Эксперт: «Серьезного улучшения в сфере ЖКХ я не жду»
Эта конференция ежегодно проводится в Петрозаводске, куда съезжаются представители в основном Северо-Запада страны для обсуждения проблем этой самой болезненной сферы современной России. Тенденции и приоритет, обмен опытом и представление современных технологических возможностей – традиционные темы конференции.
В Карелии аббревиатура ЖКХ звучит как синоним слова «беда». И потому нам особенно интересно, что об этой стороне нашей жизни думает один из организаторов конференции, член Совета Торгово-промышленной палаты РФ, председатель Комитета ТПП по предпринимательству в сфере жилищно-коммунального хозяйства Андрей ШИРОКОВ.
– Андрей Вячеславович, о чем конференция и почему Петрозаводск?
– Ну выбор Петрозаводска в качестве места проведения обусловлен не тем, что здесь какая-то особая ситуация в ЖКХ. Наверное, здесь просто удобнее встречаться представителям регионов Северо-Запада. Конференция – это площадка, где мы говорим об этой сложной сфере. Вернее, я разделяю сферу ЖКХ на две: жилищную и коммунальную. Это две совершенно разные, иногда «воюющие» между собой системы. В них даже преобладают разные формы собственности: в жилищной сфере превалирует частная собственность, в коммунальной – преимущественно публичная.
– Тем не менее в Карелии вы уже не первый раз, и, наверное, у вас есть какая-то оценка того, в каком состоянии находятся эти сферы в нашей республике?
– Состояние сложное. «Оценку» прежний ваш губернатор Худилайнен получил от президента. Какая это была оценка, вы знаете. Думаю, что и приход нового губернатора несильно сдвинет с места решение ваших проблем. У вас огромное количество аварийного жилья и нет достаточных ресурсов для эффективного решения проблемы.
Тем более что местные, муниципальные власти, мне кажется, не столько способствуют решению проблемы, сколько пытаются скрыть и замаскировать ее…
– Это как?
– Когда начала формироваться региональная Программа капитального ремонта, муниципалитеты радостно «запихнули» в нее все дома, которые капитальному ремонту просто не подлежат. Это дома-развалюхи, давно уже аварийные, которые надо просто расселять и сносить.
Но если муниципальная власть официально признает эти дома аварийными, то у нее возникает обязанность в течение полугода их расселить и снести. А все местные бюджеты – «минусовые», денег на новое строительство в них не было и нет уже несколько десятилетий. Вот поэтому местные чиновники и находят «выход». Пусть столетние развалюхи «отремонтируют» за счет средств регионального Фонда капремонта. Обошьют сайдингом, вставят новые окна… С виду дома станут покрасивей и, даст Бог, простоят, держась на этом сайдинге, еще лет пять – а там уж, может, и этого чиновника на этой должности не будет. Пусть проблему решает кто-то другой…
То есть они отводят от себя проблему на период своего присутствия во власти. Делают все, чтобы население хоть ненадолго отстало от них. Сами понимаете, что такой подход – это полная профанация самой идеи капитального ремонта…
– Сообщалось, что в Карелии и региональный Фонд капитального ремонта, мягко говоря, не блещет успехами. Смог освоить только треть собранных денег, остальные в лучшем случае лежат без дела. Как вы это оцениваете?
– Беда не только Карелии. В целом по России освоение средств региональных фондов капремонта – на уровне 30—40 процентов. А остальные деньги региональные власти очень ловко научились изымать и расходовать на совершенно иные цели. Часто – просто на покрытие дефицита регионального бюджета.
То есть народ в очередной раз просто обманули. Ввели, по сути, прямой налог, который граждане платят как бы в «общий карман», надеясь на ремонт своего жилья. А власти запускают руку в этот карман и тянут оттуда. Никто ни перед кем не отчитывается, и никто ни за что не несет ответственности… Практика абсолютно незаконная, и я искренне удивляюсь, почему наши правоохранительные органы, в том числе и в Карелии, смотрят на это сквозь пальцы. По-хорошему, это их прямая обязанность – следить, чтобы деньги расходовались по назначению…
Наше государство выработало совершенно изощренные механизмы, чтобы наживаться на гражданах и на тех деньгах, которые люди платят за ЖКХ. Я уже на всех уровнях выступаю, кричу об этом: надо прекратить такую практику, иначе скоро система ЖКХ просто рухнет!
Вот, например, вы и ваш дом платите своей управляющей компании за обслуживание жилья. Допустим, с каждой квартиры берется 500 рублей в месяц. Логично, что вы ожидаете и услуг от компании получить на эти 500 рублей. Но не тут-то было! Половина этих денег уйдет прямо государству – в налоги. А следом придут разные государственные проверяющие и контролирующие органы, и по итогам проверки каждый оштрафует за что-нибудь управляющую компанию. Откуда платятся штрафы? Из этих же ваших денег! Таким образом, государство приберет к рукам большую часть ваших денег, а уж что останется – пойдет на содержание и обслуживание вашего жилья… Нормально?
– Население предупредили об очередном повышении коммунальных тарифов с 1 июля. Причем странно. Медведев нам рассказывает, что предельное повышение составит шесть процентов. Путин говорит, что превышение сверх этого уровня недопустимо. А на уровне муниципалитетов повышают как хотят. В Петрозаводске, например, тарифы повысятся почти на 10 процентов. Как это?
– А этот вопрос пусть народ задает депутатам районных и городских советов. Это же они голосуют за превышение предельного уровня. В тех районах, где у депутатов есть совесть и ответственность перед избирателями, повышение пройдет на 6 процентов. А где будет больше – там народ пусть делает выводы.
– Но государство как-то может настоять на единстве подходов к этому вопросу по стране? В конце концов это дискредитирует именно государственную власть…
– В советские времена – могло. Попробовал бы кто-нибудь ослушаться высшее руководство… Положил бы партбилет на стол, а то и в тюрьму бы сел. Это было Государство с большой буквы. А теперь – государство с маленькой буквы. Кто во что горазд…
– Андрей Вячеславович, вы много лет занимаетесь проблематикой ЖКХ. Как с вашей позиции – виден хоть какой-то свет в конце тоннеля?
– Откровенно говоря, я боюсь, что своим детям и внукам мы передадим эту сферу в еще худшем состоянии, чем получили сами. На данный момент я не вижу в России хозяйственного руководителя, хотя бы уровня федерального министра, которому было бы по силам решать задачи в сфере ЖКХ. Нынешнее правительство – увы…
Помните, как нас в младшей школе учили? Когда решаешь задачу, половина успеха – правильно записать ее условия в тетрадь. Так вот, нынешнее правительство России, к сожалению, не может даже правильно сформулировать условия задачи. Проблемы либо забалтываются, либо «закапываются», маскируются и откладываются на потом. И пока это так, серьезных улучшений я не жду.