохо. В клинике «НОС по ВЕТ.ru» обнадежили, выписали таблетки. Кошке опять стало плохо. В клинике предложили попробовать капельницы. Спустя два месяца предложили сделать УЗИ. Выяснилось, что у Лизы асцит — это очень тяжелое заболевание. Опять прописали капельницы. 

- В июле пришлось кошку усыпить: она стала очень агрессивно себя вести. Меня в клинике уговаривали не усыплять, говорили, что у кошки есть шанс и нужно продолжать делать капельницы. Я стою, плачу, принимаю тяжелое решение, ведь почти вся моя жизнь с этой кошкой прошла. Я считаю, что там просто вымогают деньги, хотя было понятно, что животное не спасти, - высказала свое мнение Анастасия.

Она считает, что ветеринарные услуги — эта сфера, на которой можно хорошо зарабатывать, а значит, есть и соблазн навязать бесполезные процедуры. Анастасия уверена, что большинство людей, столкнувшихся с подобной ситуацией, просто молчат и никуда не жалуются. 

Два года в поисках справедливости

Надежда — одна из немногих, кто обратился с иском в суд. Кошка Симба лечилась в клинике «НОС по ВЕТ.ru», и претензий к врачам тогда не было. В мае 2015 года после смены по совету врача корма у Симбы возникли проблемы. 

Симба

- Кошку с больными почками пощупали, назначили капельницы, уколы и таблетки. Не стали делать ни анализ крови, ни УЗИ. Улучшений не было, мы сами настояли на УЗИ. Она лежала как тряпочка, на себя была не похожа. Кошку фактически лечили без диагноза, - считает Надежда.

Она отвезла Симбу в Питер, и там в течение дня провели исследование и назначили адекватное лечение. Кошка осталась жива, но Надежда решила подать в суд на клинику за некачественное лечение. По ее словам, в ветлечебнице «НОС по ВЕТ.ru» до последнего не верили, что дело дойдет до суда. Первую экспертизу, рассказала она, делал врач Бокарев, который не увидел в действиях коллег никаких «проколов». По решению суда была проведена повторная экспертиза, которая подтвердила предположения владельцев кошки. Процесс тянулся два года. Суд удовлетворил иск частично, снизив только уровень материальных претензий к клинике.    

Другая моя собеседница - Анастасия - до сих пор переживает смерть своей собаки Фенечки. Гнойные выделения и опухоль на мордочке заставили обратиться в ветлечебницу «НОС по ВЕТ.ru». 

Фенечка

- Меня успокоили, что ничего серьезного, и назначили Фенечке антибиотики. Опухоль все разрасталась. На очередном приеме мы стали говорить, что нужно что-то делать. Милютина сказала, что нужна операция. Муж повез собаку на операцию, но выяснилось, что администратор забыла записать нас. Я позвонила Милютиной, все ей высказала. Мужа просят зайти в кабинет, еще раз бреют собаке мордочку и берут деньги, как за прием. Препаратов было назначено много, мы все выкупили, Фенечка была членом семьи. Я сама работаю в больнице и понимаю, что антибиотиками просто заглушили рак. Фактически просмотрели у собаки онкологию. Мы обратились в «Ветеринарный центр» на Варкауса, там сделали рентген, операцию, но, к сожалению, болезнь была запущена, и собака умерла. С моей точки зрения, в клинике «Нос по ветру» не обратили внимание на все наши жалобы и не оказали квалифицированную помощь. В нас видят только кошельки.           

Под наркозом           

Елена обратилась несколько лет назад по совету знакомой к Элене Милютиной, чтобы провести скотч-терьеру Арнольду чистку зубов. 

Арнольд

 

- Мне сказали, что нужен общий наркоз. Я заранее записалась к Милютиной на конкретное время. Она осмотрела Арнольда и попросила подождать. Через какое-то время я вновь напомнила о себе. Собаке поставили наркоз, Арни уснул. Я вновь тереблю врача, что нужно начинать. Меня просят подождать. Проходит еще полчаса, я снова настаиваю на процедуре. Арнольд начинает приходить в себя.

Выходит врач и говорит девушке за стойкой, мол, иди и почисти собаке зубы. Я в шоке, но, думаю, может, она — медсестра. У девушки округляются глаза, она забирает собаку, уносит в операционную, и я слышу ее вопрос врачу, мол, а как включать аппарат и как это делать. Никогда не забуду лицо этой девушки, оно было, наверное, такое же, как у меня. Мне было страшно за собаку.

Я настаиваю, чтобы именно врач сделал чистку. Я слышу, как они говорят, что собака просыпается и нужно добавлять наркоз. В три часа дня я забрала Арнольда, который вообще не шевелился. В девять часов вечера он еще лежал трупом. Это я очень хорошо помню. Я в панике названивала в лечебницу и спрашивала, что делать. Мне говорили, что все нормально. Только в десятом часу вечера он стал оживать, очень тяжело выходил из наркоза. Больше я в клинику «Нос по ветру» не обращалась. На чистку зубов мы ездим в Санкт-Петербург. Там это делают под масочным наркозом, собака выходит из кабинета, виляя хвостом. Мне кажется, что нужно более жестко контролировать ветеринарные услуги. Люди должны знать, куда можно пожаловаться, если они столкнулись с некачественной ветеринарной помощью, - считает Елена.

С Тосиком породы чихуахуа тоже все обошлось. Его хозяин Дмитрий рассказал, что случайно приобрел Тосика в Питере вместо шкафа. В общем, поехали покупать мебель, а вернулись с другом. Он столкнулся с клиникой «НОС по ВЕТ.ru», когда решил кастрировать питомца. 

Тосик

- В клинике сделали операцию, но, видимо, дали какой-то препарат, который вызвал аллергическую реакцию. Я практически через день ездил в клинику, так как Тосик не мог ни пить, ни есть, его рвало, он толком не мог стоять на лапах. Делали и уколы, и капельницы, но ничего не помогало. Я думал, мы потеряем собаку. Я обратился к Бокареву. До сих пор себя виню, почему сразу к нему не пошел. Он буквально за сутки привел собаку в норму, - рассказал Дмитрий.

По его мнению, на рынке ветеринарных услуг сложилась не самая здоровая ситуация. Он считает, что изменить ее только с помощью одних судебных процессов вряд ли удастся.   

Клиентов меньше не стало

С Сергеем Казаковым - юристом клиники «НОС по ВЕТ.ru» и представителем Милютиной - мы проговорили около двух часов. Он рассказал, что клиника занимается закупкой препаратов, кормов, медикаментов, а лечение животных — это прерогатива ИП Милютина.

Юрист отметил, что на улице Чернышевского находится единственная в городе круглосуточная ветеринарная клиника. Оплата сотрудников в ночное время вдвое выше, поэтому ночью применяется двойной тариф. Он обратил внимание, что ночью обращаются с животными в экстренных случаях, когда нельзя ждать до утра или когда собака или кошка стала жертвой ДТП. 

К нам привозят в ночное время животных в очень тяжелом состоянии. Фактически ночью мы оказываем реанимационные мероприятия",

- заметил Казаков.

Именно этим он объясняет значительное, по сравнению с другими ветлечебницами, количество летальных случаев. Когда животное умирает, то, заметил Казаков, люди сильно переживают и нередко не хотят платить за ветеринарные услуги. 

- Практически все претензии связаны с тяжелыми случаями, - отметил представитель клиники «НОС по ВЕТ.ru».

Что же произошло с Лунтиком, чья история вызвала такой резонанс в социальных сетях? 

- У кота Лунтика обострилась мочекаменная болезнь. Тяжелая болезнь лечится по вполне установленным регламентам. Всем известно, как она лечится. Она (Ольга. - Прим. автора) почему-то считала, что анализы никакие не берутся, она почему-то считала, что с котом что-то конкретное не делается, она почему-то, что меня изумляет больше всего, считала и до сих пор это повторяет везде, что ее убеждали, что все будет хорошо и кота мы непременно спасем. Мы специально поднимали аудиозапись ее разговора с врачом и выясняли, неужели этот конкретный доктор убеждала ее, что мы спасем  кота. Фраза была совершенно другой. То, что человек хочет слышать, то, что человек испытывает надежду, пытаясь спасти близкое существо, это абсолютно нормально… К сожалению, спасти не всегда удается… После операции у кота возникла почечная недостаточность. Кот умер от этого, - высказал позицию клиники Сергей Казаков.

По его словам, была проведена внутренняя проверка, которая подтвердила, что ветеринарные врачи сделали все возможное и кота никто не оставлял без внимания на несколько часов. Казаков попытался объяснить отсутствие записей в журнале занятостью сотрудников: 

Я абсолютно убежден, что никто бы не бросил кота на несколько часов… Я категорически не готов допустить, что кто-то из врачей не контролировал постоянно состояние тяжелого пациента. Это в принципе невозможно. Так не бывает",

- утверждает юрист клиники.

На пост Ольги в социальных сетях, где она рассказала о том, как умирал Лунтик, появилось очень много агрессивных комментариев. Сергей Казаков крайне обеспокоен угрозами, которые посыпались и в адрес клиники, и в адрес врачей. С ним сложно не согласиться: в современном российском обществе не научились цивилизованно решать конфликтные ситуации. Казаков сообщил, что намерен подать исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации.  

По поводу случая, когда накануне эвтаназии у кошки взяли за дополнительную плату анализ крови, Казаков заметил:

Практически у всех ветеринарных клиник в городе есть очень четкий принцип. Эвтаназия допустима только в том случае, если животное безнадежно и страдает.

Он утверждает, что если животное можно спасти, а хозяин настаивает на усыплении, то нередко питомцев потом забирает кто-то из сотрудников. По словам Казакова, двоих из четырех котов, которые теперь у него живут, он спас от эвтаназии.  

Относительно претензий по поводу неверно поставленных диагнозов юрист клиники заметил, что далеко не все хозяева готовы платить за анализы и исследования. У клиники, по его словам, много должников, которых приходится через суд заставлять оплачивать предоставленные ветеринарные услуги.   

К моему большому удивлению, Сергей Казаков утверждает, что никакого стационара в клинике «НОС по ВЕТ.ru» не существует. 

- Клиника и госпиталь различаются тем, что в госпитале есть стационар. Это специальное помещение, специальные условия для содержания более суток животного без хозяина. У нас такая услуга не оказывается, - утверждает юрист.

- А как же рассказы тех, кто неделями держал своих питомцев в клинике на Чернышевского? 

- Это, к сожалению, плод заблуждения человека относительно юридической и ветеринарной составляющей. Если человек оставляет животное и сам не контролирует его состояние, не сидит, грубо говоря, рядом с ним, не заботится о нем более суток, - это уже стационар. Если он, юридически говоря, хотя бы раз в сутки пришел и что-то для своего животного сделал, это уже не стационар, - представил свою версию юрист клиники.

По его словам, в клинике стараются не оставлять животных и делают это только в крайних случаях. 

Сергей Казаков категорически не согласен с тем, что у клиники «НОС по ВЕТ.ru» сложилась плохая репутация: 

С того момента, как прошла эта публикация (рассказ Ольги о коте Лунтике. - Авт.), у нас количество клиентов никак не уменьшилось.

Плод заблуждения

После разговора с юристом клиники я  отправилась в ветлечебницу «НОС по ВЕТ.ru» на улице Чернышевского. Мне хотелось посмотреть на тот самый стационар, который как бы есть, но юридически вроде как не существует. Когда я увидела его своими глазами, то поняла, почему Сергей Казаков так упорно открещивается от слова «стационар». 

Небольшой коридорный «аппендикс» напоминал закуток санитарно-гигиенического назначения. Слово «стационар» применить к данному пространству можно было, только обладая неслабой фантазией. Правда, в документах, которые предлагают подписать в клинике «НОС по ВЕТ.ru», «плод заблуждения» приобретает реальные юридические очертания. Именно «согласие на стационар» подписывают владельцы животных, отдающих своих питомцев на длительное лечение.     

В ветлечебнице приема ждал только один пациент — семилетняя Жуля с тяжелым заболеванием - лейкозом. Ее хозяйка Надежда сказала, что лечит собаку 14 недель:

- Нам только здесь помогли. У Бокарева сказали, что нет смысла лечить. В государственной клинике на Шуйской отправили на обследование сюда. Собака была вся в лимфоузлах, а сейчас они почти исчезли. Кровь стала лучше. Всего курс лечения 26 недель.

Надежда верит, что сможет спасти свою собаку, и надеется на врачей клиники «НОС по ВЕТ.ru». 

…Меньше всего мне бы хотелось, чтобы эта публикация вызвала очередной всплеск негатива к одной конкретной ветлечебнице. В конце концов, только клиника «НОС по ВЕТ.ru» решилась на работу в круглосуточном режиме. Но очевидно, что уровень предоставления ветеринарных услуг в Петрозаводске не удовлетворяет граждан, искренне заботящихся о своих четвероногих друзьях. Платить приходится Лунтикам и Тосикам, кому своей жизнью, кому здоровьем. Важно понять, как изменить ситуацию в лучшую сторону, не прибегая к угрозам и бессмысленной агрессии, которые лишь отдаляют нас от качественной ветеринарной помощи.     

Антонина Кябелева's picture
Автор:

В прошлом веке защитила кандидатскую диссертацию по философии. Правда, не может философски смотреть на вранье, продажность и  «распил» денежных средств. Эмоциональна, слишком часто говорит то, что думает. Очень любит путешествовать, особенно за границу. После поездок добреет и не столь остро реагирует на язвы общества. Но очень недолго. Мечтает уйти с головой в туризм и обрести душевное равновесие.