Ирина Мирошник: «Нимб не светится»
Кто-то ее называет темной лошадкой, кто-то - железной леди. Более двух часов говорили c Ириной Мирошник о ремонте дорог и их уборке, ценах на маршрутки и будущем троллейбусов, майонезных ведрах и гейзерных фонтанчиках, старых лифтах и кривых светофорах, сравнении с Галиной Ширшиной, мужском уме и женской логике. И успели даже о влиянии плюшек на фигуру.
Плюсы беседы: Ирина Мирошник почти всегда берет паузу перед ответом. Это говорит о том, что она, в отличие от матерых чиновников, не имеет заготовок, а реально думает.
Минусы беседы: Ирина Мирошник почти всегда берет паузу перед ответом. Это говорит о том, что она тщательно подбирает слова, стараясь быть, с одной стороны, честной, с другой - не сказать ничего лишнего.
Общий разговор: 131 минута.
Не для печати: 9 минут.
Молчание: 2 минуты. Одна – в момент, когда принесли чай, другая – в ожидании того, когда утихнут взрывы от фейерверка чьей-то шумной свадьбы у загса.
- 29 декабря исполнится год, как вы сначала в роли ИО, а потом и без приставки возглавляете город. Вы не раз говорили, что решение стать сити-менеджером вам далось не просто. И потому первый вопрос — не жалеете?
- Сложный вопрос. Я склонна к фатализму: если звезды сложились таким образом, значит, так начертано. Я стараюсь в позитивном русле и нормальном настроении справляться с теми задачами, которые на меня возложены.
- Как бывший педагог, поставьте оценку своей работе.
- Это должность, на которой никогда не будет предела совершенству. Вряд ли кто-то из предшественников поставил бы себе оценку «отлично», настолько живой и изменяющийся организм города. Я выше «удовлетворительно» никогда себе не поставлю. Много позиций, по которым и «двойку» можно ставить, а какие-то отдельные направления городского хозяйства можно оценить и на «хорошо».
- Что бы вы выделили из того, что явно получилось, а в каких направлениях что-то пошло не так?
- Подвижки в благоустройстве города — это без сомнения плюс. А вот в части увеличения городской казны предстоит еще много работать. В 2017 году буду активно заниматься этим направлением, усилю кадровые и прочие ресурсы. Экономика, увеличение доходов должны быть в приоритете, иначе и вопросы функционирования не на что будет решать.
- Одной из самых масштабных задач этого года был ремонт дорог. Все 450 миллионов, выделенные федеральным центром, освоили. Значительную часть магистралей привели в порядок. Но тема ремонта дорог неисчерпаема. Какие планы на следующий год?
- Надо ждать позицию правительства РФ. Ведь и средства этого года не были запланированы. Рассчитываем и на партийные проекты, средства.
(Вот тут и разразились взрывы фейерверка. Сочтем их за чих, на который говорят: «Правда!»)
- В этом году в текущий ремонт не попали межквартальные, дворовые дороги. Могут ли горожане рассчитывать на их ремонт в следующем году?
- Мы не так давно с председателем Петросовета Геннадием Боднарчуком вернулись из Москвы, выступали на парламентских слушаниях в Госдуме с защитой нашего проекта дефектовки (поэтапного решения. – Прим. авт.) дворов. Федеральный центр готов выделить на благоустройство малых городов 20 миллиардов рублей. Мы рассчитываем получить 720 миллионов – именно такова сейчас смета нашего проекта. Тогда мы сможем отремонтировать половину всех дворов в Петрозаводске! И это будут не только дороги. Это и замена освещения, снос аварийных деревьев, установка скамеечек, урн и прочее.
- А если не дадут? Или дадут меньше?
- Мы все равно начнем эту работу, в бюджет заложено уже 10 миллионов. Если говорить людям: «Вам что-то нужно, а у нас нет денег» — значит не давать им никакой надежды. А если мы приступаем к подготовке сметы, начинаем просчитывать - мы уже вступаем на тропу исправления ситуации, понимаем ее масштабы, что нам по силам, а что нужно привлечь. Хуже, когда средства готовы выделить, а на местах к этому не готовы, например нет проектно-сметной документации. Это не про нас.
Мы активно участвуем сейчас в федеральных программах и проектах. Помимо благоустройства дворов, под федеральные средства готовим и проект благоустройства парковых зон. Как и в случае со дворами, мы уже все просчитали, заказали в ПетрГУ проект, готов эскиз. В ямке у ОТЗ высадим экзотичные виды хвойных деревьев, установим маленькие гейзерные фонтанчики, архитектурные формы из камня и металла, скамейки, может, тренажеры, это уже будет оживлять и обновлять обстановку. По примеру европейских парковых зон. Место это выбрано потому, что рядом застройка «Охта-групп» и нам важно привлечь внебюджетные средства. Они готовы поучаствовать и взять на себя часть затрат. Разбили проект на этапы, чтобы можно было делать, а не ждать сразу всю сумму.
- Возвращаясь к дорогам. Летом был актуален их ремонт, зимой – уборка. Традиционно мэрия и горожане по-разному оценивают эту работу в большие снегопады. Интересно другое - возможно ли в принципе изменить системность некоторых ситуаций. Например, оперативность в уборке снега. Она одинаково хромает при всех мэрах.
- Дело в финансах. Для примера: у нас 319 км дорог, стоимость годового контракта на уборку 200 миллионов. В отдельном Кировском районе Санкт-Петербурга 100 км дорог, стоимость контракта 900 миллионов. У нас в городе было невозможно проехать из-за снега, а у них из-за техники снегоуборочной. Эти машинки практически на лету падающий снег собирают. Я понимаю, что не могу жаловаться на эту ситуацию, коли уж взялась за этот гуж. Но от этого нюанса никуда не деться. Мы заключаем контракт исходя не из объективной стоимости этих работ, а исходя из наших финансовых возможностей.
А дальше стараемся с подрядчиком работать. Причем надо постараться, с одной стороны, чтобы он не плюнул и не бросил, а с другой, коли согласился, выжимать из него все возможное. Я понимаю, что мы в декабре выберем уже все зимние лимиты, которые у нас на три месяца заложены, но мы готовы на это, есть возможность дополнительными работами это проплатить. Раньше, когда до Нового года не было снега, я думала - пусть хоть на праздник выпадет, красиво же будет, сейчас думаю - какое же это счастье, когда зима начинается с января.
- Если основные дороги убираются не всегда в срок, но убираются, то в некоторых дворах он может лежать до наступления весны. Есть ли у мэрии какие-то рычаги давления на управляющие компании?
- Целое подразделение есть, обходят, штрафуют. Штрафы, правда, маленькие. Но тут палка о двух концах. Управляющие компании иногда за счет собственников его платят, я так культурно говорю — иногда. И вот с одной стороны ты вроде стараешься помочь людям, чтобы у них были нормальные условия, а с другой - это выходит за их счет. Мы понимаем, что увеличение штрафов э было бы выходом из ситуации, но надо придумать, чтобы это было не из кармана горожан.
Вот, например, с нерадивыми предпринимателями мы такой выход нашли. Что видим в центре города? Маленькая ржавая урна, да еще и переполненная, или вообще майонезное ведро, днем цепью прикованное, а на ночь еще и внутрь ларька убираемое. Мусорьте куда хотите. Оказалось, что штраф не применить, потому что нет стандарта урны. Мы работу эту быстро провели и утвердили стандарт: антивандальная урна, 24 литра, бетонная. И пошли по такому пути, чтобы урна была дешевле штрафа. Штраф пять тысяч, а урна 2600, чтобы заинтересовать. Постановление скоро вступит в силу, и думаю, что в январе-феврале ситуация кардинально изменится.
Надеюсь, изменится она и в плане рекламы, когда каждый бизнесмен вешает ее в центре города на свой вкус, часто невзыскательный. Мы пытались увещевать по-хорошему, 400 уведомлений отправили предпринимателям по проспекту Ленина. Откликнулось только 5 процентов. Теперь будем по-плохому. Петросовет направил в ЗС РК предложение увеличить штрафы до 200-300 тысяч, чтобы соблазна не было вешать что угодно.
- В этом году опять лихорадило городской транспорт. В троллейбусном управлении сменилось руководство, изменился закон, позволяющий маршрутчикам поднимать цены как им вздумается. В ноябре они сделали это мягко, до 25 рублей, но что будет в следующем году?
- Возможность сдерживания роста цен на проезд есть. Есть закон, а есть подзаконные акты на уровне муниципалитетов, по КоАПу появились дополнительные функции муниципального контроля перевозок, поэтому ситуация не критична. Думаю, цена на проезд в маршрутках в следующем году не вырастет. А на электротранспорте она будет подтянута до 20 рублей.
- То есть регулярные слухи о смерти троллейбусов и в следующем году можно считать сильно преувеличенными?
- Следующий год, я надеюсь, будет переломным в плане урегулирования всего городского транспортного сообщения. В троллейбусном управлении мы сейчас запустили давно не проводившийся аудит, важно понимать по штатному расписанию, что там происходит. Оно должно быть сбалансировано, а то у нас, например, в учреждениях дополнительного образования проводится курс «искусство макияжа». Я считаю, это аморально за бюджетные средства.
То же самое по городскому транспорту. Аудит покажет состояние, тогда и решим. Но закрывать троллейбусы я не хочу. Даже если я обеспечу все слои населения бесплатными такси, все равно скажут – она похоронила троллейбусы.
Но какие-то альтернативы надо искать. Как бывает? В час пик троллейбусы востребованы, а днем огромные машины гоняют пустые – а затраты на электроэнергию сумасшедшие. Можно подумать о том, чтобы в дневное время заменять их на маленькие муниципальные автобусы – по примеру Москвы.
Расходы надо сокращать. Когда мы по 120 миллионов в год тратим на транспорт, не ремонтируя школы, сады по нескольку лет, – это неправильно.
- Поговорим о городских объектах, которые были на слуху в этом году. Вы обещали, что в первой половине декабря пройдут повторные слушания по месту размещения стелы города воинской славы. Но их не было. Почему?
- Прислушалась к Вячеславу Орфинскому. На общественном совете он сказал, что не надо проводить слушания по конкретному месту: важно услышать общественность - в центре или нет, а дальше отдавать на откуп архитектора. Иначе можем далеко зайти. Первый мавзолей построили на коллекторе, не послушав специалистов, когда все это хлынуло наружу, полетели многие головы. Мы бы не хотели такой ситуации. То, что надо в центре, – очевидно. То, что не хотят на набережной, – очевидно. Перевес в пять голосов (итоги первых слушаний. – Прим. авт.) – это не перевес, это значит пятьдесят на пятьдесят. И коллектор, кстати, на набережной тоже нашелся. Мнений очень много, и очень разных. Но последний вариант – здесь, за этими окнами, напротив здания казначейства (оно расположено напротив мэрии, на ул. Куйбышева, 21. – Прим. авт.).
- Эта история вообще стоит такой большой дискуссии? Можно было бы просто взять и объявить, что стела будет установлена там-то.
- Я в эту дискуссию попала, когда она уже была разогрета. Но стела должна появиться во втором квартале ко дню города, это уже точно.
- А "Биг-Бен" останется на своем месте?
- Зависает ситуация. Учитывая, что собственник может и элементы благоустройства снять, светильники, скамейки, мощеные дорожки, я не могу котлован там оставить.
- Еще одна громкая и ежегодная история – ночные бдения родителей первоклашек. Это когда-нибудь изменится?
- Единственный выход – электронная регистрация. Но сервер, который спокойно выдержал бы наплыв родителей, стоит достаточно дорого. Пока мы пытаемся с республикой управиться своими силами, дальше посмотрим.
- В этом году неожиданно выяснилось, что масса новостроек на Кукковке, Перевалке незаконно стоят на землях Рослесхоза. Могут ли обладатели этого жилья спать спокойно, не боясь сноса?
- В Москве встречалась с руководителем Рослесхоза Иваном Валентиком. Ему в своем родном городе точно не хотелось бы эксцессов. У Рослесхоза предложение не ломать уже сложившуюся нарезку земель, заморозить ее на уровне 2008 года, но взамен нам надо компенсировать другими зонами лесных земель. Работаем над этим.
- А не получится так, что лесхоз себе все подберет и городу некуда будет расти?
- Я вижу здесь новые перспективы в застройке внутренних территорий, которые давным-давно подлежат расселению. Старая Кукковка, старая Перевалка. Пока не грянул кризис, у застройщиков был интерес к ним, но коли пока ситуация с по новым территориям не урегулирована, имеет смысл вернуться к этой теме.
- Во время октябрьского визита в Карелию Сергей Степашин, возглавляющий наблюдательный совет фонда реформирования ЖКХ РФ, подарил надежду жителям домов, в которых износ лифтов давно вышел за разумные пределы. Можно надеяться на их замену в следующем году?
- Да, он обратился по нашей просьбе к руководству банка "Российский капитал» (этот банк уже кредитует программу замены лифтов в 14 регионах России. – Прим. авт.), они к нам приезжали, мы на уровне правительства собирались, предложили модель, когда в течение трех лет по 50 лифтов в год можно будет менять. Сейчас все в разработке. Перспектива есть, начнем если не в следующем, то в 2018 году точно.
- Неприятный сюрприз этой зимы поджидал водителей в связи с изменением работы светофора на перекрестке Невского - "Правды". Город получил пробку на пустом месте. Как так вышло и ждать ли водителям новых подвохов?
- Мы работаем с ГИБДД в тесном контакте. Есть ограничения по безопасности, которые людям не совсем понятны, но они есть и мы должны их учитывать. Менять режим было необходимо, но похвастаться качеством я не могу. Уверена, это можно было сделать грамотнее и эффективнее. Замеры нужно было более тщательно провести, прежде чем вводить. Уроки вынесли.
- Еще одно ваше решение в этом году было громким для нашего цеха, когда вы ввели новые правила аккредитации, ограничивающие число журналистов для доступа к информации городской администрации. Зачем?
- У меня работают 300 человек, которые занимаются своими направлениями, подстраховывая и помогая мне. У меня физически нет времени вникать в нюанс каждого вопроса. Поэтому я лаконично отвечу: с инициатором этих правил я уже рассталась.
- Вы работаете в тесном контакте с руководителем Петросовета, и Геннадий Боднарчук как-то назвал вас «железной леди». Это соответствует действительности? И льстит ли вам такое определение?
- Если ты попадаешь на уровень руководства, то без жесткости не обойтись. Я умею с понимаем относиться к промахам людей, на которых опираюсь. А есть пласт людей, с которыми нужно вести себя иначе и промахов не прощать. Хотелось бы быть приятной во всех отношениях, но я все-таки думаю, что мне удается распознавать те случаи, когда требуется жесткость, а когда гуманность. Но главный критерий – интересы дела.
- Так сложилась история этого города, что им управляют две леди подряд. Наверняка вас сравнивают с Галиной Ширшиной. В чью пользу?
- Конечно, такие ситуации бывают. Комментарии в СМИ я не читаю, это травмирует психику, а мне надо беречь силы для работы. Когда эти сравнения делаются лично, то в большинстве случаев людям хочется сказать что-то приятное. Я отношусь к этому с благодарностью, но и с долей скептицизма. Нимб не светится. Когда критикуют, я справляюсь, не обижаюсь и не зацикливаюсь. Ко всем своим предшественникам - с Масляковым и Левиным работала, Галину Игоревну со стороны знала - я не имею права быть неуважительной, они так же, как и я, оказывались в этой ситуации и по-своему старались делать все возможное.
- Вопрос от гуманитария. Что должно случиться в детстве с девочкой, что она решила получать высшее образование в такой дисциплине, как физика?
- К концу школы способности у меня были одинаковые по всем предметам. Но физика, математика, информатика... Не знаю, как это объяснить… Когда решаешь какую-то задачу, получаешь какой-то результат, это доставляет удовольствие. Мне нравилась, например, и история, но я понимала, что эта специализация в итоге выведет меня только на школу, а тогда мне хотелось какой-то иной траектории своего профессионального образования, хотелось какого-то практического дела. В итоге я все равно попала в школу, но нисколько не жалею об этом.
- Физика требует очень рационального мышления. Можно сказать, что у вас мужской склад ума?
- Да. Рациональная составляющая во мне преобладает. Мне было интересно и очень сложно учиться. Эта область, где мужчины добиваются гораздо больших успехов.
- А что с пресловутой женской логикой? Вы способны на какие-то вещи, которые не поддаются мужскому разумению?
- Думаю, да. Я же блондинка. (Смеется.)
- В одном из интервью вы говорили, что любите читать, и преимущественно мемуарную литературу. А чему еще отдаетесь в нечастое свободное время?
- Общению с семьей. Муж трудится в судебной системе. Дочери взрослые, замужем и работают в области юриспруденции.
- Как муж отнесся к вашему назначению? Ваш статус его не смущает?
- Он, конечно, очень переживает за меня и поддерживает. Нет, абсолютно не смущает. В своей сфере он тоже имеет высокий статус, потому это не выглядит так, что я его потеснила.
- Почему вас нет в соцсетях?
- Есть опасения избыточного общения, на которое уж точно нет времени. Я там под псевдонимами присутствую, но очень ограниченное время.
- Как поддерживаете себя в хорошей форме?
- Врать, что ем булки, плюшки и со мной ничего не происходит, а просто у меня такой замечательный обмен веществ, не буду. Конечно, ограничения присутствуют. Еще в силу роста на мне не так заметно что-то лишнее. Раньше ходила пешком на работу и с работы и мне этого было достаточно в плане физических нагрузок. Сейчас такой возможности нет, поэтому переживаю, надо будет придумать какое-то замещение. Люблю плавание, но получается это только во время отдыха.
- Как и где отдыхаете?
- Не люблю пляжный отпуск, я северный типаж, мне страны Скандинавии, Прибалтики близки, я люблю туда возвращаться. Отдых люблю скорее экскурсионный и насыщенный новыми впечатлениями.
- В преддверии Нового года о чем мечтаете как руководитель и как женщина и что хотели бы пожелать горожанам?
- Как руководитель мечтаю о том, чтобы у меня было больше денег в бюджете, чтобы я могла воплотить еще больше идей для комфортной жизни петрозаводчан. Как женщина я мечтаю о благополучии и здоровье своих родных и близких. Того же я желаю и горожанам, а еще внутреннего комфорта, гармонии в семье и профессиональной реализации.