17 марта 2017, 16:28

близится «эра» светлых годов, а авторынок к ней не готов

Введение в России системы экстренного оповещения о ДТП привела в движение автомобильный рынок страны

С 1 января 2017 года в Россию больше нельзя ввозить из-за рубежа подержанные и новые автомобили в частном порядке, так как они не оборудованы системой экстренного оповещения о ДТП «ЭРА-Глонасс». Все же новые автомобили отечественного и зарубежного производства, сертифицированные как новые модели, а не продолжение модельного ряда, уже имеющего старый сертификат, также должны быть оснащены данной системой. Сертификат этот называется «Одобрением типа транспортного средства (ОТТС)».

Из отечественных авто такое оснащение имеет только «Лада-Веста», всему предыдущему модельному ряду «Автоваза» не надо проходить сертификацию на ОТТС до 2019 года. Но самое интересное состоит в том, что, если, предположим, в 2019 году будет выпущена новая модель «Калины», то она продлит срок старого сертификата для всего семейства «Калин» еще на три года. Такая же законодательная лазейка оставлена и для импортных автомобилей. Однако самые крупные поставщики машин на российский рынок - «КИА», «Хендай» и «Форд» уже устанавливают на новые автомобили российские модули и проходят сертификацию.

Вокруг обязательного введения системы «ЭРА-Глонасс» сегодня много споров и даже активного гражданского протеста. Так, на Дальнем Востоке в таможенных терминалах скопились сотни «японок», владельцы которых добиваются растаможки и выдачи ПТС. Но таможенники наотрез отказываются выполнять эти требования, ссылаясь на нормы закона. Естественно, подержанные японские авто не имеют модулей «ЭРА-Глонасс».

В ситуацию уже вмешались властные структуры, которые поспешили заявить, что ПТС на ввезенные из Японии до 1 января 2017 года авто все-таки выпишут. Означает ли это создание прецедента, после которого внедрение «ЭРЫ-Глонасс» затормозится на неопределенный срок, или речь идет о разовом послаблении – покажет время.

Пока же потенциальных покупателей автомобилей тревожит другое: с российского рынка уйдут некоторые производители западных автомобилей, в особенности сегмента «очень дорогие». Но и дорогие, и бюджетные авто, оснащенные модулем «ЭРА-Глонасс», заметно подорожают. И связано это подорожание не с себестоимостью оборудования (по сути, модуль – это дешевый смартфон), сколько расходами по прохождению сложной и дорогостоящей процедуры сертификации ОТТС модуля в одной из двух лабораторий НАМИ, включающие в себя краш-тесты на лобовой и боковой удары. Позднее планируется ввести и третий краш-тест на удар с переворотом автомобиля.

Вообще-то «ЭРУ-Глонасс» ввели уже в 2015 году, но начало действия соответствующего закона до сих пор отодвигалось. Впрочем, нововведение 2017 года тоже больше выглядит малоподготовленным, нежели отработанным механизмом.

Например, западных производителей автомобилей беспокоит монополия НАМИ на сертификацию моделей. Цена на такую сертификацию заходит за 800 000 евро, и это не считая двух разбитых автомобилей в краш-тестах.

Не все понятно и с будущим подобной европейской системы оповещения о ДТП, которая называется «eCall». Дело в том, что она, в сущности, выполняет абсолютно те же функции, что и «ЭРА-Глонасс». Более того, европейские производители автомобилей и оборудования «eCall» успешно протестировали свою систему на совместимость с отечественной. Как оказалось, системы полностью интегрировались в «ЭРУ-Глонасс» и успешно выдали как сигнал бедствия, так и все параметры ДТП. Правда тестирование это было не официальное.

Таким образом, вопрос повис в воздухе: а зачем вообще тогда оснащать европейские машины дополнительным модулем, если «родной» модуль вполне совместим с нашей «ЭРОй»? Ведь все это приведет только к удорожанию автомобилей, спрос на которые в России в последние годы и так устойчиво падает.

Ответа пока нет. Видимо в будущем будут проведены более детальные и официальные исследования «eCall» и европейская система будет спокойно работать в российской системе оповещения. Пока же мы пошли самым простым, но не самым эффективным путем: обязали производителей и поставщиков автомобилей в РФ оснащать все новые модели, пока не имеющие сертификатов, отечественными системами.

Кстати, производят их только в России, поэтому расходы по закупу, установке и дальнейшей сертификации в Россию же и вернутся. То есть лягут на плечи отечественных автомобилистов.

Насколько оправданно введение системы «ЭРА-Глонасс» именно в этом году и стоят ли риски и так разбалансированного автомобильного рынка таких жертв?

Те, у кого модули стоят на «Вестах» в один голос утверждают, что система работает успешно. Специалисты в этой сфере утверждают, что со временем, когда подавляющее большинство автомобилей будет оснащено системой, количество погибших в ДТП уменьшится на 40 процентов.

Диспетчер, получивший сообщение с попавшего в ДТП автомобиля будет через секунду знать все исходные данные аварии: место катастрофы с точностью до 10 метров, сколько пристегнутых людей находится в машине, какова сила и характер удара, скорость авто в момент аварии. Связавшись с аварийным бортом диспетчер может предварительно узнать и о состоянии здоровья людей.

Главное преимущество состоит в том, что бригады первой помощи, отправившиеся на место аварии, будут готовы к определенным исходным данным по ДТП и оснащены именно тем арсеналом первой помощи, который нужен именно в данном случае.

Сказать, что «ЭРА-Глонасс» излишество, при том ужасающем уровне смертности на дорогах страны, просто язык не поворачивается. Однако, как и все передовые технологии, отечественная система оповещения переживает детские болезни роста и сталкивается с непросчитанными заранее рисками. Одно можно утверждать с уверенностью: хоть новшество и продвигается с трудностями и со скрипом, за такими модулями все-таки будущее. Со временем они станут еще более продвинутыми, ведь цифровые технологии опережают в своем развитии автомобилестроение в десятки раз. Недаром же говорят, что если бы автопром в области автомеханики развивался с такой же скоростью, как развивается «цифра», мы бы уже в этом веке могли летать на своих автомобилях в космос.

Андрей Туоми's picture
Автор:

В журналистике с 1993 года. Пришел в профессию случайно и остался навсегда. Главным качеством журналиста считает честность, все остальное наживается годами упорного труда. Считает журналистику одной из самых важных и востребованных профессий современности. В свободное от работы время время увлекается живописью, охотой и рыбалкой.