«Дам. Не дам. Дам, но не вам». Кто губит горнопромышленный комплекс?
– Андрей Александрович, как можно охарактеризовать текущую ситуацию в сфере производства и поставок щебня из Республики Карелия?
– В условиях необходимости социально-экономического развития региона горнопромышленный комплекс Республики Карелия в настоящее время находится, пожалуй, в очень сложной ситуации. С начала 2017 года из 29 предприятий по производству щебня 8 практически прекратили свою деятельность, еще 15 предприятий снизили объемы отгрузки. По итогам работы предприятий за январь–июнь мы видим ежемесячное снижение отгрузки щебня железнодорожным транспортом. За 1 полугодие 2017 года отгружено на 1,5 млн тонн меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Такое положение дел в отрасли не может не вызывать беспокойства. Необходимо отметить, что в условиях замещения импортного щебня из Украины наш регион в сложившейся ситуации не имеет возможности нарастить объемы поставок качественного гранитного щебня.
– Почему?
– Основной фактор, негативно влияющий на развитие ситуации в горнопромышленной отрасли региона – это предлагаемый высокий уровень вагонной составляющей на использование железнодорожного подвижного состава. Так, за два года размер вагонной составляющей (нерегулируемый) вырос в 5,5 раза, при том что уровень железнодорожного тарифа (регулируемый государством) вырос только на 16 процентов. По мнению участников рынка, предлагаемый уровень вагонной составляющей в СЗФО не позволяет выходить с объемами реализации щебня на основные рынки с рыночной ценой на свою продукцию. Размер вагонной составляющей на перевозки щебня из Карелии делает его просто неконкурентоспособным по сравнению с поставками щебня из других регионов в ЦФО. Другими словами, уровень вагонной составляющей является препятствием для привлечения вагонов под отгрузку щебня в необходимом количестве. При этом операторов подвижного состава не смущает данная ситуация, и они могут отправлять свои вагоны из-под выгрузки угля в порожнем состоянии с полигона Октябрьской железной дороги мимо потенциально возможной погрузки в попутном направлении.
– Что явилось причиной такого роста уровня вагонной составляющей? И насколько, по вашему мнению, это соответствует рыночным условиям?
– Карелия сегодня находится вне рынка. Рыночная цена (справедливая цена) находится на стыке спроса и предложения и формируется заказчиком и исполнителем. Мы же видим, что ни о каком формировании рыночной цены сегодня речь не идет. Цена устанавливается оператором, и критериев или прозрачного механизма ценообразования нет. Вам называют цену на максимальных уровнях, и решение по ее согласованию остается за вами. Не устраивает – вагонов не получишь, вот и все! Самое неприятное во всем этом, что именно такую политику проводит крупнейший оператор полувагонов – АО «ФГК» (дочерняя компания ОАО «РЖД»), на его в свою очередь ориентируются и другие компании.
Причиной такого поведения на рынке перевозок грузов является желание как можно больше получить маржинального дохода от реализованной услуги. Вопрос увеличения маржинального дохода может достигаться за счет повышения эффективности работы подвижного состава, логистических решений и т. д. Предложения грузовладельцев по установлению размера уровня ценовых условий со стороны АО «ФГК» не рассматриваются и не обсуждаются, а доводы заказчиков во внимание не принимаются. В рынок выдаются индикативы, которые всегда выше того уровня, по которому компания фактически работает. Это говорит о том, что коммерческая политика компании строится по принципу повышения цены и никакого отношения к рыночному ценообразованию не имеет. В отличие от АО «ФГК», с другими операторами можно договариваться и выстраивать совместную работу.
– На проведенном Правительством Республики Карелия совещании 6 июля по вопросу обеспечения перевозок нерудных строительных материалов со стороны АО «ФГК» обсуждался вопрос по заключению сервисных контрактов. Как вы к этому относитесь?
– Транспортно-логистическая компания «Промнерудтранс» одна из первых пыталась заключить сервисный контракт на долгосрочной и взаимовыгодной основе. Мы дважды обращались в АО «ФГК» с инициативой о совместной работе по фиксированным объемам и ценам, и нам дважды отказали. Такое решение со стороны менеджмента компании нам непонятно.
Я могу отметить, что вообще с приходом в 2016 году новой команды в АО «ФГК» ситуация для Карелии резко изменилась в худшую сторону, и слова руководителей компании очень сильно расходятся с реальными действиями. Вот несколько примеров из практики нашей компании: говорят, готовы заключать сервисные контракты, – не заключают. Подписали соглашение «зима–лето» – ни одного вагона не дали. Запрашиваем цены – не дают. Говорят о «клиентоориентированности» и доступности – сами работают выборочно с отдельно взятыми компаниями. Говорят о своей открытости, но предприятия так и не могут выйти на согласование заказов, и т. д. Кругом ложь и лицемерие.
– Какой выход из сложившейся ситуации вы видите, и что необходимо сделать?
– Как бы банально это ни звучало, но данный вопрос решается одним управленческим решением в АО «ФГК», и требуется на это не более пяти минут. Но вся проблема заключается в том, что люди, которые эту ситуацию собственноручно создали, не пытаются даже что-либо изменить, хотя суть вопроса им известна.
На республиканском уровне ведется достаточно активная работа. Производители щебня, общественные организации – ТПП РК, НП «Ассоциация горнопромышленников Карелии», а также Министерство экономического развития и промышленности РК, Министерство по природопользованию и экологии РК регулярно проводят мониторинг ситуации и рассматривают все проблемные вопросы, касающиеся обеспечения нормального функционирования горнопромышленного комплекса. Неоднократно направлялись обращения в ОАО «РЖД», Минтранс России, ФАС России, проводились встречи с руководством АО «ФГК», но ситуация не меняется. Принимая во внимание уровень принимаемых решений и взаимодействия, активная и целенаправленная работа проводится на федеральном уровне лично и.о. Главы Республики Карелия А.О. Парфенчиковым и Правительством Республики Карелия. Я уверен, что рано или поздно этот важный для всех вопрос будет решен положительно.
– В 2011 году ООО «Промнерудтранс» создавалось специально для обеспечения вывоза щебня из Карелии и формирования сбалансированной ценовой политики. Каковы ваши планы с учетом сложившейся ситуации?
– Действительно, в условиях проведения структурной реформы ОАО «РЖД» предприятия горнопромышленного комплекса и Правительство Республики Карелия четко понимали все риски, связанные с передачей полувагонов инвентарного парка в частные компании. И для того чтобы этот переходный период преодолеть с наименьшими потерями, адаптироваться к меняющейся схеме работы железнодорожного транспорта, было принято решение о создании региональной транспортной компании, и мы это сделали. Говоря о результатах проводимой нами работы на региональном уровне, можно с уверенностью сказать, что с этой задачей наша команда справилась. С началом деятельности ООО «Промнерудтранс» с большим количеством операторских компаний организована работа по привлечению подвижного состава, цена на рынке перевозок колебалась в пределах 2–3 процентов и была более или менее стабильной, снизилось количество посредников, которые занимались спекуляцией вагонами, грузоотправителям оказывалась всяческая поддержка деятельности, связанная с планированием и осуществлением перевозок грузов. Все это делалось для наших предприятий с целью преодоления сложностей и решения возникающих вопросов, а люди говорили нам спасибо за совместную работу.
Шло нормальное, логичное и последовательное развитие вплоть до 2015 года, до тех пор, пока отдельные личности из ЦФТО и АО «ФГК» не взялись за разрушение того, что создавалось и эффективно работало годами. Наша компания им мешала в проведении своей «коммерческой политики», и теперь мы имеем то, что имеем. Мы сумели адаптироваться к новой ситуации, нужно признать, что не без потерь. Но на это можно закрыть глаза по сравнению с тем ущербом, который нанесен этой политикой горнопромышленному комплексу Республики Карелия.
Деятельность ООО «Промнерудтранс» однозначно будет продолжена и направлена на создание необходимых условий для эффективной работы. Более того, мы видим новые ниши и готовы входить в новые проекты по реализации «Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия» и «Транспортной стратегии Российской Федерации».
Очень жаль, что в этой ситуации уходит время возможностей для карельского бизнеса, и эту нишу сегодня занимают другие. Экономике Республики Карелия и сейчас продолжает наноситься ущерб, предприятия вынуждены сокращать объемы производства и численность работников. А те, кому доверено и даны полномочия для принятия правильных управленческих решений, в просторных московских кабинетах, безответственно выстраивают работу так, как им удобно, по принципу: «Дам. Не дам. Дам, но не вам!»