09 августа 2017, 09:00

«Назад уже нельзя». Как петрозаводчанка поступала во ВГИК

А еще показала себя во МХАТе, ГИТИСе и «Щуке». Будущий сценарист Катя Лицкевич о том, как стать студентом творческого вуза.

Этим летом петрозаводчанка Катя Лицкевич поступила на бюджетное место (!) сценарного отделения ВГИКа в мастерскую Рустама Ибрагимбекова, написавшего сценарии к таким известным фильмам как «Белое солнце пустыни», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник» и др. За два года до этого девушка пробовала свои силы во МХАТе, ГИТИСе и Театральном институте имени Бориса Щукина. Мы поговорили с Катей о вере в мечту, упорстве и не только.

С первого по девятый класс Катя выступала с ансамблем индийского танца «Маюри», ездила на гастроли и посвящала занятиям все свободное время. В 8 классе девушка перешла из школы № 34 в «Державинский лицей», там в киноклубе учителя истории и обществознания Максима Иванова познакомилась с шедеврами мирового кинематографа.

— Один из первых фильмов, который я запомнила и который произвел на меня яркое впечатление, — фильм «Чудо». Сценарий к нему написал мой нынешний завкафедры Юрий Арабов. Постепенно каждую неделю по субботам в киноклубе у Максима Викторовича у меня формировался вкус к хорошему кино.

Катя ушла из ансамбля, стала уделять много времени волонтерству в «Доброцентре» под руководством Дарьи Маковецкой. После окончания школы девушка поняла, что хочет творческую профессию, и специальности обычных вузов ее не привлекают.

— Я решила стать актрисой. Если я всю жизнь на сцене, то зачем лишать себя этого?

Мама с бабушкой Катю поддержали. Возник вопрос — а как готовиться? В 2015 году девушка обратилась за помощью к актрисе театра драмы «Творческая мастерская» Валерии Ломакиной, которая по совместительству оказалась репетитором по актерскому мастерству.

Отборочный этап поступления — это консультация, для которой нужно подготовить стихотворение, прозу и басню, желательно по пять вариантов. Сначала, как правило, спрашивают, с чего поступающий желает начать. Катя всегда начинала со стихотворения Роберта Рождественского «Знаешь, я хочу...».

— Оно безумно влюбленное, многогранное. Это стихотворение человека, который весь поглощен своим чувством. Для программы мы с Лерой старались выбирать более редкие произведения — комиссия такое ценит.

В Москве Катя прошла отборочные туры во МХАТе, ГИТИСе и в «Щуке».

—  Если спросишь любого человека, поступившего или нет, он скажет, что все эти отборочные туры, ожидание результатов — это ад. В Москве люди приходят к «Щуке» ночью, чтобы записаться первыми в список. Случалось, списки рвали и составлялись новые. У МХАТа в очередь встают в четыре утра.

Столицу покорить не удалось, дальше первого тура Катя не прошла. После Москвы девушка отправилась в Санкт-Петербург — поступать в Российский государственный институт сценических искусств.

— Я благополучно прошла предтур и первый тур. На втором просят спеть и станцевать. Пою я не очень, танцую более-менее хорошо. Педагоги обратили внимание на мой акцент и непривычную для севера внешность, я объяснила им, что мой папа — грузин. Мне предложили это использовать и выбрать что-нибудь южное. Я танцевала индийский танец и пела песню на грузинском, но, к сожалению, в следующий тур не прошла.

Педагоги свой выбор не объясняют. В творческих вузах ты никому не нужен — там таких сотни.

Не поступив с первой попытки, Катя сильно не расстроилась, правда, появились сомнения, нужно ли поступать на актерское мастерство.

— Я видела, кого выбирали: кто-то уже снимался, кто-то 10 лет играл в театральном кружке, у многих есть связи – от этого никуда не деться. Чтобы тебя заметили, тебе должно повезти. Это будет зависеть от чего угодно, например, от того, в каком настроении пришел педагог. Я подумала, может, это не мой год, не мой мастер, и решила попробовать снова в следующем году.

После неудавшегося поступления Катя устроилась работать в кофейню, там познакомилась со своим молодым человеком Ромой. За полгода до поступления девушка снова пошла на занятия к Лере Ломакиной, начала заниматься вокалом.

— Я очень серьезно готовилась к вокалу, ведь они там поют, играют, на головах стоят и чего только не делают!

На этот раз Катя решила ограничиться мастерской Вениамина Фильштинского в Российском государственном институте сценических искусств в Санкт-Петербурге, хотя Лера и уговаривала снова поступать в Москву.

— Я прошла первый тур — программа была дополнена новыми произведениями, затем второй — я была лучше готова к танцам и пению. Но, увы, дальше снова не взяли. После второго отказа уже была большая душевная травма: теперь я разочаровалась в себе. Лера очень сильно переживала, думаю, у нее был педагогический кризис — очень тяжело, когда не поступают твои ученики, на которых ты возлагаешь так много надежд. Мама посоветовала готовиться к обычному вузу.

Началась обычная жизнь, но мечта оставалась со мной. Мне кажется, только ленивый не спросил, что со мной не так, почему я нигде не учусь, советовали браться за ум. Было бесполезно объяснять, что у меня есть мечта, что я не хочу ее гробить, что для ее осуществления нужно время. Тогда я стала смотреть все специальности творческих вузов и искать то, в чем я смогу показать себя больше, чем в актерстве.

— Были зимние праздники, и, чтобы создать волшебное настроение, мы с Ромой посмотрели всего «Гарри Поттера», и мне так понравилось! Мы долго обсуждали, как Джоан Роулинг создала настолько удивительный мир, со всеми его деталями. И я подумала: это же так здорово, что ты можешь придумать, что угодно, и написать об этом.

Продолжая свои поиски, Катя увидела на сайте ВГИКа «Сценарное отделение» — 10 бюджетных мест, и решила попробовать. Требовались результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе и творческая папка: любые произведения — будь то рассказы или наработки сценариев объемом 20-40 страниц и автобиография.

— В школе я любила работать со словом, но никогда специально не писала. На первый тур я подготовила 6 рассказов о том, что мне интересно. Один из рассказов, который показался мне наиболее удачным и который отметили педагоги — фантастический рассказ о музыкальной петле.

Никто кроме Ромы не знал о Катином поступлении. 16 июня она подала документы, а 11 июля снова поехала в Москву за результатами: Катя получила максимальный балл.

— После первого тура была консультация, с нами разговаривали два педагога — отвечали на наши вопросы. В ребятах, поступавших сюда, не было той неправильной и неприятной театральщины, которую я часто видела за эти два года поступления. Это мне очень понравилось. Нам дали советы ко второму туру — нас ждало 6 часов экзамена, 5 тем на выбор, литературный этюд на 6 страниц. Пожелания: интересные персонажи и диалоги и необычный поворот. Я взяла тему «Честный вор». Когда вышла из аудитории, подумала — какую же  ерунду я написала! В этот же день начали проверять работы, а результаты объявили на следующий: 85 из 90.

На консультации мне сказали, что я нахожусь в приоритете. И тогда я почувствовала, как сильно хочу там учиться. Сложно представить, что ты такой простой человек из маленького городка, сидишь в вузе, где учились Шукшин, Тарковский, Михалков, Кончаловский, Литвинова... Ты влюбляешься и в мастеров, и в это место, и в саму мысль, что можешь здесь учиться.

Заключительный тур — собеседование, на котором кроме двух педагогов уже присутствовал сам мастер будущего курса Рустам Ибрагимбеков.

— Я зашла в аудиторию на пятом часу экзамена. Захожу и желаю всем доброго дня, подхожу к мастеру — жму руку и говорю, что это честь для меня познакомиться с ним. Мы поговорили про мою автобиографию, о том, что я хочу писать, просто о жизни. И, наконец, мне говорят «Иди» и улыбаются. Я отвечаю, что могу еще что-нибудь рассказать. Тогда преподаватель мастерства кинодраматурга Ирина Олеговна повторяет: «Иди, встретимся на занятиях». Я в шоке — смотрю на  Ибрагимбекова, а он кивает.

27 июля появился окончательный рейтинг: Катя оказалась на третьем месте. 

— После собеседования сразу позвонила Роме и маме. Говорю: «Мам, помнишь фильмы «Сибирский цирюльник», «Белое солнце пустыни»...? Поступила к сценаристу этих фильмов!». Мама была очень рада: она чувствовала, что я что-то затеваю, но не знала, насколько масштабна моя затея.

ВГИК — это бренд. Когда ты поступаешь в вуз такого уровня, думаешь: все будет, главное поступить, а, поступив, понимаешь, что все самое интересное и сложное еще впереди. Познакомиться с великими людьми — мастерами своего дела, не потерять себя как человека, не сдаться — все это только предстоит. Не знаю, как все сложится дальше, но сейчас мне это близко и интересно. Точно могу сказать одно, это непростой путь, и если ты осознанно на него решил встать, то назад уже нельзя. Необходимо искать, пробовать, ошибаться, но стоять на своем.

Фото: личный архив, Мария Брусникина.

Яна Козьмина's picture
Автор:

Окончила филфак ПетрГУ. Учится играть словами, любит интересные детали и стремится к легкости слога. В людях ценит силу воли, доброту и самоиронию. Себе с уверенностью приписывает последнее. Настоящее удовольствие получает от хорошей музыки, чашки вкусного чая и компании остроумного собеседника. Находится в активном поиске любопытных историй.