25 мая 2019, 12:14

Чьи в лесу шишки?

Почему журналистов вызывают на уборку мусора.

Мои читатели часто недовольны мною. Я не соответствую их ожиданиям. Особенно – когда они обращаются ко мне по вопросам жилищно-коммунальным.

Звонит мужчина. По голосу чувствуется – серьезный. Сурово сообщает мне, что у них во дворе кто-то не донес до контейнера и разбросал мусор. Представляете? И вот теперь весь двор в мусоре! Это просто свинство! Я внимательно выслушиваю его, соглашаюсь, что это безобразие, и вежливо интересуюсь: а чего он в этой ситуации хотел бы от меня?

– Как чего?! Вы же указали свой телефон в газете?
– Указал. И что теперь – мне приехать и убрать у вас мусор?
– Вы же журналист, вы должны приехать и разобраться, кто тут у нас мусорит!

Когда же я отказываюсь «исполнить его заявку», он долго и громко возмущается, грозит мне «последствиями» и кричит, что будет жаловаться на меня…

Звонит тётя. У нее беда, слезно просит помочь. Управляющая компания выставляет счета за обслуживание дома с какими-то «непонятными» цифрами. Суммы, по ее мнению, слишком большие. Хочет, чтобы я взял ее счета, поехал в управляющую компанию – и пусть там мне объяснят, за что берут такие деньги и на каком основании.

Ладно. Начинаю расспрашивать. А ходила ли она сама в управляющую компанию? Нет, не ходила. Обращалась ли уполномоченному по дому? Нет, не обращалась. Принимала ли участие в общем собрании собственников жилья, где утверждались тарифы? Нет, не принимала. Подписывала ли протокол собрания в заочной форме? Да, вспоминает она, приносили домой какие-то бумаги, она подписала. А что подписала? Не читала…

Начинаю углубляться: может, управляющая компания работы по дому не выполняет? Нет, вроде все делается: двор убирается, подъезды моются, освещение работает… Чем же она недовольна? «Так почему так дорого?! Раньше брали меньше…»

Дальше мне приходится прочитать ей небольшую лекцию. Объясняю ей, что это они сами, собственники жилья в доме, в том числе и она, эта самая тётя, выбрали управляющую компанию. Наняли эту компанию, чтобы она проводила работы по дому. Определили список работ, их объем и периодичность. Утвердили тарифы. То есть сами разрешили управляющей компании брать с себя определенные суммы за определенные работы. На что и на кого теперь жаловаться? Всегда можно собрать общее собрание и попытаться пересмотреть договор с управляшкой, оспорить тарифы, может быть, от каких-то работ отказаться…

Она долго меня слушает, потом печально спрашивает: «Ну так вы приедете?» И очень обижается, когда я говорю, что не приеду, потому что это – дело самих жильцов дома, и никто за них тут ничего не сделает. Она ничего не поняла. Она говорит, что была обо мне лучшего мнения, и бросает трубку.

Звонит мужчина. Сходу заявляет, что председатель ТСЖ в их доме – жулик. И я должен вывести его на чистую воду. Но как же вы выбрали в председатели такого жулика? «Как-то вот так… выбрали». А правление в ТСЖ есть? «Есть, но я им не доверяю!» А ревизионная комиссия работает? «Все они там жулики, я им не доверяю!» – отрезает он. Ну хорошо, говорю, инициируйте общее собрание, переизберите правление, председателя и ревизионную комиссию. «Да некогда мне ходить на эти их идиотские собрания!» – кричит мой собеседник.

Я говорю, что ничем не могу ему помочь и не стану вмешиваться во внутренние дела их ТСЖ. На что он нервно замечает: «Ну конечно! Статейки-то легко писать. А как помочь людям – так сразу в кусты!»

Такие разговоры я веду по шести раз на дню. И всякий раз удивляюсь. Вот вроде бы не первое десятилетие мы живем в полудиком рынке. За эти годы те же самые тётеньки и дяденьки очень хорошо научились торговаться на базаре. По всякому поводу качать права в магазинах. Требовать сдачу до копейки с таксиста. Отказываться платить грузчикам, которые при перевозке поцарапали шкаф. И так далее. Но как только заходит дело о ЖКХ, они словно оказываются в каком-то советском детстве. В них вдруг вырастает железобетонная уверенность в том, что им кто-то должен, что кто-то придет и решит все их проблемы, причем бесплатно. А разбираться с управляющими компаниями они хотят чужими руками – и хорошо бы так, чтобы их имя при этом не звучало: мало ли что… Этот «коммунальный инфантилизм» почему-то особенно живуч и неистребим.

Сейчас многие ездят в Финляндию, удивляются, как там чисто и опрятно. Хотя и там бывает по-всякому. В Финляндии, представьте, тоже есть люди, которые бросают где попало мусор. Есть хулиганы, которые переворачивают урны. Есть вороны, которые растаскивают мусор из контейнера. Может быть все. Не может быть только одного: ни одному финну, увидевшему в своем дворе валяющийся мусор, не придет в голову звонить в редакцию «Хельсингин Саномат» и требовать, чтобы журналисты разобрались в ситуации.

У финна не возникает вопроса, чей это мусор. Дом его, двор его, улица его, значит, и мусор его. Финн берет метлу, совок и убирает. Он знает: если он не уберет, то приедет коммунальная служба, уберет, а ему выставит счет. Логика простая: не хочешь платить – убирай, не хочешь убирать – плати.

Мне кажется, многим гражданам у нас пора бы тоже стать взрослыми и ответственными за свое жилье людьми. Понять: если вы не участвуете в управлении вашим домом, не умеете спорить и судиться с управляющей компанией, не глядя подписываете бумаги – то вашим домом будут управлять другие люди. И не факт, что в ваших интересах. Если вам «некогда ходить на собрания» – будьте готовы к тому, что все важные решения кто-то примет за вас, а последствия этих решений вы будете оплачивать из своего кармана. И ни какая редакция никакой газеты не станет рубиться за ваши деньги и «помогать» в разборках с управляшкой.

Максим Тихонов's picture
Автор:

Журналист, блогер, редактор. Более 30 лет в профессии. За это время убедился многократно: у человека есть только один способ защитить себя от лжи и манипуляций — осведомленность. Своих читателей я пытаюсь заставить думать, анализировать, сопоставлять. Хотя, увы, все реже встречаю людей, которые, вообще, хоть что-то читают...