03 апреля 2017, 09:10

Контрабанда поневоле: как советские рубли слетали за границу

В 1961 году в карельском поселке Калевала, который тогда еще именовался Ухтой, произошел курьезный случай, связанный с денежной реформой в Советском Союзе.

За пару дней до введения в обращение рублевых купюр и монет нового образца директору местного отделения Сберегательного банка поступило из Петрозаводска распоряжение собрать всю имеющуюся в отделении наличность образца 1947 года в мешки, опечатать и доставить в столицу республики самолетом, который специально был отправлен в Калевалу по этому случаю.

Директор должен был лично сопровождать ценный груз в Петрозаводск, на месте получить взамен старой наличности деньги нового образца и вернуться с ценным грузом в Калевалу.

Приказ есть приказ. Деньги собрали, сложили в мешки, опечатали, опломбировали и отправились на местный аэродром, где уже готовился к отлету двухместный самолет еще довоенного образца.

Погода была отвратительной: начиналась метель, видимость была очень низкой, к тому же время было послеобеденное и через два-три часа уже начинались сумерки. Но пилот самолета производил впечатление человека вполне опытного и решительного, поэтому пассажир с деньгами безо всяких раздумий загрузил в самолет наличность и уселся сам.

Когда поднялись на рабочую высоту и взяли курс на Петрозаводск, поверхности земли из-за метели и низкой облачности уже не было видно. Самолет страшно болтало и швыряло в разные стороны, он то проваливался в воздушные ямы, то отчаянно завывал двигателем, преодолевая сопротивление порывов встречного ветра.

Кабины в самолете были раздельные, поэтому пассажир не имел возможности переговариваться с пилотом и вынужден был полностью положиться на его мастерство и опыт.

Несколько раз самолет опускался на предельно низкую высоту, и тогда в разрывах снежных зарядов и низколетящих туч появлялись бескрайняя тайга, какие-то болота и заснеженные озера с островами. Но никаких признаков жилья в надвигающихся сумерках не наблюдалось.

Пролетев больше двух часов практически вслепую, самолет вдруг резко свернул и пошел на посадку. Директор ухтинского отделения Сбербанка успел заметить на земле огни и вздохнул с облегчением: экстремальное воздушное путешествие ему уже изрядно надоело, и хотелось побыстрее ощутить под ногами земную твердь.

Сели на лед небольшого озера, на берегу которого стояло несколько домов. Когда оба путешественника выбрались из самолета, пилот признался, что он сбился с курса, так как на самолете вышло из строя и без того допотопное навигационное оборудование. Где они находятся в данный момент, он не знал.

Через некоторое время на льду озера появился человек. Он подошел на небольшое расстояние к самолету, а затем, увидев на борту красные звезды, решительно развернулся и побежал обратно к домам.

Летчик еще не сообразил, что происходит, а вот его пассажир быстро смекнул, что они по ошибке залетели в Финляндию. Об этом свидетельствовало не только необычное поведение человека, появившегося на льду, но и дома на берегу: слишком уж они были аккуратными, с красными крышами, какие в Карелии нигде не встретишь.

О своих предположениях он тут же сообщил пилоту и сказал, что следует отсюда немедленно убраться, пока не прибыла полиция или финские пограничники.

Пилота упрашивать не пришлось, он и сам прекрасно понимал, чем может для них закончиться эта «прогулка» в сопредельное государство. Наспех сориентировавшись и поняв, куда следует улетать, путешественники запрыгнули в самолет, завели мотор и начали разбег по льду озера в тот самый момент, когда на берегу замелькали фары нескольких автомобилей.

Обратно возвращались на бреющем полете. Благо к тому времени метель стихла, небо очистилось и видимость благодаря лунной ночи стала лучше, чем днем. Минут через сорок полета по прямой увидели огни. Когда подлетели ближе, с радостью узнали очертания родной Ухты и без промедления пошли на посадку.

На аэродроме пилот предложил своему пассажиру ничего не сообщать по поводу их путешествия в Финляндию. Последнему тоже не хотелось неприятностей и предстоящих допросов в компетентных органах, поэтому они договорились с пилотом, что просто заблудились в пути, дали круг, выработали все топливо и вернулись в поселок.

Директор Ухтинского отделения Сбербанка телеграфировал в Петрозаводск, что из-за чрезвычайно плохой погоды вылет из Ухты оказался неудачным, и попросил разрешения доставить деньги в столицу на следующий день.

Купюры и монеты СССР образца 1947 года

Такое разрешение ему дали. Трудно поверить, но никаких осложнений у путешественников не возникло. Очевидно, финны сочли недостаточным основанием для ноты протеста в адрес СССР показания финна с хутора. К тому же непонятно было, успели ли подъехавшие к домам на машинах люди разглядеть взлетающий самолет или нет. Факт остается фактом: финны о происшествии умолчали, а у советских компетентных органов не было никаких поводов для расспросов.

На следующее утро самолет был заправлен и безо всяких приключений в тихую морозную погоду благополучно долетел до Петрозаводска за привычные для этого рейса два с половиной часа. Старые деньги были сданы по месту требования, взамен получены новые и тем же бортом они были доставлены в Ухту.

Летчик на своем стареньком самолете улетел назад, и никогда больше директор отделения Сбербанка его не видел. Оба они почти всю жизнь молчали о своем контрабандном перелете в Финляндию, опасаясь, что и много лет спустя их могут наказать за невольное нарушение границы на самолете, набитом советскими рублями. А рассказал эту историю бывший директор уже после 1991 года своему родственнику, который и поведал ее местным журналистам уже после смерти героя авиаприключения.

Андрей Туоми's picture
Автор:

В журналистике с 1993 года. Пришел в профессию случайно и остался навсегда. Главным качеством журналиста считает честность, все остальное наживается годами упорного труда. Считает журналистику одной из самых важных и востребованных профессий современности. В свободное от работы время время увлекается живописью, охотой и рыбалкой.